Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Образ собаки в мифологии, космологии и ритуалах жизненного цикла



Роль собаки в традиционном хозяйстве нанайцев тесно свя­зана с её функционированием в области духовной культу­ры, где она выступает в качестве посредника между миром людей и сверхъестественными силами. В комплексе традици­онных культов и ритуалов, в шаманстве и праздниках собака играла большую роль не только как жертвенное животное, но и как проводник душ умерших, помощник шамана практиче­ски во всех видах обрядов.

До настоящего времени у нанайцев бытуют древние антро­поморфные верования, отражающие представления, в которых собака выступает в образе человека в шкуре. Такое наказание человеку предстоит в том случае, если в настоящей жизни он ведёт неправедный образ жизни, за что в будущем своём про­явлении он будет оплачивать грехи в зверином образе. Соглас­но традиционному мировоззрению нанайцев в обществе осуж­далось насилие над собакой. Обычно собака пользовалась лю­бовью всех домочадцев, начиная от младших и заканчивая са­мыми старшими в семье. Отражение этих представлений, свя­занных с образом собаки, мы находим в многочисленных фоль­клорных произведениях. В сказке «Пёс-Мэргэн» собака являет­ся главным персонажем произведения. Такой мэргэн в челове­ческом образе является могучим богатырём, удачливым охот­ником и рыбаком, он захватывает в плен множество людей, же­нится на прекрасных женщинах и т.п. [39, с. 174-183]. Антропо- морфизация образа собаки в фольклоре нанайцев является от­ражением её высокого статуса, особого отношения к ней в тра­диционной культуре. Многие примеры в мифологии находят отражение и в реальной жизни, где взаимоотношения человека и собаки больше дружеские, партнёрские, при этом исключая взаимоотношения хозяина и рабочего животного.

В духовной культуре нанайцев с образом собаки связан об­ширный пласт мифологических воззрений, верований, про­мысловых и лечебных ритуалов. Сходные представления про­слеживаются у многих народов, исторически связанных с ми­ровыми центрами доместикации этого животного. Посред­ством сказок и преданий, в том числе и о собаках, старшее по­коление нанайцев передавало молодежи нравственные этало­ны, мудрость экологического симбиоза с окружающим миром.

В космологических представлениях народов мира образ со­баки занимает одно из значимых мест. Известны мифологиче­ские сюжеты, в которых присутствует образ собаки, спасающей своих хозяев от всевозможных бедствий, а также космологиче­ские сюжеты о собаке, связанной с небесными телами и с кос­мосом. Фантазией людей она с незапамятных времён помеще­на на небо, в созвездие Большого и Малого Пса [37, с. 210]. На­блюдения за небесными светилами нашли отражение в мифо­логии нанайцев. Созвездие Большой Медведицы ассоциирова­лось с охотником, собакой и небесными вешалами. Перемеще­ние Луны по небосклону, её фазы, загадочные и пугающие зат­мения побуждали людей к собственному осмыслению этих яв­лений. У многих народов затмение Луны ассоциировалось с по­жиранием светила мифической собакой [42, с. 80]. В космоло­гических воззрениях нанайцев, равно как и у других народов Амура, есть представления, имеющие один исходный базис. На­пример, у тунгусо-маньчжуров и нивхов широко распространён сюжет о Небесной собаке, поглощающей Солнце и Луну. В фоль­клоре нанайцев особое место занимает образ мифической же­лезной суки Сэлэмэ Вэчэ, предназначение которой заключает­ся в пожирании двух светил. Из боязни, что мифическая собака поглотит Солнце, нанайцы пугали её громким стуком в метал­лическую посуду. Болонские нанайцы, чтобы ублажить небес­ную собаку, в качестве жертвы приносили ей головы щенков, считая, что это её любимое лакомство [Устное сообщение Н.Б. Киле]. Подобные представления прослеживаются у нанайцев всех территориальных групп, в частности у представителей ро­да Киле, в 1920-х гг. был зафиксирован миф, в котором отра­жены общеамурские представления о затмении Луны. «... У бо­га есть собака - сучка. Он её отпустил, и она укусила Луну» [84. Д. 27. Л. 27]. Этот сюжет распространён не только в мифологии тунгусо-маньчжуров, подобные представления прослеживают­ся и у нивхов, а также в верованиях китайцев и других этносов. В фольклоре нанайцев р. Тунгуски железная сука Сэлэ Вэча спо­собствует рождению главного героя от человека и мифическо­го существа Калгама [21, с. 4].

