Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС



Участники уголовного процесса - это все органы и лица, которые призваны играть при производстве по уголовным делам определенную законом роль и для выполнения этой роли наделяются соответствующими полномочиями, правами и обязанностями.

Понятие участников уголовного процесса, таким образом, тесно связано в первую очередь с предоставлением им уголовно-процессуальных прав и возложением на них соответствующих обязанностей. Осуществляются эти права и обязанности в ходе уголовно-процессуальной деятельности и возникающих на ее основе правовых отношений во имя решения задач и достижения целей, стоящих перед уголовным судопроизводством.

Количество носителей такого рода прав и обязанностей точному подсчету не поддается. Одно можно сказать более или менее "определенно" - их много. И чтобы иметь представление об этом множестве более четкое, полезно воспользоваться подсказываемой предписаниями УПК классификацией, которая учитывает, с одной стороны, содержание отводимых конкретным участникам ролей, а с другой - их значение для решения задач и достижения целей уголовного судопроизводства. При таком подходе всех участников вполне можно было бы подразделить на две группы.

В первую группу входят те из них, о которых сказано в гл. 5-8 УПК и которых можно было бы назвать основными. Это, прежде всего - участники, призванные осуществлять главные процессуальные функции. Существенным их свойством является то, что они являются, как правило, носителями служебного или личного интереса в исходе конкретного дела и в силу этого могут активно влиять на его возникновение и продвижение к предусмотренному законом финишу. К ним отнесены: суд, участники со стороны обвинения и участники со стороны защиты.

Но наряду с ними к первой группе законом отнесены также участники, которых обычно привлекают для содействия реализации упомянутых главных процессуальных функций. Среди них в основном лица, помогающие устанавливать необходимые для правильного разрешения дел обстоятельства, т.е. способствующие доказыванию, без которого не бывает ни одного уголовного дела.

Подозреваемый — это лицо, задержанное по подозрению в преступлении и к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения. Задержание должно быть основано на определенных фактических данных и причем в связи с подозрением в преступлении, за которое может быть назначена санкция в виде лишения свободы. Пребывание в качестве подозреваемого ограничено краткими сроками: задержание не может превышать 48 часов, а арест — 10 суток, после чего необходимо либо предъявить подозреваемому обвинение, либо освободить его.

Обвиняемый — лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Привлечение лица в качестве обвиняемого не предрешает окончательных выводов следователя, прокурора, а тем более суда о виновности лица.

Обвиняемый имеет широкие права: право знать, в чем его обвиняют, право давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела, право иметь защитника, обжаловать законность и обоснованность ареста, действия судьи, прокурора, следователя, дознавателя, право активно участвовать в судебном разбирательстве и др.

Защитник — это лицо, которое в установленном порядке допущено к участию в деле для защиты прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. В качестве защитников допускаются адвокат, близкие родственники и другие лица, которым подсудимый доверяет защиту своих прав и законных интересов. Если обвиняемый сам не избрал себе защитника, но ходатайствует о его участии в деле, то он должен быть ему обеспечен через юридическую консультацию.

Иметь защитника — это право обвиняемых. Отказ от защитника не обязателен для следователя и суда по делам: несовершеннолетних; лиц, не владеющих языком; за преступления, по которым может быть назначена санкция в виде лишения свободы более 15 лет или смертная казнь.

Защитник — самостоятельный субъект уголовного процесса, но его самостоятельность имеет определенные границы: он не вправе делать ничего, что могло бы ухудшить положение его подзащитного.

Потерпевший — это лицо, которому преступлением причинен физический, моральный или имущественный вред. По делам о преступлениях, следствием которых явилась смерть гражданина, потерпевшими могут быть признаны его близкие родственники. Потерпевшие от преступления вправе требовать возмещения им морального и материального вреда.

Гражданский истец — это физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении материального ущерба, непосредственно нанесенного преступлением. Материальный ущерб может быть нанесен в самой разнообразной форме. В результате него могут быть похищены предметы, ценности, деньги, нанесены тяжкие телесные повреждения, повлекшие расходы на лечение, а в случае смерти — расходы на погребение.

Гражданским ответчиком, как правило, выступает сам обвиняемый. Специально в качестве ответчика он не привлекается. За совершение преступления, повлекшего материальный ущерб, он несет одновременно и уголовную, и гражданскую ответственность. Иногда в процессе появляется истинно гражданский ответчик: родители, опекуны, попечители, администрация детских учреждений, предприятия (граждане) — владельцы автомобилей и др., которые несут гражданскую ответственность за ущерб, причиненный обвиняемым. Представители представляют права потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика обычно тогда, когда они лишены возможности участвовать в производстве по делу (болезнь, командировка, недееспособность и т. п.) либо испытывают серьезные трудности в защите своих интересов по причине неосведомленности в юридических тонкостях и т.д. Ими могут быть адвокаты, близкие родственники и иные лица, допущенные в качестве представителей на основании ордера (для адвоката), доверенности и документа, удостоверяющего родственные отношения.

Суд (судья) - орган правосудия по уголовным делам

Выделение судов (судей) в самостоятельную группу участников уголовного судопроизводства предопределено особенностями той главной уголовно-процессуальной функции, которая возложена на них, - функции разрешения дела. Суть этой функции выражена прежде всего в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ и ст. 8 УПК, устанавливающих одно из принципиальных положений уголовного судопроизводства - положение о том, что лишь суду предоставлено полномочие осуществлять правосудие путем разбирательства уголовных дел и постановления по его итогам приговоров, которыми лица, привлекаемые к ответственности, могут быть признаны совершившими преступления и подвергнуты уголовному наказанию. И данное полномочие вправе реализовать не любые суды, а лишь те, которые отнесены к числу судов общей юрисдикции (как федеральных, так и субъектов РФ).

84. ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗЫ, ОПРЕДЕЛЁННЫЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ. ОСНОВАНИЯ, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ИХ ПРОВЕДЕНИЯ. Судебная экспертиза - это процессуальное действие, проводимое в целях получения заключения по вопросам, имеющим доказательственное значение по делу. Лицо, обладающее специальными познаниями и назначенное в соответствии с постановлением следователя для дачи такого заключения, именуется экспертом. Наиболее распространенными являются криминалистические экспертизы (трасологическая, баллистическая, исследование холодного оружия и т. д.).

Уголовно-процессуальный закон использует иные критерии для выделения видов экспертиз.

По месту проведения экспертизы бывают двух видов: проводимые в экспертном учреждении и вне экспертного учреждения.

По субъекту исследования (числу экспертов) экспертизы могут быть единоличными и комиссионными. Комиссионная экспертиза определяется законом как исследование двух и более экспертов одной специальности (ст. 200 УПК). Основанием для назначения комиссионной экспертизы может быть повышенная вероятность субъективности суждений экспертов по характеру исследования (психиатрического, психологического, наркологического) либо сложность или большой объем самих исследований.

Порядок назначения и производства комиссионной экспертизы подробно регулируется ст. 21 Закона РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Если по результатам проведенных исследований мнения экспертов по поставленным вопросам совпадают, то ими составляется единое заключение. В случае возникновения разногласий, каждый из экспертов, участвовавших в производстве судебной экспертизы, дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласие.

По предмету исследования экспертиза может быть однородной (проводимой по одной специальности) или комплексной (проводимой по разным специальностям). Процессуальный закон признает комплексной экспертизой ту, в которой участвует несколько экспертов разных специальностей. Тем самым она приравнивается к разновидности экспертизы комиссионной. В то же время, главная особенность комплексной экспертизы состоит в том, что ступенчато выполняются исследования по отдельным предметам и делаются промежуточные выводы, на основе которых проводятся дальнейшие исследования по другим предметам и формулируются последующие ответы на поставленные вопросы. Один и тот же эксперт может одновременно обладать специальными познаниями в разных областях науки, техники, ремесла или искусства. Поэтому реально возможно проведение комплексной экспертизы, которая одновременно является единоличной, а не комиссионной. Порядок назначения и производства комплексной экспертизы подробно регулируется ст. 23 Закона РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».

По объему исследования экспертизы делятся на основные и дополнительные. Дополнительная экспертиза дополняет заключение эксперта, т.е. заключение, полученное в результате основной экспертизы, не ставится под сомнение, а просто появляется необходимость ответов на новые вопросы. По этой причине производство дополнительной экспертизы целесообразно поручать тому же самому эксперту (комиссии экспертов).

Основанием для назначения дополнительной экспертизы является: а) недостаточная полнота основного заключения эксперта (когда он не ответил на все заданные вопросы, или ответил лишь частично); б) необходимость ответов на новые вопросы, которые возникли уже после проведения исследования или по иным причинам не были заданы эксперту.

Условием назначения дополнительной экспертизы является необходимость добавочных исследований, т.е. когда допрос эксперта не может разъяснить данное им заключение.

С точки зрения достоверности исследования экспертизы подразделяются на первоначальные и повторные. Повторная экспертиза производится вместо вызывающей сомнение первоначальной экспертизы по тем же вопросам и с теми же объектами. Недоверие к первоначальной экспертизе обязывает всегда поручать повторную экспертизу другому эксперту или комиссии экспертов (ст. 207 УПК). Порядок производства экспертизы

Производство судебной экспертизы регулируется главой 27 УПК РФ, а также Законом РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.01 г., 20 который подлежит применению в части, не противоречащей УПК.

Производство экспертизы складывается из трех этапов: а) назначения экспертизы, б) проведения самостоятельного процессуального исследования лицом (лицами) на основе его специальных познаний и дачи им заключения (сообщения о невозможности дать заключение) по вопросам, поставленным осуществляющим производство по делу органом, в) ознакомление сторон с результатами исследования.

Первый этап - назначение экспертизы включает в себя ряд последовательных действий: 1) вынесение постановления о назначении экспертизы (о возбуждении перед судом ходатайства о назначении экспертизы, связанной с помещением обвиняемого или подозреваемого в медицинский стационар); 2) ознакомление с постановлением заинтересованных лиц и разъяснение им прав; 3) получение в необходимых случаях письменного согласия потерпевшего и свидетеля на их экспертное обследование; 4) направление материалов уголовного дела для проведения экспертизы.

Второй этап производства экспертизы - это проведение самого исследования. Эксперт самостоятелен в выборе методов исследования, однако, к ним предъявляется ряд общих требований:

* соблюдение общих правил производства следственных действий (запрет незаконных мер, насилия, угроз, обмана, унижения чести и достоинства, повреждения имущества и др.);

* методика исследования должна быть научно обоснована и апробирована;

* эксперту запрещено самостоятельно собирать объекты для исследования, за исключением экспериментальных экспертных образцов (о получении их см. ниже);

* не разрешаются также не связанные с делом биомедицинские эксперименты и использование болезненных методов исследования;

* следователь и другие участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту;

* при проведении исследований, сопровождающихся обнажением лица, в отношении которого производится судебная экспертиза, могут присутствовать только лица того же пола (кроме врачей).

После проведения исследования эксперт дает заключение или письменное сообщение о невозможности дать заключение.

