1. Определение значения темы и постановка цели выступления:
· Каковы интересы и запросы слушателей?
· Для чего им нужно выступление по данной теме?
· Какие знания и какую полезную для них информацию выступление должно дать?
2. Составление плана выступления:
· продумав логику всей темы, записать основные ее компоненты:
· вступление (в чем состоит значение темы для данной аудитории?)
· основные вопросы темы и выводы, которыми должно завершаться их изложение;
· заключение (теоретические и практические вопросы по теме и вытекающие из них задачи слушателей)
3. Отбор (подбор) материала для выступления:
· поиск литературы по основным вопросам темы (теоретических статей, брошюр, книг) и отбор из нее того содержания, которое отвечает цели выступления;
· изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуаций и т.п.) для теоретического анализа и обобщения в выступлении, чтобы слушатели поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции, стали лучше ориентироваться в реальной действительности;
· подбор знакомых слушателям примеров из практики (общественной и индивидуальной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов;
· подбор наглядных пособий и продумывание цели, времени и способа их использования
4. Написание текста выступления:
· подготовка тезисов выступления (разбивка основных вопросов темы на подвопросы, продумывание и формулировка их названий и наметка выводов по ним);
· выделение (шрифтом, цветом и т.д.) основных идей и выводов, усвоения которых непременно нужно добиваться;
· распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа изложения.
ІІ. Основные правила аргументации в устном выступлении
1. Тактически выгоднее сначала подавать наиболее сильные аргументы.
2. Яркое доказательство или существенное возражение полезно сделать кратко и произнести сжато.
3. Помнить о том, что сами по себе факты мало влияют на человека, ибо требуют осмысления и последующих выводов. Поэтому целесообразно приводить факты в их взаимосвязи вместе с вытекающими из них выводами.
4. Не упускать случая изложить сильный довод в виде рассуждения: «если…, то…»
5. Использовать аргументы прежде всего для обоснования своей позиции, а не для критики мнений оппонентов.
6. Приводя в качестве аргументов цифровой материал, назвать не приблизительные, а точные цифры (особенно в случаях, когда этого требуют обстоятельства).
7. Стремиться чаще подкреплять одно доказательство другим, но без противоречий.
8. Не убеждать оппонентов в ошибочности их точек зрения, достаточно обосновать преимущества собственного мнения.
9. Использовать активное, а не пассивное построение фразы: (Вместо: «это может осуществиться…» – «мы это осуществим…»; «следует сделать заключение…» – «можно заключить..»)
ІІІ. Приемы привлечения и удержания внимания
В устном выступлении
1. Неожиданность.Использовать в речи неожиданную и неизвестную слушателям информацию, а также яркие формулировки с «оживляющим эффектом»
2. Юмор. Не «засушивать» речь. Включать в устное выступление смешные, парадоксальные примеры, веселые шутки, забавные истории. Помнить при этом об уместности и мере использования юмора.
3. Сопереживание. Увлеченно описывать события, связывающие вас с собеседниками; использовать такие факты, которые заставляли бы аудиторию сопереживать, сочувствовать.
4. «Провокация». На короткое время вызвать у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией (оценкой информации).
5. Вопросы. Чаще формулировать вопросы, обращенные к собеседникам. Лучше начинать вопросы словами «Почему…?», «Чем объяснить…?», «В чем причина…?», «Согласны ли вы…?»
6. Паузы в речи. Они усиливают напряженность, вовлекают собеседников в обсуждение проблемы (обдумывание идей, предложений). Кроме того, паузы в речи оратора восстанавливают зрительный контакт с аудиторией.
7. Смена темпа и тональности. Наиболее важные мысли и сложные проблемы выделять громкость голоса и более медленным темпом речи.
8. Речевые приказы. Периодически использовать в речи выражения типа: «Обратите внимание на..», «Представьте себе, что..», «Имейте в виду…»
9. Экспрессия. Выбрать такие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля (яркие сравнения, меткие словосочетания).
10. Апелляция. При необходимости использовать ссылки на авторитет собеседников и известных для аудитории специалистов (теоретиков и практиков).