Безусловно, этнокультурные особенности нанайцев нашли отражение и в фольклорных произведениях. У джуенских на­найцев, как и в целом фольклоре нанайцев, образ Железной Собаки имеет сложный, неоднозначный характер. Он много­образен в своих проявлениях: наделён всевидением, способ­ностью выявлять отрицательные свойства духов и человече­ских персонажей, пожирание лишних людей в селении симво­лизирует её охранную, очистительную функцию. В финале Со­бака после обряда очищения превращается в девушку - неве­сту богатыря. Обращение животного в человека встречается во многих мифологических традициях, у нанайцев эти сюже­ты занимают особое место в фольклоре. Одна из важных черт в нанайской мифологии - это антропоморфизация образа со­баки. Образ Железной Собаки наделён могущественными воз­можностями, и все же её охранной функции отводится первое место [39, с. 290-301].

Мифы и верования, связанные с образом собаки, функцио­нируют на протяжении длительного времени. У нанайцев су­ществуют представления о сверхъестественных качествах со­баки, её непосредственной связи с вредоносными водяными и таёжными духами мя ингдани, имеющими собачий облик. Тер­мин мя соотносится с названием миава, так нанайцы называ­ли сердце, значит этот вредоносный в образе собаки дух име­ет прямое отношение к заболеваниям сердца.

В представлениях нанайцев собака обладала антропо­морфными свойствами, в связи с этим использование в пи­щу собачьего мяса было табуировано. В традиционной куль­туре нанайцев собака наделялась сверхъестественным чу­тьём, с помощью которого она опознавала злых духов, их при­ближение и злые намерения останавливал её лай и рычание [32, с. 66]. В мифологических традициях у многих народов ми­ра встречается образ четырёхглазой собаки, обладающей ма­гическими возможностями видеть обитателей потусторонне­го мира благодаря наличию «удвоенного зрения» [37, с. 202- 203]. Нанайцы чёрную собаку с жёлтыми бровями наделяли особыми свойствами, считая мушки над глазами второй парой глаз, следовательно обладающей удвоенным зрением.

В верованиях нанайцев, негидальцев и ульчей зафиксиро­вано функционирование аналогичных представлений, в кото­рых фигурирует образ «четырёхглазой» собаки. По рассказам найхинского нанайца Н.П. Бельды, его собака по кличке Букет обладала такими свойствами. Однажды в тайге Букет неожи­данно ощетинился, стал рычать на лежащее впереди дерево, при этом долго не хотел успокаиваться. Н.П. Бельды, вспоми­ная рассказы матери-шаманки о действиях в подобных ситуа­циях, поглядел между ушей собаки в том направлении и уви­дел смеющегося старика, тыкающего в него пальцем. Н.П. Бель- ды опознал в старике злого духа и быстро выстрелил в него из ружья. Посмотрев вновь между ушей собаки, он ничего более не увидел. Похожие верования были распространены и у неги- дальцев, в подобной ситуации у них помогает выявить нечи­стую силу собака Етан (чтобы увидеть злого духа, нужно бы­ло также глянуть между ушей собаки) [85. Д. 446. Л. 91]. В сла­вянской культуре существовали подобные представления о со­баках, имеющих над глазами два белых пятна (считалось, что они обладают способностью видеть нечистую силу) [37, с. 210].

В ритуалах жизненного цикла нанайцев (рождение ребён­ка, его становление, свадьба, погребальный обряд) непремен­ным участником таких отправлений являлась собака. К чис­лу запретов, связанных с родами, относится завязывание, за­бивание, закупоривание чего либо, в большей степени это относится к мужу рожающей женщины. В мифологии кур- урмийских нанайцев распространён сюжет об отце будущего ребёнка, которому традиция запрещала забивать клинья в со­бачьей нарте [75, с.19]. Нивхи считали, что во время родов бу­дущий отец не должен запрягать собак [12, с. 54]. Эти и другие запреты в традиционном обществе неукоснительно соблюда­лись, чтобы не воспрепятствовать рождению ребёнка.

После появления на свет новорождённого совершали обряд его безопасного внедрения в дом. Для этого люльку с новорож­дённым передавали через окно или через дымовой раструб со словами, имеющими охранительную функцию. После чего по­след немедленно прятали, чтобы собаки его не съели, так как считалось, что женщина могла больше не забеременеть.

