Лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слов. Семантическая совместимость слов.
Задание № 1.Составьте словосочетания со словами 1) рынок, базар; 2) годичный, годовой, используя слова для справки. Чем обусловлена возможность( невозможность) сочетания этих слов с другими словами?
Слова для справки:1) Городской, центральный, крытый, елочный, книжный, мировой, внешний, овощной, птичий;
2) Цикл, отпуск, собрание, доход, оценки, запас.
Задание № 2. Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное.
1) Герой произносит (сокровенную, священную, заветную, верную) клятву.
2) Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики.
3) Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, трусить, робеть, трепетать) всего на свете, надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным).
Задание № 3. К каждому слову первой группы подберите соответствующее одно или несколько слов из второй группы и запишите образованные словосочетания.
Задание № 7.Из слов, заключенных в скобках. Выберите нужное.
1. Никогда не забудет наш народ (геройские – героические) дни Ленинградской блокады. 2. Сюжетом повести стала (драматичная – драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя. 3. Регистрация (командированных – командировочных) производится в вестибюле. 4. В кузове грузовика могут (поместиться – разместиться) четыре «Москвича». 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять – предпринять) (эффективные – эффектные) меры.
Задание № 8.Прочитайте текст и скажите, кто из говорящих допустил ошибку? Как надо правильно сказать? Перед выполнением посмотрите задание № 9.
Два приятеля собрались в поход на Кавказ. Стали думать о подготовке. Один говорит: «надо купить туристические карты и туристические куртки». «Прежде разработаем туристский маршрут», - предложил другой.
Задание № 9. Напишите, какое из слов (туристский – туристический) сочетается со словами: ужин, проспект, путевка, костюм, поход, снаряжение, справочник, бюро, обед, сезон, поезд, база, рюкзак.
Помните, что туристский – прилагательное к слову турист, а туристический – прилагательное к слову туризм.
Задание № 10.Отредактируйте текст.
1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Председатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 12. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не был больным.
Задание № 11.Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.
1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2. Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) решений. 3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице. 5. Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 6. Ниже своих возможностей (сработали, работали) в декабре строители. 7. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 8. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 9. (решимость, решительность) его поступка удивила всех. 10. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались. 11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли.
Задание № 12.Выясните по толковому словарю различия в значении слов; составьте с данными словами предложения.
Задание № 13.Укажите смешение паронимов в предложениях, взятых из сочинений абитуриентов (они хотели поступить на филологический факультет, но паронимы их подвели).
1. Реальные люди силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы.
2. На собрании станичников царствовала разноголосица.
3. Клещ тешит себя надеждой, что вернется в общество полным членом его.
4. Ученик, школьник, студент должен стать соучастником образования и воспитания.
Задание № 14. В примерах, взятых из ученических сочинений, укажите нарушение лексической сочетаемости и попробуйте исправить эту стилистическую ошибку.
1. В душе князя Андрея пробуждается новый идеал: он уходит в государственную деятельность.
2. Бородинская битва вскрыла то лучшее, что было в князе Андрее.
3. Произведения Пушкина овеяны идеями свободы.
4. На Раскольникова в щелку смотрели маленькие глазки и совсем седые волосы.
5. Катерина оказала протест против «темного царства».
6. После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.
7. Из глаз Сони беззвучно текли слезы.
8. Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой.
9. Любимые герои Толстого далеко не идеальны, они впадают в свои кризисы…
10. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими статьями.
11. Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.
12. Уж топтался на одном месте: он не мог взлететь.
1. Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались. 2. Районы засушливых земель преобразовали свое лицо до неузнаваемости. 3. Особое чувство привета пострадавшие от наводнения выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам. 4. Предварительный план играет большое значение при написании сочинения. 5. В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии. 6. Большую роль в спортивной закалке имеет упорная тренировка, выдержка, упорство. 7. В новом поселке воздвигнуты прекрасные благоустроенные дома. 8. Появление волка было так мгновенно, что охотник на минуту растерялся. 9. Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез в нее обеими лапами. 10. На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано.
Задание № 16. В следующих предложениях, взятых из газет Алтайского края, выявите отклонения от норм литературного языка, исправьте ошибки:
1) Книжная торговля не удовлетворяет еще возросшие запросы населения.
2) По-серьезному занялись выращиванием свеклы в Угловском районе.
3) В текущем году «Барнаулгоргаз» согласно договоров принимал авансом деньги.
4) Недостатки сдерживают продвижения вперед.
5) Жириновский имеет власть не только над людьми, но и над женщинами.
6) Каждый интеллигентный человек обязан любить и уважать женщину.
