Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Использование собаки на охоте и приёмы селекции



Охотничий промысел для всех групп нанайцев имел важное хозяйственное значение. Известно, что мясная охота име­ет более древнее происхождение, промысел пушного зверя до появления устойчивого потребительского спроса носил чисто утилитарный характер. Добыча крупного зверя велась в тече­ние всего года, тем самым охотники восполняли потребности семей в пище. Пушная охота начиналась в октябре - ноябре и длилась три-четыре месяца. Во всех видах традиционной охо­ты использовались собаки.

Охотничье собаководство нанайцев особо не отличалась от традиционного типа других народов региона - примерно оди­наковый состав промысловых животных (сохатый, изюбрь, северный олень, косуля, дикий кабан, бурый и гималайский медведь, соболь, белка и др), сходные географические усло­вия и хозяйственно-культурный тип охотников, рыболовов и собирателей Нижнего Амура и Сахалина.

Охота нанайцев в основном была ориентирована на про­мысел крупного мясного зверя - сохатого, изюбря, медведя и кабана, добыча которых надолго обеспечивала охотников и их семьи мясной пищей. Поэтому требования к собакам бы­ли направлены в основном на добычу именно этих животных. С собакой на крупных промысловых животных охотились вес­ной и осенью по чернотропу. Этот способ имел свои преиму­щества и недостатки - собака и зверь не утопали в снегу, но часто гон зверя растягивался на многие километры. Поэтому такое качество, как «вязкость», т.е. способность остановить и удерживать зверя, являлось важным в зверовой собаке. Во время охоты на крупных животных у собак закреплялись уме­ние скрадывать зверя, останавливать и удерживать его на ме­сте до прихода охотника. Охотники ценили выносливость, си­лу и ловкость, хорошее чутьё и слух у зверовых собак.

Охота на крупного зверя была основной специальностью нанайских собак и второстепенной - работа в нарте. Доволь­но часто встречались собаки с узко специализированным про­филем промысла определённого животного, например, высо­ко ценились собаки-соболятницы. Их специализация опреде­лялась требованиями, которые предъявлял к ней хозяин. Пу­тём тщательного отбора в породе закреплялись нужные рабо­чие качества.

Известный специалист по амурскому собаководству К.Г. Абрамов в середине XX в. провел кинологическое иссле­дование в бассейнах рек Горин и Анюй, где осмотрел 57 амур­ских лаек: 28 из них работали только по крупному зверю, 12 - по пушному, 10 - по крупному и пушному. Анализ показал, что в породе использовались как узко специализированные, так и универсальные собаки. В нартах и на промысле одновремен­но работало 35 лаек и исключительно в нартах - 14. Исходя из этого, К.Г. Абрамов пришел к выводу, что амурская лайка яв­ляется универсальной собакой, т.е. зверовой, нартовой и уме­ющей добывать пушного зверя [1, с. 16].

Охота на медведя, кабана и сохатого с собакой отличалась своими особенностями. Зная безудержную страсть амурской лайки к преследованию зверя и азартность, её вели на повод­ке, привязывая к поясу, лишь при непосредственной близости к зверю спускали с поводка. Непосредственно во время охоты с нее снимали ошейник, опасаясь, что во время схватки ошей­ник мог стать своеобразной удавкой, поэтому собак вели, на­бросив им на шею верёвку.

Охота на лося приносила большое количество мяса, кото­рого хватало надолго. Уходящий на большой скорости пресле­дуемый собакой зверь часто оставлял охотника далеко позади, поэтому помощь собаки в этом виде охоты, безусловно, была незаменимой для человека. Задача лайки-лосятницы заклю­чалась том, чтобы найти зверя, задержать до подхода охот­ника «поставить». Если лось тронулся и стал уходить, лайка должна молча преследовать его стороной, стремясь забежать вперёд и вновь остановить. Хорошая лайка-лосятница, найдя зверя, должна спокойно появиться перед ним в 20 - 25 метрах и вначале негромко облаять. При спокойной манере облаива- ния издали лось перестаёт кормиться. Он внимательно сле­дит за собакой и время от времени со злобой бросается на нее, стремясь затоптать или ударить копытами. Лайке необходи­мо быть вёрткой и осмотрительной, чтобы вовремя увернуть­ся от ударов копытами. По рассказам охотников, очень редко встречаются лайки, которые могут «мёртво» ставить любого ходового лося. Обычно это довольно крупные, сильные, пры­гучие собаки с мощной хваткой. Преследуя уходящего лося сбоку, лосятница время от времени прыгает и делает сильную болевую хватку за морду зверя. После нескольких таких хва­ток лось останавливается, и ему остаётся только оборонять­ся. Зверь боится тронуться с места, понимая, что тут же под­вергнется атаке со стороны собаки [11, с. 235-236]. Опытная собака неизменно выбирает направление атаки с головы жи­вотного, сзади нападают молодые, неопытные лайки и часто расплачиваются за это увечьями от ударов копыт. На лосей с лайкой охотятся круглый год по чернотропу и мелкому сне­гу. Этот способ охоты прекращается, когда углублённый снеж­ный покров начинает ограничивать передвижение и маневр собаки. В таких условиях лось может её затоптать и убить ко­пытами. Похожа, хотя и не во всех деталях, работа лайки и по другим копытным: маралу, изюбрю, кабарге, горным козлам [11, с. 237].

Кроме охоты на лося с собакой нанайцы использовали спо­соб подманивания сохатого, косуль и изюбря с помощью бере­стяной трубы бунику (ам. д-кт, нан.яз.), энтэку (конд. д-кт, нан.