Заключение эксперта - это представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами (ч. 1 ст. 80; ст. 204). Заключение эксперта состоит из вводной, исследовательской и резолютивной частей.

Эксперт вправе отказаться дать заключение, оформив письменное сообщение о невозможности дать заключение (п. 6 ч. 3 ст. 57; п. 6 ч. 1 ст. 198). Основанием для этого является недостаточность или непригодность материалов для исследования или недостаточная компетенция самого эксперта. При недостаточности материалов для исследования эксперт вправе ходатайствовать перед следователем о предоставлении дополнительных материалов. При недостаточной компетенции эксперт вправе ходатайствовать о привлечении к экспертизе других экспертов (п. 2 ч. 3 ст. 57). Необоснованный отказ дать заключение влечет для государственного эксперта дисциплинарную ответственность, а для частного - гражданско-правовую (по заключенному договору).

Третий этап производства экспертизы - это ознакомление сторон с результатами исследования: заключением эксперта, сообщением о невозможности дать заключение и протоколом допроса эксперта (ст. 206). Ознакомление с результатами экспертизы - официальная процедура, осуществляемая органом, ведущим дело. Сам эксперт не вправе сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших (п. 1, 3 ч. 4 ст. 57).

С результатами экспертизы знакомятся те же лица, которым предъявлялось или должно было быть предъявлено постановление о назначении экспертизы. Этим лицами разъясняются право ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной экспертизы, о производстве допроса эксперта, право получить копию заключения эксперта за свой счет, право заявить отвод эксперту или руководителю экспертного учреждения. О выполнении этих требований составляется протокол.

85. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ, ЗНАЧЕНИЕ СТАДИИ КАССАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА. ПОРЯДОК И СРОКИ АПЕЛЛЯЦИОННОГО И КАССАЦИОННОГО ОБЖАЛОВАНИЯ, ВНЕСЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.Не вступившие в законную силу судебные решения могут быть проверены судом второй инстанции в двух порядках: апелляционном и кассационном.

Кассационное производство - урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность, состоящая: а) в обжаловании или (и) принесении представления государственным обвинителем или вышестоящим прокурором на не вступивший в законную силу приговор (или иное судебное решение); б) в рассмотрении судом второй инстанции уголовного дела по кассационным жалобе или представлению для решения вопроса о том, является ли обжалованное судебное решение (решение, на которое принесено представление) законным, обоснованным и справедливым, а также в) в принятии (при необходимости) предусмотренных УПК мер для обеспечения законности, обоснованности и справедливости названных решений.

Жалобы на не вступивший в законную силу приговор (иное судебное решение) подаются лицами, интересы которых связаны с решениями, принимаемыми в приговоре (ином названном судебном акте), - осужденным, оправданным, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, частным обвинителем и, соответственно, защитниками, представителями этих лиц и именуются кассационной жалобой, а представление государственного обвинителя (прокурора) - кассационным представлением.

Подача кассационной жалобы (кассационного представления) - необходимое условие для того, чтобы суд второй инстанции имел право проверить данное судебное решение в кассационном порядке. Вместе с тем наличие названной жалобы (представления), содержание и форма которой (которого) соответствуют требованиям УПК, поданной (поданного) субъектом права на принесение этой жалобы (представления) в установленный законом срок и в надлежащий суд, - обязывает суд кассационной инстанции рассмотреть жалобу (представление), проверить правосудность судебного решения, на которое подана жалоба (представление), и принять соответствующее решение.

Принесение кассационной жалобы приводит в действие правовой механизм защиты прав граждан, права, законные интересы которых связаны с принятыми в приговоре решениями, обязывая суд кассационной инстанции установить, правосуден ли приговор, дать мотивированный ответ на каждый довод жалобы, принять меры к устранению нарушений прав и охраняемых законом интересов названных лиц, обеспечению законности, обоснованности и справедливости обжалованного решения.

Не только принесение кассационного представления, но также и кассационной жалобы имеет публично-правовое значение, поскольку способствует тому, чтобы исполнялись лишь законные, обоснованные и справедливые приговоры, что необходимо и в интересах личности, и в интересах правосудия.

Право граждан на обжалование решений суда первой инстанции имеет конституционное значение (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ). Соответственно, и право граждан на обжалование приговоров и иных судебных решений в кассационном порядке является их конституционным правом.

Кассационное производство служит решению важных задач, что и определяет его значение:

содействует достижению законности, обоснованности и справедливости названных выше судебных решений, в том числе и тех, которые не были обжалованы, поскольку сама предусмотренная законом возможность обжалования судебного решения (принесения представления) и рассмотрения дела судом второй инстанции оказывает превентивное воздействие, побуждая суд, прокурора, органы расследования соблюдать закон. Кассационное производство служит выявлению нарушений закона еще до вступления приговора, иного судебного решения в законную силу, т.е. (в сравнении с проверкой приговоров в порядке надзора) наиболее оперативно;

способствует тому, чтобы не допускалось обращение к исполнению незаконных, необоснованных и несправедливых приговоров;

служит осуществлению надзора за судебной деятельностью со стороны вышестоящих судов, важной формой которого является кассационное производство. Рассматривая дела в кассационном порядке, суды выявляют допущенные при производстве по делу ошибки, нарушения закона и их причины; дают указания по их устранению; мотивированно отклоняют кассационные жалобы, представления при наличии к тому оснований, способствуя тем самым единообразному применению, строгому соблюдению норм закона в судебной и следственной практике;