7) Продается цветной телевизор серебристого цвета.
8) Реклама: Бесплатная кастрация и стерилизация для малоимущих слоев населения.
9) Из-за отсутствия горячей воды в больницах помоечные отделения простаивают без дела.
Грамматические нормы современного русского литературного языка. Нарушение грамматических норм.
Задание № 17.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, образуя формы рода имен существительных.
1. К завтраку был… подан… кофе с молоком. 2. Покупатель попросил дать ему примерить прав… туфл… . 3. Читальн… зал… библиотеки хорошо проветривается. 4. В табел… отмечается выполненная членами бригады работа. 5. Крыша сарая была покрыта тол… . 6. Стрелочник вовремя заметил, что лопнул… лев.. рельс… . 7. В магазине продается яблочн… повидл… . 8. Лесовоз проезжал по широк… просек… .9. На лицо женщины был…накинут… траурн… вуаль. 10. Кому приятно, чтобы ему наступили на любим… мозоль?
Задание № 18.Допишите окончания, обоснуйте ответ.
1. Когда актер снял огромные очки и надел небольш... пенсне в золотой оправе, лицо его преобразилось. 2. Газеты сообщают о падении цен на колумбийск... кофе. 3. Поздн... барокко характеризуется декоративной пышностью деталей. 4. Эсперанто был... создан... свыше семидесяти лет назад доктором Л.Заменгофом. 5. На портрете – молодая женщина, на плечи ее накинут... пушист... боа. 6. Дв... колибри привлекли внимание орнитолога. 7. Сочи расположен... на побережье Черного моря, южнее его – солнечный Сухуми. 8. Перу был... одной из первых жертв испанских конквистадоров. 9. Гороно разослал... по школам тексты экзаменационных сочинений.
Задание № 19.Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное.
Задание № 20.Исправьте предложения. Найдите ошибки в употреблении формы падежа имен существительных.
1. Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер. 2. Купите мне пару чулок и две пары носок. 3. Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса. 4. Яблоневый сад занимает свыше ста гектар. 5. Собран большой урожай помидор. 6. Разделите все это на несколько равных доль. 7. Мы находились в самом большом цеху завода. 8. Документы нужно представить к первому августу. 9. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.
Задание 23. Допишите окончания, мотивируя свой выбор.
1. Фруктовый сад занимал площадь свыше пяти гектар... . 2. Поставлен новый электрический счетчик на 10 ампер... . 3. На курсе учатся, несколько якут... и туркмен... . 4. В магазине имеется большой выбор чул...к... и нос...к... . 5. Начиная с весны в нашем буфете продают салат из свежих помидор... . 6. Тускло горели огарки стеариновых свеч... .
Задание № 24.От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.
Задание № 25.Исправьте предложения. Найдите ошибки в употреблении форм числа имен существительных.
1. Статья в газете отражает противоположные взгляды людей, принадлежащих к различным социальным средам. 2. Неправильные выражения нередко встречаются в речах детей. 3. Партизанские отряды нередко попадали в окружения. 4. Почти все цеха завода испытывают трудности при расчете с поставщиками. 5. Нужно формировать у детей правильные отношения к явлениям окружающей действительности. 6. Молодые учителя систематически обмениваются опытами проводимой ими учебно-экспериментальной работы. 7. Ассоциация фермеров имела возможность использовать трактора и комбайны. 8. Родина славит подвиги своих сыновей. 9. В представлениях героев Чернышевского все было по-другому. 10. Опытные шофера уверенно вели машины по крутизне.
Задание № 26.Выберите один из заключенных в скобки вариантов; свой выбор мотивируйте.
1. В ближайшие дни состоится защита диссертации (аспиранта – аспирантки) Никитиной. 2. Девушка – (кондуктор – кондукторша) мило улыбнулась. 3. В числе (делегатов – делегаток) на Всемирный конгресс женщин было несколько писательниц. 4. В недавно открытой парикмахерской (лучшим мастером – лучшей мастерицей) считается Татьяна Леонова. 5. Объяснения на выставке давала девушка (экскурсовод – экскурсоводка). 6. (Бригадир – бригадирша) Маруся приехала на поле рано утром. 7. (Чемпионом – чемпионкой) мира по шахматам стала Нона Гаприндашвили. 8. Наша соседка, работающая (библиотекарем – библиотекаршей), постоянно знакомит нас с новинками художественной литературы. 9. С приветственным словом выступила (руководитель – руководительница) делегации (заслуженный учитель – заслуженная учительница) школы России Н. Захарова.
Задание № 27.Дополните падежные окончания существительных в данных предложениях.