яз.) [85. Д. 526. Л.52], (рис. 22). Простота в изготовлении и на­личие сырья под рукой делали этот инструмент очень доступ­ным, часто такие манки становились постоянными. Полосу бересты подогревали на огне, при этом она начинала скручи­ваться, вытягивая, ей придавали коническую форму. Для жест­кости конструкции по длине трубы закрепляли несколько де­ревянных реек. Извлекая звуки на такой трубе, охотники до­вольно точно воспроизводили голос самца, самки вне гарема, детёныша. Слыша эти звуки, животные не могли отличить ре­альный голос от искусственного. При отсутствии такого тра­диционного приспособления многие современные нанайские охотники используют ствол ружья: звук довольно близко по­вторяет голос зверя, но имеет несколько грубоватый оттенок.

Высокой результативностью отличался один из древней­ших весенних способов охоты. В марте, когда снег в тайге по­крывается плотным настом, начинается охота гоном на копыт­ных зверей: сохатого, изюбря, косулю. Весенний наст доволь­но плотный, чего вполне достаточно для того, чтобы удержи­вать собаку, но на нём проваливается убегающий зверь, при этом острые края наста ранят его ноги, замедляя бег. Соба­ка легко догоняет и задерживает зверя, а охотник убивает копытных копьём, дротиком, топором или ножом [87. Д.17. Л. 403, 459]. Этот способ имеет преимущества перед другими возможностью легко добыть зверя, без долгих затрат време­ни, сил и боеприпасов. По материалам полевых исследований 2004 г., на такой охоте курурмийские нанайцы использовали малорослых собак кабара. Они отличались малым весом, что позволяло им развивать достаточную скорость и без труда на­стигать тонувшего в снегу зверя и останавливать его до при­хода охотника [85. Д. 599, Л.53].

Опытные зверовые собаки использовали особенности местности в преследовании зверя. Так, собака Туман курур- мийского охотника Геннадия Удинкан, гоня козу вдоль прото­ки, не стала её преследовать по заснеженному бугру сократи­ла свой путь, перебежав протоку по наледи, и на другой сторо­не догнала и зарезала козу [85. Д. 599. Л.52].

Для охоты на кабана лайке необязательно иметь хорошее чутьё, но она должна быть сильной, злобной к зверю и вёрт­кой. Использование её в охоте на кабанов может быть различ­ным. Чаще всего собаку ведут на поводке до места, где кор­мятся звери, слышимые издалека. Спущенная с поводка соба­ка быстро находит стадо, начинает преследовать и, облаивая, стремится хватками задержать одного из них до подхода охот­ника. Поросят-годовиков и некрупных маток сильные собаки держат на месте, иногда даже давят. Что касается старых сека­чей, то для успешной работы на них нужна не только смелая и злобная, но и осторожная собака. Остановленный секач вер­тится на месте, прижимается задом к толстому дереву, выво­роту или большому камню и внимательно следит за собакой. Его частые атаки стремительны и опасны, клыки старого ка­бана иногда достают даже опытных собак [11. с. 237-238].

Охота с собакой на кабана и медведя отличается от про­мысла крупных копытных - тактика собаки меняется, и на этих животных она нападает сзади, стремясь посадить зверя «на зад». Зверовая собака делает болевые хватки зубами за мышцы и сухожилия задних ног, тем самым заставляя зверя садиться и обороняться. Когда зверь «садился», подоспевше­му охотнику оставалось только произвести выстрел. Извест­но, что дикий кабан всегда оберегает свой зад, который при­жимает к пню или к бурелому. Кабан всегда поворачивается к собакам головой. Если собак много и они окружают его, то ка­бан садится на задние ноги. Кабан оберегает свой пах, как са­мое уязвимое место [84. Д. 27. Л. 45] (рис. 11). Часто по окон­чании охоты, свежуя зверя, охотники обнаруживали, что сухо­жилия задних ног оказывались порванными.

Этнограф А.Ф. Старцев в 1975 г. участвовал в удэгейской охоте на кабана и рассказал: «... в бассейне р. Тахоло (бассейн р. Бикин) я увидел, как три собаки взяли подсвинка (весом 70-80 кг) и стали его кружить. Поросёнок вжался в землю за­дом. Затем собаки одновременно бросились на него, один пёс ухватил за левое ухо, другой за правое и таким образом удер­живали кабанчика. В это время молодая собака хватала его за нос. Когда я подбежал к ним, поросёнок сидел на заду, два пса держали его за уши, а кабанчик визжал. Молодой пёс, увидев, что я подбегаю, ухватил его за нос и тоже стал держать. Я хо­тел стрелять, но Толя Маленький (Анатолий Канчуга) не дал мне выстрелить: «Я сам» - сказал он. Удэгеец выхватил нож, прыгнул на спину кабанчику и ножом полоснул зверя по гор­лу, затем перехватил нож и провёл лезвием по загривку. Та­ким образом двумя ударами была отрезана голова кабана. Не­сколько дней спустя молодой пёс был смертельно ранен ка­баном и хозяин вынужден был его пристрелить. Около трупа он установил капканы, в результате были пойманы несколь­ко колонков и соболь» [Информация этнографа А.Ф. Старце­ва]. Этот случай на охоте продемонстрировал опытность зре­лых собак и недостатки молодой, которые стали причиной её гибели. Также оправданы действия охотника по отношению к трупу умершей собаки по принципу - хороший хозяин не до­пустит, чтобы добро пропадало зря.

Джаринский нанаец Н.П. Бельды рассказал об исходе одной охоты, когда развязка могла закончиться драматично - в ходе единоборства собаки и дикого животного секач клыками рас­порол ей брюхо. Рану пришлось зашивать хлопчатобумажной нитью и заливать шов пихтовой смолой нутэ. Несколько не­дель спустя, собака выздоровела [85. Д. 446. Л.140]. Нанайцам были известны целебные свойства пихтовой смолы, ею лечи­ли не только домашних животных, но и людей. Случаи «поле­вой хирургии» довольно часты в промысловой деятельности нанайцев, и каждый охотник использует наряду с современ­ными и традиционные способы лечения.