в стадии кассационного производства решается задача обеспечения прав и законных интересов личности - осужденного, оправданного, частного обвинителя, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, поскольку эти лица вправе обжаловать приговор по вопросу, решение которого ущемляет их права и охраняемые законом интересы, а суд кассационной инстанции обязан рассмотреть эти жалобы, выявить допущенные нарушения прав и интересов этих лиц, принять меры к их устранению и недопущению подобных нарушений в будущем. Названное производство - существенная уголовно-процессуальная гарантия прав и интересов личности;

кассационное производство как процессуальная форма надзора за законностью деятельности судов, а на этой основе - и деятельности органов расследования служит обеспечению законности в уголовном процессе в целом. Данное производство служит укреплению законности и правопорядка в государстве. Срок и порядок обжалования. Кассационная жалоба (представление) влечет производство в суде кассационной инстанции с целью проверки законности, обоснованности и справедливости судебного решения, на которое подана жалоба (представление), при условии, если жалоба (представление) отвечает требованиям, предусмотренным в ст. 375 УПК. Жалоба, представление должны содержать:

наименование суда кассационной инстанции, в который подаются жалоба или представление. Частью 3 ст. 309 УПК предусмотрено, что в резолютивной части приговора (оправдательного и обвинительного) должно содержаться разъяснение о порядке и сроках обжалования приговора, что должно включать и разъяснение о том, в какой именно суд может быть подана кассационная жалоба на данный приговор;

данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;

указание на приговор или иное решение, которое обжалуется, и наименование суда, его постановившего или вынесшего;

доводы лица, подавшего жалобу или представление с указанием оснований, предусмотренных ст. 379 УПК. Выполнение всех требований ст. 375 УПК может потребовать от лица, подающего кассационную жалобу (от осужденного, потерпевшего и других), обращения к помощи адвоката. Следует учесть, что суд, как и при подаче апелляционной жалобы, возвращает жалобу, если она не соответствует требованиям, указанным в ч. 1 ст. 375 УПК, и это препятствует рассмотрению дела в кассационном порядке, для ее исправления и определяет срок, в течение которого оно (исправление) должно быть сделано. Если такое предписание не будет выполнено, то суд выносит определение о прекращении кассационного производства, в связи, с чем кассационная жалоба считается не поданной, а приговор вступившим в законную силу.

Поданная с соблюдением указанных в УПК требований кассационная жалоба (представление) обязывает суд кассационной инстанции рассмотреть уголовное дело. Принесение кассационной жалобы (представления) приостанавливает приведение приговора или иного судебного решения в исполнение и притом - во всех его частях в отношении всех лиц, пользующихся правом на кассационное обжалование, даже если какое-то из этих лиц приговор (иное судебное решение) не обжаловало. Гарантируя интересы лица, которое вправе принести кассационную жалобу, обеспечивая решение задач уголовного процесса, УПК установил сроки и порядок рассмотрения уголовных дел в кассационной инстанции.

УПК предусматривает единый для всех судов кассационной инстанции срок, когда должно быть начато рассмотрение уголовного дела: не позднее одного месяца со дня его поступления в суд кассационной инстанции. Закон не знает оснований, которые давали бы возможность продлить названный срок, что существенно для обеспечения права на кассационное обжалование. Дело ведь не только в том, чтобы судебное решение (до его вступления в законную силу) могло быть обжаловано, но также в том, чтобы не допустить волокиты в рассмотрении кассационной жалобы (кассационного представления).

Срок же самого судебного заседания суда кассационной инстанции закон не лимитирует. Его продолжительность определяется сложностью дела, сложностью доводов жалобы (представления), количеством поданных по делу кассационных жалоб и т.д.

Рассмотрение дела в кассационном порядке осуществляется в соответствии с принципами уголовного процесса, в том числе - при соблюдении принципа независимости судей и подчинении их только Конституции РФ и федеральному закону, гласности, презумпции невиновности обвиняемого, обеспечения обвиняемому права на защиту, состязательности и равноправия сторон.

В кассационном порядке уголовное дело рассматривается в составе 3-х судей (ч. 4 ст. 30 УПК).

При рассмотрении дела в кассационном порядке могут участвовать лица, являющиеся субъектами права на кассационное обжалование и принесение представления. Рассмотрение дела в кассационном порядке без участия защитника, который своевременно известил суд о желании дать объяснения суду кассационной инстанции, - нарушение права осужденного или оправданного на защиту, которое влечет отмену кассационного определения.

В качестве защитников при рассмотрении дела судом кассационной инстанции допускаются адвокаты, а по определению (постановлению) этого суда наряду с адвокатом - один из близких родственников осужденного, оправданного либо иное лицо, о допуске которого ходатайствует осужденный, оправданный. Суд кассационной инстанции вправе допустить к участию в деле и представителя частного обвинителя, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, не участвовавшего в суде первой инстанции.

Процедура рассмотрения дела судом кассационной инстанции установлена ст. 377 УПК. Она делится на несколько этапов.

Сначала председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело, по чьей кассационной жалобе или представлению рассматривается.

После этого председательствующий объявляет состав суда, фамилии, имена и отчества лиц, являющихся сторонами по уголовному делу и присутствующих в судебном заседании, а также фамилию, имя и отчество переводчика, если он участвует в судебном заседании. Неявка лиц (стороны), своевременно извещенных о заседании суда кассационной инстанции, не препятствует рассмотрению дела судом кассационной инстанции. Представляется, что такое правило не может иметь абсолютного значения: участие в судебном заседании суда кассационной инстанции указанного выше лица может иметь столь важное значение для вывода кассационной инстанции о правосудности проверяемого им приговора, что может повлечь отложение рассмотрения дела при неявке указанного в ч. 4 ст. 376 УПК лица.

Если кто-либо из сторон, подлежащих извещению о заседании суда кассационной инстанции, не был извещен, рассмотрение уголовного дела необходимо отложить в связи с нарушением права сторон на участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции.