Обычно нанайская женщина рожала в шалаше хаморан. Младенца вносили в дом через окно, а не через дверь, мистически веря в то, что запутали след новорождённого и обманули злых духов. При этом старушка, которая помогала женщине во время родов, отдавала ребёнка в окно со словами: «Ма, гирмаксамба индах до дёлолам! На, косточку собаке бросаю!» Злой дух, услышав это, должен поверить и обойти дом стороной. Чтобы сохранить ребёнка, во время родов совершали этот обряд. Дом, где рожала женщина, находился на краю села. На другом краю села, в доме алдан най (не родственников) приго- х товились к встрече новорожденного. Для этого патрубок нары курзи вскрыли в двух местах - с улицы и в доме. Как только мать родила мальчика, чужая женщина алдан эктэ взяла младенца и побежала к другому концу села, к дому, X где их уже ждали. Ребёнка в дом протиснули через отверстие в патрубке, положили посреди дома на пол, и каждый, кто был в этом доме, перешагивал через него и приговаривал: «Илиоро! Илиоро!» Затем ему дали имя Курэ. Здесь был совершен двойной обряд илиочиори [90. Гаер. 1973. Л. 13].

Имя, по существу собачья кличка Курэ (Серый), говорит о древней обрядности, связанной с охранной функцией собаки, в данном случае предохранением жизни ребёнка от злых духов.

У нанайцев отмечено бережное отношение к детям, особен­но от воздействия злых духов амбан в раннем возрасте (как правило, такая обрядовая практика отличается многими ва­риациями). В ритуале закрепления ребёнка в мире живых лю­дей образ собаки имел значение жизнеутверждающей силы, которую могла символизировать нитка из собачьей шерсти, ею родители обвязывали кисти и щиколотки ребёнка. Для со­хранения жизни ребёнка родственники приобретали у чуже­родцев клык кабана, отдавая взамен собаку чёрной масти [12, с. 59]. Часто в подобных магических обменных обрядах имен­но чёрная собака выступала как объект обмена. В результате обмена такой оберег становился непреодолимым препятстви­ем для возможного недоброго воздействия амбан и отличался особой нетерпимостью.

К магическим действиям прибегали в случае падения ре­бёнка. Считалось, что злых духов привлекает детский плач. Поэтому, когда падал ребёнок, старались тут же схватить и бросить оземь собаку или кошку, чтобы их криками отвлечь внимание злых духов, которые, ошибившись, должны были схватить душу животного, а не ребёнка [87. Д. 33. Л. 85].

Для сохранения жизни и здоровья детей нанайцы использо­вали комплекс соединенных между собой мелких деревянных изображений духов в форме собаки, солнца, луны, паука, фили­на и т.п. Когда ребёнок заболевал, доставали эту связку, окури­вали её дымом багульника и обращались к духам с просьбами о помощи [69, с. 45]. Подобная обрядовая практика существова­ла и у северо-восточных этносов, в частности, подобные связки амулетов использовались у чукчей, эскимосов и коряков. Ульчи для защиты ребёнка от злых духов подвешивали к верхней ча­сти колыбели фигурку вороны из бересты, деревянную фигур­ку Колъдями, зубы и когти медведя и собаки [85. Д. 416. Л. 681].

В шаманской практике существовал статус родового шама­на, в обязанности которого входили функции охранять души сородичей. Как правило, сохраняемые им души размещались на больших шаманских деревьях. У ульчских шаманов священ­ные родовые хранилища душ взрослых и детей охранялись со­бакой енггули [69, с. 118]. Возможно, представители этой тра­диции ульчей вели свою родословную от первопредка, что и на­найцы рода Пассар, происходившие от красного волка енгура.

У нанайцев, ульчей, нивхов и орочей зафиксированы ма­гические ритуалы, направленные на сохранение жизни ново­рождённого ребёнка. Если в ульчской семье один за другим умирали новорождённые дети, после смерти очередного ре­бёнка, перед рождением следующего, ломали старый дом и на его месте (либо на соседнем участке) строили новый. Под не­сущие столбы каркаса дома подкладывали головы собак. Уль­чи верили, что собака своим присутствием отгоняет чёрта. В этой же традиции оберегами служили клыки собак и медве­дей, подвешенные на люльку младенца [67, с. 227].

У нивхов такой обряд отправлялся после завершения стро­ительства жилого дома. Е.А. Крейнович описал ритуал, где жертвенной роли собаки придаётся главное значение. «...С це­лью обезопасить домочадцев от влияния нечистой силы на одной из балок душат собаку. Кровью взятой из сердца соба­ки мажут пупок мужскому и женскому духу хам кок, живуще­му в двух последних столбах зимника. В летнике этой кровью мажут углы и места соединения матицы с подпирающими её столбами. Голову собаки вместе с подложенными под нее лап­ками помещают снаружи над дверью, а иногда на задней стене дома и говорят: «...лежи, злой дух, если придет, лай злого духа сторожи» [22, с. 49].