Полевые исследования автора подтверждают материалы

В.К. Арсеньева о способе охоты на кабанов, к которому нанай­цы прибегали в самых крайних случаях, часто такой причиной становилась угроза голода. Для этого на кабанью тропу кла­ли бревно, в него вбивали остро заточенное копьё или нож. Преодолевая препятствие, во время прыжка кабаны вспары­вали себе брюхо. Иногда, погибало все стадо [84. Д. 27. Л. 46; 85. Д. 446. Л. 149]. Чаще с собакой на медведя и кабана охоти­лись по «чернотропу» до выпадения глубокого снега. В глубо­ком снегу собака теряла маневренность и могла стать жерт­вой разъярённого зверя. Охота на кабана была опасной не только для собаки, но и для человека. Обычно подранок ло­жится на свой след и поджидает охотника, поэтому выслежи­вать его без собаки очень опасно [84. Д. 27. Л. 46].

Образ медведя у нанайцев имеет культовое значение и яв­ляется олицетворением тайги. Поэтому охота на медведя име­ла особую значимость и сопровождалась соответствующими ритуальными действиями. Неслучайно к собаке, охотящей­ся на медведя, охотник испытывал уважение, как если бы она была человеком-напарником. Подтверждением этого аспекта, становятся материалы нанайского языка: термин вайчи ин- да - «убивающая собака» [85. Д. 526. Л.9], слова ва - «убивать, добывать» и вайчамди «охотник» - одного семантического ря­да [43, с. 87], происходит нивелирование человека и собаки. Негидальцы собаку для охоты на медведя называют амахаман (ниж. амг. д-кт). Возможно, негидальский термин имеет более древнее происхождение, корень ама-амаха, означает «старик, отец», т. е. иносказательное имя медведя.

У верховских нанайцев охота на медведя начинается с по­иска его следов, все промысловые действия имеют иноска­зательный и скрытый характер, поэтому эта часть охоты на­зывается инкоцэри, что означает «рулить». Инкоцамди - руле­вой, направляющий, знающий следы медведя, идёт впереди, следом за ним - несколько охотников [85. Д. 526. Л.9]. Горин- ские нанайцы каждое действие в коллективной охоте на мед­ведя подчиняли традициям древних ритуалов. Охотники рас­пределяли между собой функции каждого из членов артели, согласно этому порядку осуществлялось движение к берлоге. Вначале шла группа молодежи, которая прокладывала дорогу для идущих следом пожилых охотников, которые берегли си­лы для единоборства с медведем. По мере приближения к бер­логе охотники менялись местами и вперед выходили стари­ки. Молодые охотники вели собак, несли оружие, поклажу, т.е. выполняли функции обслуживания и безопасности [49. Л. 70].

Следует отметить некоторые разночтения в использова­нии собаки на берложного медведя. Это можно объяснить ря­дом причин, например желанием охотников провести пое­динок без собак или отсутствием под рукой опытной медве- жатницы. В таких случаях нанайцы старались собак не брать, оставляя их для промысла ходового медведя. Обычно это до­статочно рослые, но не слишком крупные крепкие собаки с хо­рошо развитой мускулатурой. Немаловажным качеством счи­тался звучный, далеко слышный голос. На ходового медведя с лайкой охотятся обычно осенью по чернотропу, до залегания зверя в берлогу и ранней весной. Медведя ищут на ягодниках, в дубняке и кедровниках, куда он ходит кормиться. Найдя и догнав медведя, медвежатница яростно нападает на него, де­лает сильные хватки (за зад и гачи), увертываясь от когтей и зубов зверя [11, с. 241].

Неопытные собаки, нападая на медведя спереди, часто гибли от ударов лап и клыков, поэтому охотники старались брать двух собак. Работа собаки в одиночку считалась редко­стью [85. Д. 446. Л. 109]. В разное время участники охоты на медведя с амурской лайкой отмечали её злобность, силу хва­ток, результатом которых стновились многочисленные раз­рывы сухожилий задних лап медведя. Выражение «посадить зверя», используемое охотниками, очень подходит к амурской лайке, которая в буквальном смысле «садила» медведя на зад. После схватки с собакой он действительно не имел возможно­сти двигаться.

У горинских нанайцев к 1930-м гг. резко уменьшилось ко­личество добываемого медведя. Большие затраты на прове­дение обряда почитания медведя стали одной из причин со­кращения добываемого зверя. Сохранились сведения, в кото­рых указывалось, что самагиры продавали медвежат ульчам и нивхам. Рыболовство занимало большую часть времени у этих народов, поэтому было проще купить зверя, хотя иногда им случалось охотиться на медведя. «...Нивхи медвежонка ло­вить отправляются с собакой. Собака загоняют детёныша на дерево, отгоняет мать. Охотник влезает на дерево, связыва­ет за шею, внизу связывают его уже основательно» [88. Д. 4. Л. 46.].

Обучение производственной деятельности подрастающе­го поколения у нанайцев происходило на промысле и посред­ством игр. Например, игра нанайских подростков мафа качу- ри имитировала охоту на медведя. Участники игры делились на охотников, собак и медведя, инвентарём для игры служили длинные палки-копья, рогатина на спине «медведя». Итогом игры было «убиение» медведя. Охотники хватали его за ноги и волокли «свежевать». Иногда игра заканчивалась на момен­те убиения, но часто бывало так, что, когда играли мальчики, они изображали полностью всю охоту на медведя вплоть до «угощения» его мясом [35, с. 183].