После выполнения указанных действий председательствующий выясняет у "участников судебного разбирательства", имеются ли у них отводы и ходатайства. Круг лиц, которым может быть заявлен отвод, основания для отводов, для отклонения ходатайства - те же, что и в судебном разбирательстве суда первой, апелляционной инстанций. Отказ в удовлетворении ходатайства или заявленного отвода суд кассационной инстанции должен мотивировать.

После разрешения отводов и ходатайств один из судей докладывает дело. Он кратко излагает содержание приговора или иного обжалуемого судебного решения, а также кассационной жалобы и (или) представления (ч. 3 ст. 377). Из доклада судьи, естественно, должно быть понятно, в чем именно оправдан или признан виновным каждый из оправданных, осужденных и каковы доводы каждой из жалоб, представления.

После этого следуют выступления сторон: сначала сторона, которая подала жалобу или представление, обосновывает свои доводы; затем заслушиваются возражения другой стороны. При наличии нескольких жалоб последовательность выступлений определяет суд, но при этом он учитывает мнения сторон.

Факультативной, но очень важной частью рассмотрения уголовного дела в кассационном порядке, сближающей кассационное производство с апелляционным, является возможность непосредственного исследования доказательств судом кассационной инстанции "в соответствии с требованиями главы 37 УПК", т.е. по правилам проведения судебного следствия в судебном разбирательстве.

Непосредственное исследование доказательств при рассмотрении дела в кассационном порядке возможно только "по ходатайству стороны". Закон не связывает решение суда по данному вопросу с мнением другой стороны.

Поскольку закон (ч. 4 ст. 377 УПК) отсылает к гл. 37 УПК - непосредственное исследование доказательств может состоять в совершении действий, предусмотренных этой главой: в допросах потерпевшего и свидетелей, осмотре вещественных доказательств и др.

Однако "непосредственное исследование доказательств" не должно (стирая грань с апелляционным производством) превращаться в повторное судебное следствие. По ходатайству сторон совершаются те или иные отдельные действия по непосредственному исследованию доказательств.

Типична же для кассационного производства проверка доводов жалобы, представления по письменным материалам данного уголовного дела.

При этом важно учесть сказанное выше: в суд кассационной инстанции стороны вправе представить "дополнительные материалы", оцениваемые судом кассационной инстанции в совокупности с письменными материалами уголовного дела, данными, полученными при непосредственном исследовании доказательств, что и создает базу при оценке судом доводов жалобы (представления) и возражений на них. Апелляционная жалоба (представление)подается в районный суд и приносится через суд, постановивший приговор или вынесший иное судебное решение, т.е. через соответствующего мирового судью. Принесение апелляционной жалобы непосредственно в вышестоящий (районный) суд законом не предусмотрено. Мировой судья должен разъяснить это лицам, имеющим право принести апелляционную жалобу. Принесение жалобы (представления) непосредственно через мирового судью дает ему возможность с большей оперативностью (еще до рассмотрения дела апелляционным судом) узнать о допущенных им ошибках, нарушениях, что предупреждает их допущение в последующей деятельности мирового судьи.

Срок подачи апелляционной жалобы, представления - 10 суток со дня провозглашения приговора (постановления), а для осужденного, содержащегося под стражей, - 10 суток со дня вручения ему копии приговора мирового судьи или постановления. Если названный срок пропущен - апелляционная жалоба (представление) остается без рассмотрения, если только этот срок не будет восстановлен. Субъекты права на апелляционное обжалование, принесение представления имеют ряд прав, которые гарантируют названное право, служат обеспечению возможности его осуществления. В числе таких прав:

ходатайствовать перед мировым судьей, постановившим приговор или постановление, о восстановлении срока на обжалование, если срок на обжалование (принесение представления) был пропущен "по уважительной причине".

Пропущенный срок на апелляционное обжалование должен быть продлен, если копия обжалованного приговора (или иного судебного решения) была вручена лицам, пользующимся правом на апелляционное обжалование (принесение представления), по истечении 5 суток со дня провозглашения этого судебного решения. Уважительными причинами для восстановления пропущенного срока на обжалование могут быть различные ситуации: тяжелое заболевание лица, пользующегося правом на апелляционное обжалование, стихийное бедствие и т.п.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подается тому мировому судье, который постановил приговор, вынес постановление, и рассматривается им. Мировой судья вправе вызвать лицо, заявившее ходатайство, для дачи объяснений. Ходатайство о восстановлении апелляционного срока рассматривается в судебном заседании.

Если мировой судья своим постановлением отказал в восстановлении пропущенного срока - это постановление может быть обжаловано в районный суд;

знать о подаче жалобы или принесении представления. Мировой судья, постановивший приговор (или иное обжалуемое судебное решение), извещает о принесенной жалобе или представлении осужденного, оправданного, его защитника, обвинителя, потерпевшего, его представителя. Гражданский истец, гражданский ответчик имеют названное право в случаях, если жалоба (представление) затрагивает их интересы (ст. 358 УПК);

получить копию жалобы или представления. Гражданский истец, гражданский ответчик, их представители имеют такое право при наличии указанного выше условия (ст. 358 УПК);

подать в письменном виде возражения на апелляционную жалобу или представление - ст. 358 УПК. Это право разъясняется при направлении субъекту права на апелляционное обжалование копии поданной жалобы или представления. Возражения на жалобу (представление) приобщаются к материалам дела;

