Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пух перин над ней пургой



Эпитет (греч. “ерitheton” – приложение) – образное определение предмета или действия («Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она» (П.).

Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными.

Гипербола (греч. “hiperbole” – преувеличение) – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. («Мою любовь, широкую как море, вместить не могут жизни берега» (А.К.Т.).

Литота (греч. “litotes” – простота) – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого («Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка» (Гр.). Литоту называют обратной гиперболой.

Перифраза (греч. “регiphrasis” – пересказ) – описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания. (Например: страна голубых озер Карелия; город на Неве Санкт-Петербург.)

 

Оратору полезно обращаться к средствам художественной выразительности в следующих случаях: а) когда ставится задача подчеркнуть важность произносимого слова, особо отметить значимость идеи или факта и тем самым повысить доходчивость речи; б) когда необходимо придать высказыванию эмоциональную окраску; в) когда следует усилить убедительность выводов за счет обращения не только к сознанию, но и к чувствам слушателей.

Для повышения экспрессивности речи полезно использовать пословицы и поговорки, которых огромное множество. Примеры: «Ученье – свет, неученье –тьма»; «Что в другом не любишь, того и сам не делай»; «На зеркало нечего пенять, коли рожа крива»; «Что посеешь, то и пожнешь»; «Не узнавши броду, не суйся в воду»; «Дружба дружбой, а служба службой», и т.д. Задача оратора – выбрать наиболее сильную и уместную поговорку или пословицу.

Широко могут использоваться в выступлениях крылатые слова, т. е. меткие и яркие выражения из высказываний знаменитых людей, цитаты из произведений писателей. Примеры: «Сильнее кошки зверя нет» (И. Крылов); «Быть или не быть?» (В. Шекспир); «Подписано, так с плеч долой» (А. Грибоедов); «Александр Македонский – герой, но зачем же стулья ломать?» (Н. Гоголь); «Без руля и без ветрил» (М. Лермонтов); «В карете прошлого далеко не уедешь» (М. Горький); «Лучше скажи мало, но хорошо»; «Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь» (К. Прутков), и др.

Анализ конкретных примеров показывает, что нет особых трудностей в использовании тех или иных средств выразительности. Необходимо целенаправленно работать над собой в этой области ораторского мастерства, быть наблюдательным, внимательным к жизни, высказываниям и речам других, всегда фиксировать удачное выражение, сильное сравнение.

Вот несколько примеров использования выразительных средств, взятых из выступления докладчика на деловом совещании:

«Бизнес должен быть процессом обоюдовыгодным, он не должен быть игрой в одни ворота» (сравнение);

«Сегодня стоит задача создать сначала поле для бизнеса, а потом уже бизнес. Сегодня стоит задача заботиться о детях, а то через несколько лет бизнесмен останется без квалифицированных рабочих. Сегодня стоит задача уделить должное внимание преподавателям, от работы которых зависит подготовка молодежи» (анафора);

«Главной целью стало сокращение числа управленческих уровней между заводоуправлением и рабочими. Как говорят японцы, «если понизить уровень воды, то можно увидеть подводные камни». Многоступенчатое управление – через коммерческого директора, производственный и плановый отделы, начальника цеха, цехового плановика – содержит «подводные камни» в виде искаженной информации, ошибок в решениях и противоречивых указаний» (пословица, сравнение).

 

4.4. Мемориа

 

Раздел «Мемориа» (лат. "memoria" – память, запоминание) дает рекомендации по запоминанию подготовленного к произнесению текста.

Естественные законы нашей памяти основываются на впечатлении (образная память), повторении и ассоциации как наиболее важных условиях запоминания информации.

Суть образного приема запоминания состоит в том, чтобы получить глубокое, яркое и прочное впечатление о том, что хотите запомнить. Привлеките все типы образной памяти для запоминания текста выступления: зрительную (постройте схему, графики, картинки, передающие его содержание); слуховую (в процессе подготовки многократно повторите текст); моторную (разработайте последовательность жестов для всех частей вашей речи).

Впечатление может быть зрительным и слуховым, но в любом случае, чтобы наилучшим образом усвоить какой-либо предмет, он должен быть как можно более ярким: произнесите текст речи вслух, наслаждаясь каждым словом, а также постарайтесь представить выступление в виде образов-картин, последовательно разворачиваемых вами перед слушателями. Усвоению способствует углубленное проникновение в суть запоминаемой вами информации. Разбивайте материал вашего выступления на смысловые куски, выделяя в нем главное и второстепенное, сложное и простое, аргументированное и бездоказательное и осмысливайте каждый из элементов.

Второй естественный закон запоминания – повторение. Не всякое повторение полезно – механическое многократное воспроизведение текста приведет к обратному результату. Во-первых, повторять следует с интервалами (через 40 – 50 минут следует делать перерыв на 10 – 15 минут), которые необходимы нашему подсознанию, чтобы закрепить материал на уровне ассоциации. В то же время интервалы дают возможность мозгу отдохнуть. Во- вторых, при повторении полезно чередовать чтение текста выступления с припоминанием его про себя, а затем воспроизведением вслух. Причем повторять нужно текст не частями, а целиком. Если забыли что-то, не торопитесь заглянуть в текст, «загляните» в память.