Во многих этнографических трудах сложилось мнение о сравнительно недавнем происхождении промысла пушного зверя у нанайцев, что, на наш взгляд, не соответствует дей­ствительности. Охота на пушного зверя - один из древних и прибыльных промыслов у охотничьих народов Нижнего Аму­ра. Это связано с высокой стоимостью шкур соболя и друго­го пушного зверя. Нанайцы знали о высокой цене на каче­ственного соболя на ярмарках в Приамурье и Маньчжурии. Так, за шкурку одного баргузинского или якутского соболя можно было купить целую лодку товаров [ПМА. 2001]. Поэто­му собаки, работавшие по соболю, особенно ценились нанай­скими охотниками. Некоторые охотники при длительных и сложных переходах в буквальном смысле несли таких собак- соболятниц на руках. У удэгейцев также статус собак биака, работающих по соболю, был очень высок. Негидальцы такую собаку называлась элэхи бэчэн [85. Д. 446. Л. 124, 109].

В прошлом промысел пушного зверя у нанайцев имел два основных способа: с помощью ловушек и охота с собакой. На­личие целого ряда орудий для промысла пушного зверя, спе­циальной терминологии, в том числе специальных собак, го­ворит о его существовании с древних времен. Возможно, бу­дет неверным предположение о существовании пушного про­мысла с товарным его значением в эпоху каменного века, но также неверно, на наш взгляд, и мнение о начале широкого ис­пользования этого вида промысла лишь с приходом русских, т.е. с XVII-XIX вв.

В промысле соболя с помощью самострелов дэнгурэ, сэрми, давящих ловушек и петель исключались собаки. При провер­ке самострелов и капканов охотники привязывали её к поя­су или вовсе не брали с собой. Соболь, колонок и белка очень ловкие зверьки как на земле, так и на деревьях, поэтому от со­баки требуется хорошее зрение, обоняние и ловкость, чтобы поймать их. Охотники старались брать на белку собак средне­го и ниже среднего роста, которые по сравнению с крупными лайками более верткие и подвижные, что позволяет им лучше преследовать и не терять зверьков, уходящих верхом. По мне­нию охотников, есть собаки со следовым, верховым или верх­ним чутьём. При следовой работе у собак отмечается хорошее обоняние и относительно слабый слух. Собаки с верхним чу­тьём пользуются преимущественно слухом [11, с. 215-216].

Для собаки-соболятницы большое значение имеет рост. Рослая собака быстрее догоняет уходящего от погони зверь­ка и дольше используется на соболином промысле в период углублённого снежного покрова. «Опытная собака, найдя све­жий след зверька, начинает его преследовать. Соболь, услы­шав преследующую его собаку, не затаивается, а стремится уйти от погони. Опытная лайка никогда не гонит соболя пря­мо по следу, а всегда идёт несколько в стороне от следа или даже по прямой и время о времени «режет» след, т.е. среза­ет петли и углы на ходу гонного зверя. Преследуемые соболь, особенно куница, иногда проходят часть пути верхом, по кро­нам деревьев. В таком случае опытная собака либо разыскива­ет хищника по следам, оставшимся после кормежки (посорка), либо делает проверочные круги и, вновь найдя след соскочив­шего на землю зверька, продолжает преследование. Настига­емый зверёк, стремясь спастись, чаще всего укрывается в ду­пле или густой кроне дерева. Загнав соболя в убежище, собака начинает облаивание лишь после того, как сделает несколько проверочных кругов и убедится, что зверёк никуда не ушел» [11, с. 223-224].

У кур-урмийских нанайцев и тунгусов охота на соболя на­чинается с первым снегом, когда отчётливо виден всякий след. Легче всего его обнаружить в ельниках, где он питается молодыми побегами. Обнаруженный собакой соболь начинает активно двигаться, перемежая свой бег по деревьям с бегом по земле с необыкновенным проворством. Задача собаки за­ключается в том, чтобы не терять его из виду и постоянно об­лаивать. Промысловик идёт пешком или едет на олене, отсле­живая погоню по лаю собаки до тех пор, пока преследуемый зверёк не начинает выбиваться из сил. Следующие действия соболя заключаются в утаивании в дупле дерева или в камен­ной расщелине, откуда его и берут живым или убивают из ма­локалиберного ружья, но так как соболь проворен и вынос­лив, гнаться за ним надо долго. Поэтому соболиный промы­сел чрезвычайно затруднён и почти не возможен пешком. Та­кой способ охоты продолжается до декабрьских морозов, так как с наступлением сильных холодов у собаки притупляется чутьё и она становится неспособной выслеживать зверя. Охо­та на соболя без собаки невозможна. Расставив во многих ме­стах лучки (в декабре), охотники переходят на промысел дру­гих зверей, например на медведя в берлогах [86. Д. 104. Л. 10]. Существенных отличий и специфических этнических приёмов у пеших тунгусов, кур-урмийских нанайцев и оленных тунгу­сов не выявлено, за исключением способа передвижения на­найцев и тунгусов во время охоты.

К древним и трудоёмким видам охоты на пушного зверя относится охота гоном. С появлением огнестрельного ору­жия роль собаки в пушном промысле стала более эффектив­ной. Она быстро обнаруживает белку или соболя, загоняет их на дерево и подаёт голос. По характеру лая охотник мог опре­делить, какое животное облаивает собака. Большую помощь оказывала собака и в таком способе охоты, где использова­ли сеточку-рукавчик адолика. Лайка загоняла зверька в дуп­ло или нору, охотник ставил у выхода рукавчик, дымом или ударами палки выгонял соболя из убежища в расставленную сеть. Этот способ считался одним из наиболее приемлемых, как правило не оставлял подранков и не портил шкурку, как с использованием самострелов. В конце XIX в. в целях сохране­ния поголовья соболя на Камчатке были приняты правила, в которых промысел соболя разрешался в течение 4-5 месяцев (с 15 октября по 1 марта) при помощи ружья, зверовых собак и сеток [86. Д. 276. Л. 12].