Охранной функции собаки в свадебной обрядности у на­найцев придавали большое значение. Совершая ритуал обру­чения, отец ребёнка-жениха перевязывал руку невесты нит­кой из собачьей шерсти. Кроме того, отец или мать жениха об­вязывали нитками из крапивы и собачьей шерсти руки и ноги сосватанным детям. После отправления этого ритуала родите­лям невесты дарили рабочего кобеля [83, с. 28, 132]. Подарен­ная собака и нитка из шерсти предохраняли детей и их род­ственников от присутствия недоброжелательных духов. По­добная практика в традиционном обществе наделялась осо­бым смыслом. Обручённые дети часто воспитывались и вы­растали вместе, такие пары отличались привязанностью друг к другу до самой старости.

Для формирования свадебного поезда нанайцы отбирали лучшие собачьи нарты. Нередко изготавливали специальные нарты, которые обладали большим размером, чем обычные, с широким сиденьем, в такой упряжке бежали самые сильные и быстрые собаки [34, с. 9]. Во время праздничных поездок на со­бак надевали красивые ошейники, украшенные цветными ре­мешками, бубенчиками, особенно нарядными выглядели соба­ки с надетыми на голову султанчиками гараха, изготовленны­ми из кожи и пучков конского волоса (рис. 129, 130). Кроме то­го, в составе калыма и приданого наличие собаки было обяза­тельным [82, с. 141.] В свадебном обряде нивхов мать невесты, провожая дочь, давала ей особую собаку, не считая собак, во­шедших в калым [12, с. 99]. В проведении нанайской свадьбы одним из зрелищных эпизодов считался ритуал преследова­ния невесты на лодках, летом и зимой - на собачьих упряжках. Когда невесту везут в дом жениха, участники свадьбы соверша­ют мнимое похищение невесты и отвозят её в дом жениха [35, с. 159]. В традиционной свадебной обрядности нанайцев не до­пускалось пересечение, перерезание дороги свадебному кор­тежу, так как такие действия могли навлечь несчастье на мо­лодых [12, с. 92]. На свадьбу приезжало много гостей, и хозяе­ва торжества должны были позаботиться о размещении и еде не только гостей, но и их собачьих упряжек. Нарушение обычая гостеприимства осуждалось традиционным правом .

Функция охраны хозяина, выполнявшаяся собакой с осо­бым рвением, была перенесена первобытным сознанием в раз­нообразные сферы культуры. Нанайцы использовали в обря­довых отправлениях как реальную собаку, так и её абстракт­ные проявления. Известно, что традиционный погребально­поминальный комплекс отличается особой консервативно­стью, благодаря этому сохранение древних представлений бы­ло предельным. Поэтому анализ погребальных ритуалов нанай­цев и использование собаки в их контексте является важным предметом для исследования культуры и её трансформации.

В традиционной культуре нанайцев вдова приводила на кладбище собаку, которую убивали и подвешивали на пал­ке рядом с погребением. На нее набрасывали шкуру лося или изюбря, а рядом втыкали небольшой флаг [35, с. 288]. Можно предположить, что обычай набрасывать на собаку шкуру ло­ся или изюбря связан с оленеводческим прошлым этой груп­пы нанайцев. Орочи во время отправления последних поми­нок убивали на могиле собаку: хунгарийские - палкой, самар- гинские - душили в петле. Такие представления были зафик­сированы у многих этносов, веривших, что душа убитой соба­ки помогала хозяину добраться до загробного мира, где и про­должала служить ему. У орочей в начале прошлого века был зафиксирован ритуал, во время отправления которого шкуру собаки подстилали под умершего [84. Д. 10. Л. 114]. Очевидно, отправление этого ритуала связано с представлениями о по­тусторонней жизни, где умерщвлённая собака обретёт живую плоть и вновь станет служить своему хозяину.