1. В Абрамцево приехал новый специалист, знающий толк в лес… 2. Этот невзрачный, но очень полезный цветочек растет в лес…, в самых его глухих местах. 3. Музыканты всех континентов приняли участие в Международном год… Шопена. 4. Их места в театре были в третьем ряд….
Задание № 28. Допишите окончания, мотивируйте свой выбор окончания.
1. Прохожий купил пачку табак... . 2. В компот положили много изюм... и чернослив... . 3. Хозяйка протянула гостю чашку дымящегося ча... . 4. Больной принял таблетку пирамидон... . 5. Крик... и визг... было столько, что барабанные перепонки чуть не лопнули. 6. Отбо... нет от разных заманчивых предложений. 7. Иные судят обо всем с наскок... . 8. Пока неизвестно, сколько доход... получит наш колхоз в этом году. 9. Уступите ему смех... ради. 10. За ночь налипло снег... .
Задание № 29.Допишите окончания, мотивируйте свой выбор.
1. Утки и гуси плавали в небольшом пруд... . 2. Полузамерзшие воробьи искали корм в снег... . 3. Дожди размыли дорогу, и ноги вязли в грунт... . 4. В цех... поражали чистота и порядок. 5. Специалисты нашли много целебных свойств в мед... 6. Я был этим летом в отпуск... . 7. Не отыщешь иголки в стог... сена. 8. В дым..., вылетавшем из трубы, временами сверкали искры. 9. До революции повальные болезни в нашем кра... были нередки. 10. На большом круг... начались скачки. 11. Слышалось громкое мычание коров в хлев... . 12. Большая люстра висела посередине потолка на крюк... . 13. Рыбаки переночевали на мыс..., а на рассвете ушли в море.
Задание 30. Заключенные в скобки слова поставьте в нужной форме. Допишите, где требуется, окончания.
1. Если бы не бдительность стрелочника, поезд неизбежно бы сошел с (рельсы). 2. На завтрак нам подали 25 (граммы) сливочного масла. 3. Станция железной дороги находилась в (полкилометра) от деревни. 4. Не хватало дух... отказать мальчику в его просьбе. 5. В производственном совещании издательства участвовали автор..., редактор..., корректор... .
Задание № 31.Поставьте заключенные в скобках слова и числительные в нужном падеже.
1. К 15 мая в совхозе вспахано более 1750 (гектары). 2. В газете сообщается о 2975 станках, выпущенных заводом сверх плана. 3. Урожай картофеля составляет более 200 (центнеры) с гектара. 4. В ходе боев было захвачено в плен до 380 (солдаты) противника. 5. За год надой составил до 2455 (килограммы) молока на каждую корову. 6. Каждому члену бригады было выплачено дополнительно по 78 (рубли). 7. От каждой свиноматки получено в среднем по 11 (поросята). 8. Для школьных мастерских куплено (тиски – 22, клещи – 33, кусачки – 44). 9. Сдано в ремонт (часы – 24). 10. Было уничтожено до (полторы роты) противника. 11. В полк пришло до 150 бойцов пополнения. 12. Лейтенант ушел в разведку с 8 (автоматчики). 13. Ответ пришел только через (52 – сутки, день).
Задание № 32.Исправьте предложения, найдите ошибки в употреблении имен числительных.
1. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 2. Школьная библиотека располагает двумя тысячами восемьдесят тремя книгами. 3. Папанинцы пробыли на льдине 274 суток. 4. Город находится в полуторастах километров от областного центра. 5. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся. 6. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов. 7. Машины стояли у обоих ворот. 8. До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца. 9. Девятьметровый столетний дуб возвышался в центре поляны. 10. В соревнованиях участвовало 243 юношей и девушек. 11. Каждому дали по пяти тетрадей.
Задание № 33.Перепишите предложения, числительные запишите словами, а не цифрами.
1) Государственная казна пополнилась еще 678000 (рубль).
2) Забастовки произошли еще в 281 (город).
3) Стипендии были выплачены 1552 (студент).
4) Наши охотники за один сезон уничтожили 54 (волк).
5) Учитель проэкзаменовал 22 (ученик).
6) Письмо датировано 1831 (год).
7) Мне пришлось пожертвовать еще 16 (доллар).
8) К 2567 (наименование) в список приписали еще 1033 (наименование).
9) В трех зрительных залах – по 70 (место).
10) Потери составили более 843 (килограмм).
Задание № 34.Прочтите вслух предложения, правильно образуя падежные окончания числительных и согласующихся с ними существительных.