Нанайцы считали, что при вдумчивой охоте зверь сам нау­чит и откроет многие промысловые секреты: необходимо за­крывать след зверька, потому что соболь при всем своём лю­бопытстве очень осторожен и всегда возвращается посмо­треть на свой след [85. Д. 526. Л. 12-14]. Здесь налицо совер­шение охранительного ритуала, имеющего функцию дезори­ентации соболя.

У тунгусо-маньчжурских этносов накопился своеобразный опыт общения с различными животными. Практически у всех представителей этой группы прослеживается острое чувство неприязни к росомахе, как правило, выступающей в образе шкодливого, никчемного зверя. Например, тунгусы, охотясь с собакой на росомаху, подметили, что она защищается от со­бак при помощи мускусного запаха. Поражённая сильным за­пахом собака примерно на месяц частично теряет обоняние и отказывается преследовать росомаху [84. Д. 28. Л. 63]. У го­ринских самагиров сложился образ росомахи как никчемного зверя, поэтому при всякой возможности стараются избавить­ся от него.

Промысел норных животных - барсука, енота, лисы - имел важное значение из-за ценных шкур, жира и мяса. У верхов- ских нанайцев (Улика-Национальное, Дада) для промысла этих животных использовалась специальная норная собака - маленькая, с короткими лапами и вислыми ушами кабара, еру инда [85. Д. 599. Л.53]. Нанайцы на р. Тунгуске использовали её для летней и зимней охоты на енота, мясо которого упо­требляли в пищу, а жир - в лечебных целях [84. Д.28. Л. 67]. У амурских нанайцев охота на енота также была популярна, в основном его добывали ночью с помощью специально обучен­ной собаки. Любопытным является один из широко упомина­емых в научной литературе способов охоты на енота с подве­шенным на ошейник собаки колокольчиком. Этот метод при­менялся, по-видимому, в ночное время, когда звук колоколь­чика ориентировал охотника на место нахождения собаки и енота. Хотя, нужно признаться, что ни один из современных нанайских охотников не мог вспомнить о подобном методе и воспринимался ими с иронией.

Таким образом, пушная охота у нанайцев и соседних наро­дов Приамурья имела ориентацию на широкое использование собак в промысле практически всех видов пушных зверей. Это наиболее характерные рослые зверовики, легкие промысло­вые лайки и коротконогие таксообразные собаки.

В традиционной культуре нанайцев племенная работа с собаками, основанная на взаимодействии с природой, суще­ственно отличалась от требований современной кинологии, параметры которой исключают наличие собак малорослых, с укороченными ногами и удлинённым корпусом. Полевые ма­териалы автора показывают другую ситуацию в функциони­ровании собаководства нанайцев. Это наличие нескольких ти­пов собак с разнообразным экстерьером: крупная, зверовая, с растянутым корпусом; лёгкая, небольшая по пушному зверю и малорослая с укороченными ногами, функция которой - ра­бота по норным животным и на весенней охоте по насту.

В традиционной культуре нанайцев была велика роль торговых отношений, с частыми миграциями, связанными с промысловой деятельностью, контактами с другими этноса­ми. Амурская лайка, спутник человека на промыслах, также не была изолирована от контактов с собаками других пород. Нужно отметить, что собака нанайцев мало чем отличалась от собак других этносов тунгусо-маньчжурской группы. Исклю­чение составляли лишь собаки нивхов, которые относились к ездовому типу амурской лайки и не имели ярко выраженной охотничьей страсти.

С одной стороны, можно отметить вероятность смешива­ния крови собак Приамурья, что становилось причиной од­нотипности охотничьих собак региона; с другой - были слу­чаи, когда в кровь собак нанайцев время от времени влива­лась кровь волков. Такие факты были обычным явлением, по­тому что собаки обладали свободой перемещения как внутри стойбища, так и в тайге, где они самостоятельно охотились и добывали пищу. Безусловно, примесь волчьей крови привно­сила особенности волчьего экстерьера в популяцию амурских лаек. В прошлом многие собаки на Нижнем Амуре отличались присущим волчьим серым окрасом, ношением хвоста «поле­ном», не были редкостью жёлтые волчьи глаза.

В каждой большой популяции охотничьих собак встреча­ются особи, пристрастия которых в большей или меньшей ме­ре направлены на промысел строго определённых животных. Эти природные наклонности развивались умело, с учётом осо­бенностей и повадок промысловых животных. При определе­нии рабочего типа собаки внутри породы заранее учитыва­лось, по какому зверю она будет работать. Именно по тако­му принципу нанайцы отбирали для себя щенков. Для охо­ты на пушного зверя были предпочтительны небольшие, лег­кие, быстрые лайки со звучными, звонкими голосами, но не­редко собаки-соболятницы отличались большими размерами. Для охоты на крупных животных отбирались рослые, злобные и сильные собаки-зверовики. В расчёт брались ландшафт­ные особенности мест промысла: сопки, сильно пересечённая местность, крутые склоны, глубокий снег, реки и др.

