Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вспомогательные материалы к разделу



"Основы классической риторики"

І. Схема «Подготовка выступления»

1. Определение значения темы и постановка цели выступления:

· Каковы интересы и запросы слушателей?

· Для чего им нужно выступление по данной теме?

· Какие знания и какую полезную для них информацию выступление должно дать?

2. Составление плана выступления:

· продумав логику всей темы, записать основные ее компоненты:

· вступление (в чем состоит значение темы для данной аудитории?)

· основные вопросы темы и выводы, которыми должно завершаться их изложение;

· заключение (теоретические и практические вопросы по теме и вытекающие из них задачи слушателей)

3. Отбор (подбор) материала для выступления:

· поиск литературы по основным вопросам темы (теоретических статей, брошюр, книг) и отбор из нее того содержания, которое отвечает цели выступления;

· изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуаций и т.п.) для теоретического анализа и обобщения в выступлении, чтобы слушатели поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции, стали лучше ориентироваться в реальной действительности;

· подбор знакомых слушателям примеров из практики (общественной и индивидуальной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов;

· подбор наглядных пособий и продумывание цели, времени и способа их использования

4. Написание текста выступления:

· подготовка тезисов выступления (разбивка основных вопросов темы на подвопросы, продумывание и формулировка их названий и наметка выводов по ним);

· выделение (шрифтом, цветом и т.д.) основных идей и выводов, усвоения которых непременно нужно добиваться;

· распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа изложения.

 

ІІ. Основные правила аргументации в устном выступлении

1. Тактически выгоднее сначала подавать наиболее сильные аргументы.

2. Яркое доказательство или существенное возражение полезно сделать кратко и произнести сжато.

3. Помнить о том, что сами по себе факты мало влияют на человека, ибо требуют осмысления и последующих выводов. Поэтому целесообразно приводить факты в их взаимосвязи вместе с вытекающими из них выводами.

4. Не упускать случая изложить сильный довод в виде рассуждения: «если…, то…»

5. Использовать аргументы прежде всего для обоснования своей позиции, а не для критики мнений оппонентов.

6. Приводя в качестве аргументов цифровой материал, назвать не приблизительные, а точные цифры (особенно в случаях, когда этого требуют обстоятельства).

7. Стремиться чаще подкреплять одно доказательство другим, но без противоречий.

8. Не убеждать оппонентов в ошибочности их точек зрения, достаточно обосновать преимущества собственного мнения.

9. Использовать активное, а не пассивное построение фразы: (Вместо: «это может осуществиться…» – «мы это осуществим…»; «следует сделать заключение…» – «можно заключить..»)

 

ІІІ. Приемы привлечения и удержания внимания

В устном выступлении

1. Неожиданность.Использовать в речи неожиданную и неизвестную слушателям информацию, а также яркие формулировки с «оживляющим эффектом»

2. Юмор. Не «засушивать» речь. Включать в устное выступление смешные, парадоксальные примеры, веселые шутки, забавные истории. Помнить при этом об уместности и мере использования юмора.

3. Сопереживание. Увлеченно описывать события, связывающие вас с собеседниками; использовать такие факты, которые заставляли бы аудиторию сопереживать, сочувствовать.

4. «Провокация». На короткое время вызвать у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией (оценкой информации).

5. Вопросы. Чаще формулировать вопросы, обращенные к собеседникам. Лучше начинать вопросы словами «Почему…?», «Чем объяснить…?», «В чем причина…?», «Согласны ли вы…?»

6. Паузы в речи. Они усиливают напряженность, вовлекают собеседников в обсуждение проблемы (обдумывание идей, предложений). Кроме того, паузы в речи оратора восстанавливают зрительный контакт с аудиторией.

7. Смена темпа и тональности. Наиболее важные мысли и сложные проблемы выделять громкость голоса и более медленным темпом речи.

8. Речевые приказы. Периодически использовать в речи выражения типа: «Обратите внимание на..», «Представьте себе, что..», «Имейте в виду…»

9. Экспрессия. Выбрать такие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля (яркие сравнения, меткие словосочетания).

10. Апелляция. При необходимости использовать ссылки на авторитет собеседников и известных для аудитории специалистов (теоретиков и практиков).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.