представить новые материалы. В качестве таковых не могут представляться материалы, требующие совершения следственных действий. При производстве в апелляционном порядке сторона вправе ходатайствовать о вызове в суд указанных ею свидетелей и экспертов. Наличие данного права определяется тем, что в суде апелляционной инстанции проводится судебное следствие. Указанные права могут осуществляться с целью подтверждения оснований своей жалобы, своего представления или с целью обоснования возражений против жалобы другой стороны или представления (ч. 3 ст. 363 УПК); отозвать свою жалобу или представление до начала заседания суда апелляционной инстанции (ст. 359 УПК);

лицо, обжаловавшее приговор или постановление (либо принесшее на эти решения представление) до начала заседания суда апелляционной инстанции, вправе изменить свою жалобу или представление, а также дополнить их новыми доводами. По существу - это право на подачу дополнительной жалобы (представления). В дополнительном представлении прокурора или его заявлении об изменении представления, равно как и в дополнительной жалобе потерпевшего, частного обвинителя, их представителей, поданных по истечении срока на обжалование, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положения осужденного, если такое требование не содержалось в первоначальных жалобах или представлении (ч. 4 ст. 359 УПК). Это решение закона - важная гарантия прав и интересов осужденного, ограждающая его от ухудшения его положения приговором апелляционного суда, если только требование об этом не содержится в первоначальной апелляционной жалобе или представлении;

стороны вправе знать, что дело направлено в суд апелляционной инстанции (ч. 2 ст. 359 УПК);

знать, не позднее 14 суток до дня судебного заседания, о дате, времени и месте рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции (ч. 2 ст. 376 УПК).

86. АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА. В апелляционном порядке уголовные дела рассматриваются судьей районного суда единолично. Рассмотрение дела должно быть начато не позднее четырнадцати суток со дня поступления апелляционной жалобы или представления, но не ранее истечения срока обжалования приговора мирового судьи или его постановления. Иное могло бы нарушить право сторон на апелляционное обжалование названных решений.

Указанный 14-суточный срок продлению не подлежит (ст. 362 УПК).

Приведенное правило служит осуществлению требования Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно того, что уголовные дела должны рассматриваться "в разумный срок" (п. 1 ст. 6).

Получив от мирового судьи дело с апелляционной жалобой (жалобами) и (или) представлением, председатель районного суда или его заместитель может: а) принять дело к своему производству; б) передать дело одному из судей районного суда для изучения и рассмотрения в судебном заседании.

Судья, изучив поступившее уголовное дело, выносит постановление о назначении судебного заседания. В этом постановлении решаются вопросы, указанные в ч. 1 ст. 364 УПК:

1) о месте, дате и времени начала судебного заседания;

2) о вызове в судебное заседание свидетелей, экспертов и других лиц.

Решая вопрос о вызове сторон, судья учитывает, что в судебном заседании обязательно участие:

государственного обвинителя;

частного обвинителя, если он подал жалобу;

подсудимого или осужденного, который подал жалобу или в защиту интересов которого поданы жалоба или представление. При этом закон допускает рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке в отсутствие осужденного, оправданного в том же случае, что и при проведении судебного разбирательства в отсутствие подсудимого (см. ч. 4 ст. 247 УПК);

защитника, в тех случаях, когда его участие признано обязательным ст. 51 УПК;

3) о сохранении, об избрании, отмене или изменении меры пресечения в отношении подсудимого. Решение этого вопроса определяется общими указаниями УПК о праве суда избрать, отменить или изменить меру пресечения в отношении подсудимого (см. ст. 255 УПК).

При решении этого вопроса учитываются обстоятельства, сложившиеся и к моменту решения вопроса о назначении судебного заседания апелляционного суда;

4) о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании в случаях, указанных в ст. 241 УПК.

УПК определяет порядок производства в суде апелляционной инстанции.

Производство в суде апелляционной инстанции ведется по правилам производства в суде первой инстанции с учетом при этом тех особенностей, которые установлены законом для суда апелляционной инстанции.

О месте и времени судебного заседания должны быть извещены стороны, в том числе и те, которые приговор не обжаловали. Неявка лиц, не подавших жалоб на приговор суда первой инстанции, не препятствует рассмотрению дела и вынесению решения.

Распорядок судебного заседания в апелляционном суде, меры, принимаемые к нарушителям порядка в судебном заседании - те же, что и при судебном разбирательстве дела в суде первой инстанции (ст. 258 УПК). Дела рассматриваются в открытом судебном заседании, кроме случаев, указанных в ст. 241 УПК.

Поскольку производство в суде апелляционной инстанции ведется по правилам производства в суде первой инстанции - его структура соответствует судебному заседанию в суде первой инстанции: подготовительная часть судебного заседания; судебное следствие; прения сторон; последнее слово подсудимого; постановление и провозглашение приговора (или постановления мирового судьи).

Судебное следствие начинается с краткого изложения председательствующим: содержания приговора мирового судьи; существа апелляционной (апелляционных) жалобы (жалоб), представления и возражений на них. После этого заслушивается выступление стороны, подавшей жалобу или представление. Содержанием такого выступления является обоснование стороной доводов, приведенных в жалобе (представлении). После этого заслушиваются возражения на них другой стороны. Поскольку ст. 358 УПК предоставляет право принести возражения на жалобу (представление) не только сторонам, которые приговор (постановление) мирового судьи обжаловали, но и сторонам, которые его не обжаловали, - в судебном следствии должна предоставляться возможность изложить, обосновать возражения на жалобу (представление) любой стороне, если она такие возражения своевременно подала.

После выполнения всех этих действий суд апелляционной инстанции выслушивает мнения сторон о порядке судебного следствия и с учетом этого мнения устанавливает порядок исследования доказательств в судебном следствии и переходит к их проверке.