Вопреки стандарту и допустимому экстерьеру амурской лайки, составленному К.Г. Абрамовым, у нанайцев не счита­лись бракованными собаки с длинной, лохматой шерстью. На­оборот, длинношёрстные собаки луку считались неутомимы­ми в пути и охоте и потому очень ценились нанайскими охот­никами. Как говорят старики, вспоминая прошлое: «Такая амурская лайка две недели охотилась без устали, а современ­ная собака два дня поработает и уже начинает быстро уста­вать» [85. Д.526. Л.10]. Также нужно отметить, что эти собаки имели большое значение в различных ритуальных отправле­ниях, в частности в культе медведя. С точки зрения современ­ной экспертизы экстерьера лаек, считается, что в непроходи­мой, заваленной буреломом тайге собаке с длинной и густой шерстью трудно работать, поэтому в отборе породных лаек они недопустимы. Но как бы ни утверждала современная ки­нология, лохматая собака луку является одним из ярких пред­ставителей породы амурской лайки и её высокий статус в ма­териальной и духовной культуре нанайцев является тому под­тверждением (рис. 18-21).

Прошедшие отбор по экстерьерным и рабочим качествам современные породы лаек идеально подходят к использова­нию в различных условиях. Поэтому, когда ведётся речь об аборигенных породах лаек, не всегда оказываются приемле­мыми кинологические выводы. Амурская лайка в своём боль­шинстве представляла собой мощную собаку высокого роста с плотным шерстным покровом и хорошо выраженной агрес­сивностью. Такая зверовая лайка прекрасно подходила для охоты на крупного зверя даже в условиях глубокого снега. Легкие, небольшие лайки - непревзойденные помощники в охоте по мелкому пушному зверю (рис. 13-16). Приамурские промысловики вопреки сложившемуся мнению об однотип­ности их собак использовали разнообразных специализиро­ванных лаек, обращая внимание в первую очередь на их ра­бочие качества и лишь после этого на особенности экстерье­ра. Хотя нельзя сбрасывать со счетов однотипность собак это­го региона и устойчивость породы.

У верховских нанайцев не было принято заводить белых собак. Троицкий нанаец К.М. Бельды рассказал, что охотни­ки умерщвляли родившихся щенков белой масти [ПМА, 2001]. Хотя название собаки белого окраса имеет место в нанайской лексике, но она, по всей видимости, была в ходу лишь у неко­торых территориальных групп этого этноса. Например, сун- гарийские нанайцы старались выдерживать стандарт собак белого окраса [5, с. 22] (рис. 14). Амурские нанайцы предпо­читали собаку с чёрным окрасом, так как считалось, что она ближе к медведю, олицетворяющему образ тайги. Согласно традиционным нанайским представлениям белый цвет - это цвет воды, траура, поэтому представители амурской террито­риальной группы имели несколько другие убеждения, неже­ли их ближайшие соседи. Как известно, у ульчей, негидальцев и нивхов собаку белого окраса чаще всего приносили в жерт­ву духам воды.

Таким образом, у разных территориальных групп нанай­цев отличался не только хозяйственный уклад, но и пред­почтения экстерьера собак. Такие существенные различия в рамках одного этноса позволяют предположить разные гене­тические корни сунгарийских и амурских нанайцев. Как из­вестно, нанайцы на Амуре предпочитали жертвенных живот­ных только чёрного цвета, будь это собака, свинья или петух.

Сложившаяся веками традиция собаководства имеет свои устоявшиеся каноны, несомненно, к ним относятся и правила сохранения генофонда породистых охотничьих собак. Суро­вые климатические условия Приамурья вносили свои коррек­тивы в сохранение лучших образцов охотничьих собак нанай­цев. Природа сама помогала людям отбирать собак, способ­ных жить с ней и человеческим коллективом в полном согла­сии. Для нанайских охотников было особенно важно, в какое время года родился щенок. В период зимних морозов из толь­ко что появившегося помёта выживали самые сильные особи, обладатели «железного» здоровья и высокой выносливости. Потомство, появившееся в теплое время года, не обладало та­кими свойствами (рис. 24).

Охотники проверяли щенков на слух, обоняние, силу, гиб­кость, злобность и смышлёность. Эти приёмы отбора вырабо­тались на протяжении многих веков и, как правило, облада­ли стабильными показателями качества. Например, у тунгусо- маньчжуров распространён тест на смышлёность щенка. Щен­ка помещают на чурку: если он быстро определяет её края и не падает - в будущем станет хорошим передовиком или зве­ровой собакой. Сходным образом отыскивали передовика упряжки и чукчи: в тундре выкапывали яму и помещали в нее выводок щенков. Первый щенок, выбравшийся из ямы, счи­тался потенциальным лидером упряжки [Устная инфомация чукчи О.Н. Ныпевги].

Бикинские удэгейцы соблюдали приметы: если молодая собака играет с ужом, хватает его за хвост и отпускает, играет с ежом и разрывает ему брюхо, она будет работать по медве­дю, так как трусливая собака никогда не охотится на этих жи­вотных. Если поднятый за хвост щенок изогнётся, выгнет спи­ну и вытянет лапы, считали его хорошей собакой, которая ста­нет медвежатницей (рис. 106, 107). Если же щенок запищит - это верный признак, что из него не выйдет хорошей охотни­чьей собаки (дяный - плохой). Наличие у щенка розового но­са и подушечек лап означало, что он станет хорошим охотни­чьим псом. Отобранному щенку на лапу привязывали красную тряпочку и отделяли от остального помёта [85. Д. 446. Л. 123, 124] (рис. 27, 28).

У нанайцев всех групп подобные тесты выглядели несколь­ко иначе. Для обладателя выдающихся промысловых качеств необходимы такие признаки: чёрное нёбо, определённое ко­личество на нём перпендикулярных волнообразных наплы­вов, присутствие волчьего трехгранного клыка, чёрные поду­шечки лап, минимальное количество длинных шерстинок на нижней челюсти, число которых не должно превышать трёх. Такие прогнозы часто оправдывались, так как были результа­том опыта многих поколений нанайских охотников.