1. В диссертации имеется приложение с 65 схем… 2. В библиотеке не хватает 9 книг. 3. В новом поселке в 5000 дом… работают печи на природном газе. 4. В Антарктиду доставили самолетом 24 полярник… 5. Техникум выпустил 52 молод… специалист…
Задание № 35.Составьте словосочетания числительных оба, обе со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.
Задание № 36.Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении форм прилагательных.
1. Ученик был способный к математике. 2. Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и более обильный – в следующем. 3. Подобный ответ бессмысленен. 4. У мальчика появились и более худшие привычки. 5. Стихи были удачные и по содержанию и по форме. 6. Первый ученик отвечал бойчее. Чем второй. 7. Комната низкая для такой мебели. 8. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности. 9. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 10. Герой рассказа – маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.
Задание № 37.Исправьте предложения. Найдите ошибки в употреблении местоимений.
1. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года. 2. Сзади его шла нагруженная вещами телега. 3. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. 4. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 5. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. 6. Больной попросил сестру налить себе воды. 7. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого. 8. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.
Задание № 38.Исправьте предложения, найдите ошибки в употреблении форм глагола.
1. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. 2. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 3. Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. 4. Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах. 5. Где вы слыхали об этом? 6. Если так будет продолжаться, я очутюсь в затруднительном положении. 7. По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды. 8. Не махай так сильно руками. 9. Цветок без воды сохнул в вазе.
Задание № 39. Из приведенных в скобках форм выберите нужную.
1. На смежное предприятие в качестве взаимопомощи (было направлено, были направлены) до двухсот работников завода. 2. В числе рабочих завода, кто (награжден, награждены) грамотами, были и станочники пятого цеха. 3. После короткой беседы большинство (получает, получают) направление. 4. Никто из работников министерства так и не (смог, смогли) прямо ответить на наш вопрос. 5. «Дни Турбиных» (была поставлена, были поставлены) в Художественном театре. 6. «Известия» не раз (писала, писали) об охране наших лесных богатств. 7. Большинство учащихся (справилось, справились) с контрольным заданием. 8. Озеро Селигер (расположен, расположено) на западе Калининской области. 9. Автомобиль-амфибия (был передан, была передана) геологической экспедиции. 10. Женщина-врач отлично (справился, справилась) с трудной операцией. 11. До десяти комплектов станков (имело, имели) дефекты. 12. Совхозу (будет выделено, будут выделены) две тысячи тонн удобрений и ядохимикатов. 13. Большинство специалистов, с которыми приходилось обсуждать возможность объединения хозяйств, (считает, считают), что оно должно произойти на базе совхоза «Восход». 14. Большинство тех, кто (дал, дали) согласие на переезд, в дальнейшем (взял, взяло, взяли) свои заявления. 15. На начало октября на фабрике (имелось, имелись) в наличии сто тонн белой жести.
Задание № 40. Из приведенных в скобках форм выберите нужную.
1. За два (последние, последних) года т. Николаевым внесено четыре рационализаторских предложения. 2. Соревнования продлятся (неполные, неполных) две недели. 3. Два вагона, (поступившие, поступивших) под погрузку, требовали срочного ремонта. 4. В апреле (будет открыт, будут открыты; новый, новые) сад-ясли на двести мест. 5. Поступили на испытание три (новые, новых) модели (универсальной, универсального) лебедки-автопогрузчика. 6. Рукопись поступила на рецензию к (нашему, нашей) консультанту т. Родиной. 7. (Выступивший, выступившая) на собрании заместитель декана по научной работе доцент Петрова (рассказал, рассказала) о ближайших планах издания работ факультета. 8. Оформлены на работу два (научные, научных) сотрудника и две (старшие, старших) лаборантки. 9. Четыре (наши, наших) лыжницы, (принимающие, принимающих) участие в гонке, заняли призовые места.
Задание № 41.В следующих предложениях найдите случаи неправильного управления.
1. Докладчик оперировал с непроверенными данными. 2. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 3. Русские народники в последней трети Х1Х века рьяно отстаивали взгляд об «особом» пути России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития. 4. Все это говорило за то, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши молодые мастера могут с честью бороться с ними. 5. Ответ по заявлению был получен немедленно. 6. После издания приказа директора наметился перелом к лучшему в деле нарушения дисциплины. 7. Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам. 8. Посевы производились согласно указаний агронома. 9. Мой брат недавно вернулся с Крыма. 10. В выходной день мы с товарищем были в опере.
Задание № 42.Составьте словосочетания с данными словами. Обратите внимание на особенности управления этих слов.