У удэгейцев стойбища Нахтохоу в начале XX в. был отмечен погребальный обряд, в ходе которого убитую собаку помести­ли рядом с могилой в рассошину между двумя деревьями [84. Д. 10. Л. 38]. В погребальной обрядности тунгусо-маньчжуров бы­ли распространены в отдельных случаях воздушные человече­ские захоронения, возможно, погребение собаки подобным об­разом относится к одним хронологическим рамкам. Название ритуальных стружек коктеля куаса, которыми помечали ме­сто погребения удэгейцы, можно соотнести с термином гуаса (удэг.) - «сучка» [84. Д. 10. Л. 38]. В этом ритуальном атрибу­те также прослеживается связь с охранной и сигнальной функ­цией образа собаки. Как известно, в культовой скульптуре изо­бражение собаки несет важную охранную функцию.

Одним из вспомогательных сооружений для покойного у нанайцев служила специальная деревянная конструкция дэ- сю, основная функция которой - хранение снаряжённых нарт, находившихся там до ухода охотников на промысел. «...Ес­ли умирал кто-нибудь зимой, гроб ставили на вешала дэсиу и оставляли там до весны, пока не вернутся охотники с охоты, так как часто в это время в деревне оставались одни женщины и старики. Да и нужно было дождаться всех родственников, чтобы они могли проститься с умершим. Затем строили на­земные погребальные домики кэрэн, туда перевозили покой­ника» [90. Гаер. 1973. Л.43]. Отчётливо прослеживается связь погребальной обрядности с промысловой деятельностью на­найцев. Лабаз дэсю для снаряжённых нарт становился времен­ным пристанищем для гроба с покойником как символ ухода на вечный промысел. Возможно, такое использование лаба­за - трансформация древнего погребального обряда, который в большей степени сохранился у нивхов, использовавших на­рты покойного для его перемещения к месту погребения.

Погребальная обрядность нивхов связана с широким при­влечением собаки: лучшая и любимая собака покойного стано­вилась на некоторое время вместилищем души умершего. Нив­хи Сахалина называли такую собаку прыски, а Татарского побе­режья - найбик. Как считает Е.А. Крейнович, в результате все­ления души человека в тело собаки душа человека ограждается от козней злых духов. Собаку, получившую статус вместилища души умершего, нивхи держали привязанной к среднему кану, угощали лучшими блюдами и кормили из тарелки, т.е. относи­лись к ней как человеку, которого она представляла. Вынос по­койника из жилища осуществлялся на нарте, впереди вели на привязи несколько собак, которые отправлялись вместе с хо­зяином в загробный мир. Отдельно привязанная к нарте соба­ка шла с ней рядом вокруг сложенного костра, после этого она получала статус прыски. У Штернберга зафиксирован обычай, в контексте которого собаку кладут на грудь покойника при вы­носе его на нарте из дому. Собак, которых ведут впереди нарты покойника, убивают ударом толстой палки или тормоза по го­лове. В случае смерти взрослого мужчины убивают упряжку со­бак: считается, что в загробной жизни он, как и прежде, зани­мается промыслами и собаки помогают ему. Если же умирает ребёнок, для него убивают 3-4 собаки, потому как большое ко­личество собак он не сможет удержать тормозом. Души убитых во время похорон собак везут душу покойного в Млых-во - се­ление мертвых [22, с.51-52]. Многочисленные материалы сви­детельствуют о присутствии собаки практически во всех жерт­венных обрядах нивхов, а в погребальной обрядности её статус сопоставляется с человеком.

Возможно, погребальный комплекс нивхов является од­ним из проявлений обрядовой практики древнего автохтон­ного населения Приамурья, со временем частично утраченно­го тунгусоязычными этносами региона, и такая трансформа­ция погребального комплекса у нанайцев произошла под воз­действием многих внешних и внутренних факторов, одним из главных можно назвать мощное трансформирующее влияние китайской и славянской культур (государственные мероприя­тия, христианизация и др.).

Погребальная обрядность нивхов, ульчей и негидальцев, у которых собака становится вместилищем души умершего, имеет один исходный базис, уходящий корнями к древним амурским племенам. Например, ульчи верили в возможность связи души человека с собакой, как и нивхи, считали, что ду­ша умершего может вселяться в собаку и находиться в ней не­которое время. Из числа наиболее любимых выбирали собаку паняу и привязывали её поводок к косе умершего. Считалось, что в результате этого отправления душа покойного перехо­дит в собаку [67, с. 228].

Таким образом, собака как реальное животное, так и её ми­фологический образ широко представлены в ряде верований и ритуалов традиционного жизненного цикла нанайцев: охра­нительных предродовых и родовых, обрядах сохранения жиз­ненной силы и души ребёнка, в свадебных, погребальных и поминальных ритуалах. Анализ использованных материалов показывает, что многие формы этих мировоззрений и культо­вой практики сохраняются до настоящего времени.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.