Курс обучения охотничьей собаки начинали с полугодо­валыми или годовалыми подростками, их постепенно знако­мили с охотой, давая возможность овладевать навыками про­мысла. При натаске щенка использовали тушки животного, на добычу которого осуществляли обучение молодой собаки. Не­ободранную тушку подвязывали к верёвке, переброшенной через ветку дерева, подзывали щенка и дразнили, подерги­вая в момент прыжка, тем самым злобили, заставляя прыгать вновь и вновь.

Свежий след зверя использовали для притравливания по нему щенка. Важно было, чтобы он запомнил запах. Следую­щие проверки устраивали несколько месяцев спустя, когда со­бака подрастала и крепла. Как правило, молодую собаку бра­ли на промысел после года, часто бывало так, что собака не «шла»; если хозяин имел терпение, то он брал её на следую­щий промысел. Были случаи, когда собака начинала работать лишь через два-три года, и нередко она становилась непре­взойденной помощницей.

В последующем обучение молодых собак осуществлялось в паре или тройке с опытными взрослыми собаками: глядя на такого зверовика и повторяя его действия, молодой щенок быстрее набирался опыта и уже не отставал от своих умелых напарников (рис. 26).

П.П. Шимкевич писал, что нанайцы, чтобы воспитать злую собаку, кормили её солёной рыбой [78, с. 138]. Возможно, он был свидетелем одного из способов воспитания сторожевой собаки. Известно, что охотничьи собаки у нанайцев отлича­лись злобностью лишь по зверю. Также не было принято кор­мить собак солёной пищей - это отрицательно сказывалось на чутьё охотничьих собак.

У кондонских нанайцев не менее результативным считал­ся такой способ. Один конец верёвки привязывали за шею убитого соболя, а другой перекидывали через ветку дерева и акцентировали внимание щенка на тушке резкими рывками вверх и вниз. Этот приём был хорош тем, что молодую собаку не нужно было заставлять прыгать и лаять на тушку она са­ма живо включалась в процесс. Кроме того, щенку давали по­пробовать на вкус кровь соболя или съесть его голову, чтобы неуклюжему подростку почувствовать и запомнить запах зве­ря, навсегда привить страсть к его преследованию и добыче. Этим же способом охотники притравливали щенков и к дру­гим промысловым животным [ПМА. 2001].

Лексика нанайцев, связанная с архаичными формами про­мысловой деятельности, обладает высокой степенью жиз­нестойкости. Видовым наименованием собаки в тунгусо- маньчжурских языках является термин нина-инда. В нанай­ском языке - инда, эвенкийском - ина, в орочском - инаки, у солонов - нинахи-инаха, негидальском - нинахин. Все рассмо­тренные формы сходны с японским термином ину (собака). Возможно, в далеком прошлом был этнический субстрат, на основе которого начали своё существование предки японцев и тунгусо-маньчжуров [41, с.185]. У нанайцев и ульчей сука на­зывается вэчэ, щенок - кэчикэн. У горинских нанайцев термин мукэти используется для определения самца соболя и колон­ка, буквальный перевод означает «вонючий», поскольку сам­цы этих животных издают специфический запах (рис. 34). Ког­да говорят о кобеле с характерным для него запахом псины, используют термин мукэти. Близки с нанайскими терминами половозрастные названия собак у негидальцев. Так, напри­мер, сукаукэчэн (верх, д-кт негид. яз.) илиухэчэн (низ. д-кт); щенок качикан (верх.) или качихан (низ.), кобель мукэти, му- хэти (верх, и низ.) [74, с. 283, 230, 243] (рис. 29, 30). Удэгейцы своих помощников называли такими терминами: инай - соба­ка, мугэты - кобель, гваса - сука, касандига - щенок, дзёбула - охотничья собака. Заметно, что удэгейская лексика не намно­го отличается от общей тунгусоязычной лексики

В тунгусо-маньчжурской охотничьей лексике есть специ­ализированные названия охотничьих собак. У эвенков бэйу- ман - собака, хорошо охотящаяся на оленя и лося, торокиман - собака для охоты на кабана, улукимэн - собака-бельчатница (рис. 31, 32). У эвенов собака, охотящаяся на медведя накиман, собака-волкодав нончакаман [41, с. 178]. У негидальцев суще­ствовала терминология с узкой специализацией: собаку, с ко­торой охотились на дикого оленя, называли хираман, лосятни- цу - бэйуман, соболятницу- сэйэпман [Цинциус, 1982], бель- чатницу - элэхибэчэн, медвежатницу - амахаман [85. Д. 446. Л. 106].

Удэгейцы давали имена своим охотничьим собакам по на­званию промыслового животного, на которое осуществляла охоту собака. Так, например, биака - собака, охотящаяся на со­боля и других зверей (нёора - соболь, олохива - белка, дзёто- во - выдра, соллёво - колонок), нэлэнку инай, боящаяся медве­жьего запаха.

К специфическому разделу промысловой лексики следу­ет отнести большой блок кличек и названий собак. В тради­ционном укладе нанайцев многообразие окрасов собак дава­ло волю фантазии хозяев в определении довольно тонких раз­личий. Известны клички по цветовому окрасу собаки: с белой шеей у бикинских нанайцев мэлкэ, у негидальцев - мокал [55, С. 55]. Безусловное родство терминов говорит об этнокуль­турных связях в прошлом и подтверждает местное амурское происхождение нанайского собаководства.