В судебном следствии суда апелляционной инстанции вновь допрашиваются не все свидетели, допрошенные в суде первой инстанции, т. е. мировым судьей, а лишь те из допрошенных в суде первой инстанции, вызов которых суд признал необходимым (ч. 4 ст. 365 УПК). Как представляется, такой вывод суда апелляционной инстанции должен определяться прежде всего значением показаний данного свидетеля для проверки доводов апелляционной жалобы, представления, возражений на них.

Стороны вправе заявить ходатайство о вызове новых свидетелей (т.е. тех, которые не допрашивались у мирового судьи), о производстве судебной экспертизы, об истребовании вещественных доказательств и документов, в исследовании которых им было отказано судом первой инстанции.

Суд разрешает названные выше ходатайства в порядке, установленном ст. 271 УПК, который включает выслушивание судом по заявленному ходатайству мнения других сторон; обязанность лица, заявившего ходатайство, его обосновать; право такого лица, в случае отказа в удовлетворении ходатайства, заявить его вновь в ходе дальнейшего судебного разбирательства.

Суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении ходатайства на том основании, что оно не было удовлетворено судом первой инстанции.

Таким образом, районный судья (действуя как суд апелляционной инстанции) не обязан вновь исследовать все те доказательства, которые были рассмотрены в судебном следствии суда первой инстанции. Менее последовательно, чем в суде первой инстанции, реализуется в судебном следствии суда апелляционной инстанции начало непосредственности.

После рассмотрения доказательств председательствующий опрашивает стороны об имеющихся у них ходатайствах о дополнении судебного следствия. Разрешив такие ходатайства, дополнив судебное следствие в случае их удовлетворения, председательствующий объявляет судебное следствие законченным.

Прения сторон проводятся в том же порядке, что и в суде первой инстанции. Однако первым выступает лицо, подавшее жалобу или принесшее представление. Следовательно, прения сторон могут быть начаты не только с выступления стороны обвинения, но и стороны защиты.

По окончании прений сторон подсудимому предоставляется последнее слово. После этого председательствующий удаляется в совещательную комнату для принятия решения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции секретарем судебного заседания ведется протокол по общим правилам, предусмотренным ст. 259 УПК. На данный протокол, как и на протокол судебного заседания суда первой инстанции, стороны могут принести замечания, рассматриваемые председательствующим по правилам, действующим для рассмотрения таких замечаний в суде первой инстанции. По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции принимает одно из следующих решений:

1) об оставлении приговора суда первой инстанции без изменения, а апелляционных жалобы или представления без удовлетворения. Такое решение принимается, если не установлено оснований к отмене или изменению приговора;

2) об отмене обвинительного приговора суда первой инстанции и оправдании подсудимого или прекращении уголовного дела;

3) об отмене оправдательного приговора суда первой инстанции и вынесении обвинительного приговора. Оправдательный приговор суд апелляционной инстанции вправе отменить и вынести обвинительный приговор при условиях, когда:

а) прокурором было принесено представление либо потерпевшим, частным обвинителем либо их законными представителями подана жалоба;

б) на необоснованность оправдания подсудимого.

4) об изменении приговора суда первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции вправе применить закон о более тяжком преступлении, отягчить меру наказания, назначенную осужденному. Такая возможность определяется тем, что суд апелляционной инстанции проводит судебное следствие. Защите интересов осужденного служит правило: "приговор суда первой инстанции может быть изменен в сторону ухудшения положения осужденного не иначе как по представлению прокурора либо жалобе потерпевшего, частного обвинителя или их представителей" (ч. 2 ст. 369 УПК).

При изменении приговора суда первой инстанции суд апелляционной инстанции постановляет новый приговор.

87. РАССМОТРЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА. ПРЕДЕЛЫ ПРАВ И ВИДЫ РЕШЕНИЙ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСНОВАНИЯ ПРИНЯТИЯ. ВНЕСЕНИЕ ПОВТОРНЫХ НАДЗОРНЫХ ЖАЛОБ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ. Ходатайство о пересмотре вступившего в законную силу приговора или иного судебного решения в порядке, установленном для производства в надзорной инстанции (ч. 1 ст. 402 УПК), - особый вид ходатайства, которое может быть заявлено при производстве по уголовному делу. От иных ходатайств его отличает не только содержание и установленная законом форма, но и наименование: такого рода ходатайство, заявленное прокурором, называется надзорным представлением, а заявленное другим участником судопроизводства, которому дозволено делать это, - надзорной жалобой. К надзорным жалобе или представлению обязательно прилагаются копии:

приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;

приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;

в необходимых случаях - иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении.

Срок для обращения в суд надзорной инстанции не установлен. Но предусматривается другое жесткое условие, ограничивающее возможность обращения в суд надзорной инстанции. Таким условием является запрет поворота к худшему, т. е. запрет обращения в такой суд с ходатайством, направленным на то, чтобы: обвинительный приговор, определение или постановление суда были пересмотрены "в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного"; оправдательный приговор, определение или постановление суда о прекращении уголовного дела были отменены. В установленной уголовно-процессуальным законодательством процедуре рассмотрения ходатайств о пересмотре вступивших в законную силу приговоров или иных судебных решений по конкретным уголовным делам более или менее отчетливо просматривается три этапа:

1. предварительное рассмотрение в суде надзорной жалобы и (или) представления;

2. рассмотрение судом надзорной инстанции жалоб и (или) представлений по существу;

3. постановление решения суда надзорной инстанции.