Беспокоиться (о ком-нибудь); тревожиться (за кого-нибудь); примириться (с чем-нибудь);. превосходство (над кем-нибудь); преимущество (пере кем-нибудь); удивляюсь (чему-нибудь); удивлен (чем-нибудь); отчитаться (в чем-нибудь); сделать отчет (о чем-нибудь), но: отдавать себе отчет (в чем-нибудь); обращать внимание (на что); уделять внимание (чему); полон (чего); наполнен (чем); удивляться (чему); поражаться (чем); предупреждать (о чем); предостерегать (от чего).
Задание № 43.Составьте предложения с опорой на следующие пары словосочетаний, используя предлогиблагодаря, из-за, по причине, вследствие, в связи с…
Срыв поставок – расторжение договора; непредвиденные обстоятельства – задержка отправки товара; эффективная работа отдела рекламы – повышение спроса на выпускаемую продукцию; плохой урожай – повышение цен на зерно; внедрение новой технологии – повышение качества продукции; потеря рабочего времени – низкая производительность труда; ремонт оборудования – остановка цеха.
Задание № 44 .Укажите ошибки в управлении, связанные с употреблением синонимов. Как возникли эти ошибки? Исправьте предложения.
1. Не приходится доказывать о том, как важно вовремя провести снегозадержание. 2. Прошу дать разъяснение о том, положен ли двухмесячный отпуск административным работникам техникумов. 3. Выступавшие не раз отмечали о том, что мастерские не обеспечивают качественного ремонта машин. 4. Один из отделов магазина предназначен изделиям местной промышленности. 5. Хочется предупредить от ошибок, которые допускаются на отдельных предприятиях. 6. В Доме культуры состоялся семинар с агитаторами поселка. 7. Назовем основные показатели, за которые спорят работники управления. 8. Оплата за руководство производственной практикой производится в соответствующем проценте к месячному заработку. 9. Бетонщикам особенно сильно допекают подпочвенные воды. 10. Старший преподаватель Иванов был прикомандирован в одногодичную аспирантуру.
Нормы ударения и произношения (орфоэпические нормы в современном русском литературном языке)
Задание № 45. Прочитайте диалог, обращая внимание на произношение выделенных слов.
– Добрый день, Ольга Ильинична, Вы в библиотеку?
– Да, хочу поработать с каталогом. А Вы, Тамара Никитична?
– Я тоже занята: у меня много дел в компьютерномклассе. Но, может быть, мы зайдем на минутку в кулинарию? Там сегодня продают кету, языковую колбасу, творог, сосиски и грейпфруты.
– Давайте зайдем, правда, я вчера была в пиццериии купила пиццу, но если в кулинарии есть фарш, свекла и яйца, я приготовлю на ужин тефтелии салат, а на завтрак – яичницу.
– Смотрите, буфет еще работает! Нам повезло! Выпьем кофе с бутербродами. А можно и тортыкупить. Какой большой выбор тортов!
– Действительно! Куплю этот, с какао и кремом.
– Возьмите другой, он вкуснее и красивее.
– Пожалуй, вы правы.
Задание № 46.Поставьте ударение в следующих словах и словосочетаниях. При возникновении затруднений, обращайтесь к словарю.
Агент, базироваться, баллотироваться, валовой (продукт), верба, газированный, газопровод, диалог, еретик, забронировать (закрепить), завидно, желчь, изобретение, индустрия, каталог, квартал, корысть, памятуя, плато, подбодрить, приданое, симметрия, сноровистый, филистер, ходатайствовать, экзальтированный, нет гриба, огонь в ночи, гнала овец, дожил до седин, комната прибрана, много должностей, купил гуся, анализ крови, нет прибылей, лечь на спину, всходы густы, допил чай, сгруппированные, начатые работы, прокляли войну, содрана на коленях кожа.
Задание № 47.Прочитайте слова, соблюдая правильное ударение (в случае затруднений справляйтесь в словарях).
Задание № 53.Прочитайте предложно-падежные формы слов, соблюдая правильное ударение. Обратите внимание на то, что иногда предлоги (чаще всего на, за, под, по, из, без) принимают на себя ударение, и тогда следующее за ним существительное оказывается безударным.
На: на воду, на ногу, на гору, на руку, на спину, на зиму, на стену, наголову, на сторону, на берег, на год, на нос, на угол, на ухо, на день, на ночь, зуб на зуб, на два, на три, на шесть, на десять, на сто.
За: за воду, за ногу, за голову, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ухо, за уши, за ночь, за два, за три, за шесть, за десять, за сорок, за сто.
Под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;
По: по морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по уху, по два, по три, по сто, по двое, по трое;
Из: из лесу, из дому, из носу, из виду;
Без: без вести, без толку, без году неделя.
Ср. также: час от часу, год от году, до ночи, до полу.