Последним необходимым элементом успешного запоминания является ассоциация. Ассоциация фактически объясняет механизм памяти. Все, что возникает в сознании, должно быть соотнесено с уже имеющейся там информацией. Таким образом, наша память опирается на организованную систему ассоциаций, и ее возможности зависят от прочности и количества таких ассоциаций.

Как накапливать ассоциации? Необходимо всесторонне обдумывать те или иные факты, которые вы должны запомнить, применяя следующую схему: почему это так – как получилось; что это – когда так бывает; кто и какое мнение имеет по этому поводу и т.д.

Запоминая текст, не зазубривайте факты и описания, а старайтесь подобрать к ним какие-либо известные вам аналогии.

4.5. Акцио

 

Акцио (лат. "actio" – действие) – раздел классической риторики, в котором даются рекомендации по непосредственному произнесению подготовленных речей.

Первое впечатление об ораторе – зрительное. Психологи установили, что 80 % информации о мире человек получает через зрение, поэтому слушатели оценивают выступающего прежде всего зрительно – каков его внешний облик, поза, выражение лица, одежда, манеры. Первое впечатление обманчиво, тем не менее оно очень сильно. Если говорящий вызывает в слушателях антипатию, то разрушить ее бывает очень сложно, и выступление окажется неэффективным: оратор не сможет установить столь необходимый для успеха речи контакт с аудиторией и не достигнет своей цели.

Древние риторики уделяли большое внимание внешности оратора. Цицерон считал хорошие физические данные непременным условием успешной ораторской практики. Однако многие признанные мастера красноречия не были физически красивыми людьми, тем не менее это не помешало им завоевывать и покорять аудиторию. Античные традиции требовали использования оратором особого рода одежды и атрибутов. Сегодня риторика не выходит за рамки рекомендаций опрятности, отсутствия ярких вызывающих элементов, аккуратной прически, чистой обуви. Не стоит одевать костюмы и платья, стесняющие движения, складывать в карманы какие-либо предметы.

Очень важно выступающему установить контакт с аудиторией. Слушатель поступается своей индивидуальностью, жертвует временем, чтобы выслушать оратора, поэтому если последний сразу же даст понять аудитории, насколько она невежественна и как далеко отстоит от него в своей образованности, то у слушателей возникнет раздражение, и цели выступления не будут достигнуты.

Контакт с аудиторией легче бывает установить, если будут учтены следующие рекомендации:

1) Заранее ознакомьтесь с комнатой, в которой предстоит выступать, - акустика, место, где будет стоять оратор, расстояние до слушателей;

2) Выбрав место, следует встать так, чтобы не было затруднено дыхание; рекомендуется стоять больше «вольно», чем «смирно», не следует переминаться с ноги на ногу;

3) Следует быть умеренным в жестикуляции и мимике (там, где они действительно необходимы); в процессе выступления не следует теребить свой галстук или пуговицы пиджака, трогать или тереть уши и кончик носа, не стоит каждые пять минут поправлять прическу, иначе говоря, следует избегать механических жестов: они выдадут волнение выступающего, которое недоброжелательный слушатель воспримет как незнание предмета речи;

4) Не читайте речь по написанному тексту – если вы не знаете ее наизусть, не стоит и выходить к слушателям. Вполне допустимо (если объем выступления большой) иметь перед собой его тезисный план, карточки с цифровым материалом, цитаты;

5) В процессе произнесения текста речи рекомендуется смотреть на своих собеседников, а не в окно, на потолок или себе под ноги, тогда выступающий может вовремя заметить малейшие признаки усталости, непонимания или разочарованности речью и сумеет улыбкой, шуткой, интересным замечанием вновь возбудить интерес слушателей.

Контакт с аудиторией в очень большой степени зависит и от дикции оратора. Дикция (лат. "dictio" – произнесение) – это произношение, артикуляция звуков и их сочетаний. Дикция является основой разборчивости речи и может быть отчетливой, членораздельной или косноязычной, нечленораздельной. Хорошая дикция обеспечивается исключительно точной и автоматизированной координацией психофизиологических речевых центров с органами речи – дыхательными органами, вибраторами (связками), артикуляторами (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо) и резонаторами (полость рта и носа).

Дикцию можно и нужно тренировать: систематически читать вслух скороговорки, крупные предложения (20 – 30 слов), периоды (читаются с ускорением или замедлением темпа, приданием различных интонаций), скандировать стихи.

В устном общении, особенно в долгих выступлениях, большую роль играют паузы. Они помогают как говорящему, так и слушающему. Во-первых, облегчают дыхание и позволяют поддерживать необходимый запас воздуха в легких, во-вторых, дают возможность обдумать предстоящие высказывания. Но главное – улучшают восприятие речи и даже ее запоминание слушателями, так как наиболее длительные паузы делаются перед самыми важными мыслями. В зависимости от этих функций различают паузы дыхательные, ритмические (в конце или в середине стихотворной строки), смысловые или логические (между предложениями, абзацами или иными частями текста), психологические (возникают при волнении говорящего, либо намеренно, с целью сосредоточения слушателей перед особо важной частью речи). Наибольший интерес как раз и представляет последний тип пауз, так как они могут быть предусмотрены оратором заранее.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.