Итак, мы вплотную подошли с тобою к тому моменту, откуда обычно начинают святые Отцы свои аскетические наставления. Все они обращаются к человеку, которого уже не нужно убеждать в необходимости особых усилий для достижения Царства Небесного, или, как их обычно называют, аскетических подвигов. Такой человек, получив первое опытное познание будущих вечных благ, и самого себя воспринимает уже по-новому. Иными словами, у обратившегося к Богу возникает самоощущение христианина. Если бы тебя спросили раньше: ты кто? - ты ответил бы: я ученик, или сын таких-то родителей, или, положим, русский человек, или болельщик такой-то футбольной команды. Человек отвечает на такой вопрос всегда в зависимости от того, чем сам он выделяет свою личность среди других людей. И вот настает для тебя такой момент, когда хотя бы самому себе на такой вопрос ты ответишь не задумываясь: я - христианин! И от всего сердца повторишь слова церковных песнопений: Христос моя сила, Бог и Господь! Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование. Вся жизнь, вся надежда моей души - в Нем одном. Потом уже на второй вопрос: а еще кто ты? - ты скажешь свое имя, назовешь своих родителей, национальность и так далее. Но первое и главное: я - христианин! -будет всегда низмеримо выше всего. Какое подлинно великое и славное имя! В скольких житиях мучеников оно звучит в устах страдальцев как победная песнь и горячее исповедание. Скажи от всего сердца: я - христианин, и вот Сам Христос близ тебя со Своей всемогущею помощью. Во Христа крестившись, мы во Христа облеклись (Гал. 3, 27). Оживают и для меня эти странные на первый взгляд слова Апостола: Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть (2 Кор. 13, 5). Я - христианин! Уже не диаволу принадлежу, не мiру, во зле лежащему. Христос умер и за меня. И меня Он призвал к участию в Воскресении Своем. Но пока я разлучен с Ним. Он посетил, призвал меня к Себе, но между мною и Им стена моих грехов, моя падшая природа, все скопище моих греховных страстей. Я еще по эту сторону всеобщей человеческой смерти, но уже имею в себе залог будущей вечной жизни. Ведь я - христианин! Доселе я даже не знал, кто я, зачем живу, зачем мне даны сознание, разум, сердце, что ожидает меня после краткой земной жизни. Эти вопросы прежде и не возникали во мне. Жизнь для меня пестрела лишь игрушечными блестками мелких удовольствий, и очень скоро они должны были превратиться в пустоту, тоску, безотрадность. Этого не произошло, ведь я - христианин! И пусть многие люди не поймут меня, не имея того сокровища, которое дано мне теперь. Они столь же несчастны, как и я был несчастлив еще совсем недавно. Жаль, что они этого не видят, но пусть даже они ожесточатся против меня, как восстали и против Господа моего, - они никогда не смогут отобрать у меня сокровища, дарованного мне Спасителем моим. Ведь теперь я - христианин. Как приблизиться к Нему, как сделать душу свою способною воспринимать Его чудный свет и не опаляться им? Конечно, большую часть этого дела совершит Его благодать, но что требуется от нас? Об этом и пойдет речь дальше. Теперь же важно, что поворот нашей жизни обозначился, мы знаем цель своей жизни и в ней черпаем себе силы и утешение. ...Как же все-таки хорошо, что теперь и ты - христианин!
ГЛАВА 4
MIP И УДАЛЕНИЕ ХРИСТИАНИНА ОТ НЕГО
В час обращения ко Христу ты увидел свою душу, освещенную Его светом, и ужаснулся, как она грязна и как нуждается в очищении. В ней оказалось такое множество греховных, гадких или просто лишних, сорных мыслей, чувств, желаний. И все они подлежат удалению. До обращения душа наша не представляла для нас интереса, а потому превратилась в проходной двор для демонов. Мы в ней сами не были хозяевами, а только пользовались ею. И самой душе хотелось стать на положенное ей место: подчиняться духу и властвовать над телом. Но дух не мог ею командовать, а тело не желало ей повиноваться. Теперь же правильный естественный порядок может начать восстанавливаться. Христос хочет превратить тебя в Своего раба, сына и друга. Первый шаг на этом пути Он уже сделал, начав с самого святилища духа твоего. Он приоткрыл тебе Свою милость, возбудил совесть, даровал тебе самосознание христианина и решимость быть им. Теперь дух твой уже с христианской точки зрения смотрит на душу и тело и видит их полное расстройство и болезненность. Вся душа, как некая сплошная гнойная рана, на которой почти нет живого места, принесена теперь в лечебницу Христову на исцеление. И коль скоро речь зашла о лечебнице, то первое ее свойство и требование к ней - чистота. Так и душа никогда не станет внутренне чистою, если прежде не очистить все внешние входы ее, если не перекрыть сначала все внешние питательные источники, из которых питаются мучащие душу греховные страсти. Больному телу часто прописывается диета. Больной душе она еще более необходима. Душа и тело могут быть исцелены только при условии всестороннего воздержания, прежде всего - удалением себя от греховных соблазнов и мipcкoгo образа жизни.