Схожесть некоторых терминов нанайцев и нивхов можно выявить в области собаководства - от терминологии назва­ний нарт, упряжи до кличек собак. У нанайцев собака черно­белого окраса алхан, у нивхов - алх, в нанайском языке лох­матая собака обозначается термином луку, нивхи используют термин лук. А.В. Смоляк отметила это сходство и сделала вы­вод, что нивхами были заимствованы многие элементы мате­риальной и духовной культуры тунгусо-маньчжуров, что под­тверждается материалами языка [68, с. 227]. Известна и про­тивоположная точка зрения, утверждающая обратный про­цесс передачи - от нивхов к тунгусо-маньчжурам. А.В. Смоляк выявила наиболее яркий блок заимствований в терминоло­гии нивхов, связанной с собаководством, чем определила при­оритетные тенденции своей гипотезы и её состоятельность.

Сравнительный этнографический материал даёт воз­можность проследить этнические процессы, сопоставле­ние терминологии нанайцев и других тунгусо-маньчжуров позволяет предположить существование единого тунгусо- маньчжурского народа-предка. Наибольшее количество ана­логий прослеживается в лексике нанайцев, негидальцев, удэгейцев и ульчей. Часто встречающиеся названия собак у тунгусо-маньчжуров куриен (нан.), курлэ (ульч.) - серый, ал- хан (нан.), алх (нивх.) - бело-чёрный, чагдян (нан.), чагзямпа (уд.) - белый, к'ила - белый (бик. д-кт), сахари (нан., ульч.) - чёрный, биакта (нан., ульч.) биака (уд.) - пёстрый, тэхи - на­звание собаки, предназначенной для медведя (нан., уд.). Тер­мин алхан (нан.), алх (нивх.) - бело-чёрный использовался только у нанайцев и нивхов, представителей разных языко­вых семей. Тесное взаимодействие в одной географической зоне в течение длительного времени, этнокультурные про­цессы и ряд других факторов стали причиной таких совпаде­ний. Культура нанайцев и нивхов при кажущейся разобщённо­сти имеет ряд общих признаков.

Удэгейские охотники традиционно давали клички своим собакам, соблюдая общеамурскую тенденцию отличать их по окрасу: так, например, рябого (белый с чёрным) у них звали Кэды, собаку с белой посредине полосой на голове, с ногами и грудью разного цвета называли Дзё. Чёрную с белыми лапа­ми (на соболя и медведя) называли Кэньчан, белую - Чагзям­па, рыжую - Сулай (лиса); с таким же окрасом щенка нарека­ли именем Соло, Фуннала - называли собаку с серым окрасом, Сааты (сапту) - у которой над глазами жёлтые мушки, кор­пус чёрный с жёлтыми ногами, Пала - чёрный, Киакта (тэ- хи) - с жёлтыми мушками над глазами (при выборе выгиба­ется в спине). Домбеленги - собака с висячими ушами (кончи­ки ушей висят), термином манга инай называли старую соба­ку [ПМА. 1997]

В больших семьях негидальцев, где нередко насчитыва­лось три - четыре поколения родственников, с началом зим­него сезона использование собак возрастало. Стало возмож­ным рассматривать уровень её использования в основных ви­дах промыслов (охотничий и рыболовецкий), а также в ве­дении домашнего хозяйства. Большие семьи часто содержа­ли такое количество собак, из числа которых можно было по­ставить в нарты три-четыре собачьих упряжки. Своих мно­гочисленных питомцев хозяева различали по кличкам, кото­рые обычно давались по масти: Хэлдэмгу - чёрно-белый, Хан- наин - чёрный, Кури - серый, Багдайин - белый, Сеннаин - ры­жий, Этан - чёрный с белыми бровями, Мохаилбун - серый с белой шеей, Чемкалан - белоногий, Хуптейин -с продольной белой полосой на голове, Кокчанду - собака с белыми лапа­ми, Анчайин - белощекий (низ. д-кт) (ПМА. 1995). По такому же принципу давали клички собакам верховские негидальцы: Кэлътэй - белый, с чёрным глазом, Мойго - хорошо бегающий по снегу, Багдаин - белый, чёрного называли Коунэин (ПМА. 2005). Звучные клички давали своим питомцам негидальцы, например Коннорин (низ. д-кт), Мокал - белошейка, Хелахи - куропатка, кличка собаки (верх.д-кт) (74, 310 с.)

Многообразие кличек собак у тунгусо-маньчжурских на­родов, в том числе у нанайцев, является одним из показате­лей высокой значимости собаководства для этносов Нижне­го Амура. Идентичность терминов говорит не только о род­ственной языковой и культурной среде, но и наличии такого сугубо автохтонного института, как собаководство тунгусо- маньчжуров Приамурья. Материалы языка этих этносов по­зволяют утверждать, что специфическая лексика, связанная с кличками собак, являлась не только отражением их при­надлежности к той или иной масти, но и несла культовое зна­чение. Племенная работа, способы специфической дрессу­ры собак на определённое промысловое животное, воспи­тание у них особых промысловых качеств говорят о присут­ствии развитой культуры охотничьего собаководства. Знания особых способов, переданные от предков, обогащались лич­ным опытом каждого охотника, который приобретал харак­терные общеэтнические черты, передаваемые из поколения в поколение.

В целом этнокультурной особенностью амурского собако­водства следует считать факт, что на всей территории Приа­мурья и Сахалина амурская лайка обладала устойчивым экс- терьерным качеством. Она была крупной, несколько «растяну­той», имела массивную голову, напоминающую медвежью. Эти и другие признаки отличали её от лайки, населявшей Запад­ную и Восточную Сибирь, с характерными чертами: квадрат­ный корпус, голова с ровными и гладкими обводами. Универ­сальность амурской лайки (использовали как ездовую и охот­ничью) также является особым отличием, например от эвен­кийской лайки, которую применяли лишь на охоте (рис. 16,17).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.