На первом этапе происходит изучение надзорных жалобы и (или) представления одним из судей суда надзорной инстанции. Ему предоставлено право в случае необходимости истребовать материалы любого уголовного дела, которые могут понадобиться для принятия решения по изучаемым им жалобе и (или) представлению. По итогам изучения жалобы (представления) и материалов истребованных дел он должен в течение 30 суток вынести одно из следующих постановлений:

об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления;

о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.

Если уголовное дело в ходе предварительной проверки не было истребовано, то судья, возбуждая надзорное производство, может сделать это и обеспечить, чтобы оно было доступно участникам судопроизводства при разбирательстве жалобы (представления) надзорной инстанцией.

Завершается данный этап доведением вынесенного постановления (предварительного решения) до сведения председателя суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда либо Председателя верховного Суда РФ или его заместителей, т. е. должностных лиц, которые осуществляют руководство соответствующими надзорными инстанциями и организуют рассмотрение ими конкретных судебных дел.

У этих должностных лиц есть право не согласиться с постановлением судьи, предварительно изучавшего жалобу (представление), об отказе в ее удовлетворении. В таком случае они отменяют его и выносят свое постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции (п. 2 ч. 3 ст. 406 УПК). Другими словами, разбирательство ходатайства о пересмотре приговора или иного судебного решения по существу поставленных в нем вопросов либо отказ в таком разбирательстве не может произойти без ведома названных руководителей судов.

Второй этап - это судебное заседание, в ходе которого завершается подготовка к принятию итогового решения по существу вопросов, поставленных в надзорной жалобе (представлении). Оно должно состояться не позднее 15 суток со дня принятия предварительного решения в суде субъекта РФ или окружном (флотском) военном суде либо не позднее 30 суток - в Верховном Суде РФ.

В ходе подготовки к нему о дате, времени и месте предстоящего заседания уведомляются все участники уголовного судопроизводства, наделенные правом возбуждения ходатайства о пересмотре приговора и (или) иных судебных решений, вынесенных по данному уголовному делу. Они принимают участие в судебном заседании. Рассмотрение конкретного уголовного дела по надзорной жалобе (представлению) должно проходить в следующей последовательности:

1) заслушивание доклада об обстоятельствах уголовного дела, содержании приговора, определения или постановления, мотивах надзорных жалобы или представления, а также обстоятельствах вынесения постановления о возбуждении надзорного производства. Доклад об этом должен делать член президиума суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда, Президиума Верховного Суда РФ либо другой судья соответствующего суда, ранее не участвовавший в рассмотрении данного дела;

2) постановка вопросов докладчику, связанных со сделанным им докладом, и заслушивание его ответов. Закон (ч. 4 ст. 407 УПК) не конкретизирует, кто вправе задавать такие вопросы. Думается, что данное обстоятельство дает основание для утверждения, что сделать это может любой участник судебного заседания;

3) изложение прокурором доводов в поддержку своего надзорного представления, если оно вносилось;

4) заслушивание устных объяснений, которые после выступления прокурора вправе сделать участвующие в судебном заседании осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель.

На этом второй этап рассмотрения ходатайства о пересмотре приговора или иного судебного решения завершается.

Третий этап - принятие решения судом надзорной инстанции по жалобе (представлению) - начинается после удаления сторон из зала судебного заседания.

Решение такого рода принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов надзорная жалоба (представление) считается отклоненной. Но и для данного правила установлено исключение. Оно касается случаев, когда Президиумом Верховного Суда РФ рассматривается уголовное дело, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь и по которому в надзорной жалобе (или надзорном представлении) ставится вопрос о ее отмене и замене более мягким наказанием. Такие жалоба или представление считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума, присутствующих на заседании.

Решения, принимаемые в порядке надзора Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ, оформляются процессуальными документами, называемыми определениями, а аналогичные решения президиумов судов субъектов РФ и Президиума Верховного Суда РФ - постановлениями. Согласно ч. 1 ст. 408 УПК суд надзорной инстанции по итогам рассмотрения ходатайства о пересмотре приговора или иного судебного решения наделен правом вынести решение одного из следующих видов:

1) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;

4) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

88. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФИКСАЦИИ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОСМОТРА И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ. Научно-технические средства криминалистики - это не просто технические устройства и материалы, но и научные приемы и методы их использования в практической деятельности по расследованию, раскрытию, предупреждению и пресечению преступлений. В уголовно-процессуальном законодательстве обозначены лишь отдельные технические средства: фотография, киносъемка, звукозапись, видеосъемка (ст. 166 УПК). Но, по смыслу ст. 164 при производстве следственных действий могут применяться иные технические средства обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Все эти средства имеют доказательственное значение. Так, фотосъемкаприменяется для получения фотоизображения запечатлеваемого или исследуемого криминалистического объекта, имеющего значение для правильного разрешения дела. Фотоснимки, отобразившие фактические данные, важные для расследования и раскрытия преступлений, по своей правовой природе относятся к документам и могут использоваться в уголовном преследовании в качестве доказательств. По мнению ряда криминалистов, фотоснимки, которые получены вне сферы уголовного процесса, например, фиксировавшие подготовку или совершение преступления, считаются вещественными доказательствами и приобщаются к делу специальным постановлением.

Киносъемка в отличие от фотосъемки позволяет зафиксировать процесс следственного действия и полученные результаты в динамике, что особенно ценно при проверке показаний, производстве опознания личности, следственного эксперимента, жилищного обыска, осмотра места аварии и т.д. Но как фотофиксации, так и киносъемки существенно дополняют протокол соответствующего следственного действия, позволяя участникам процесса на последующих этапах движения уголовного дела составить общее, полное и объективное представление о картине (объекте), запечатленности в протоколе, и рассмотреть детали, придающие убедительность в истинности полученных доказательственных данных.

Ценность звукозаписи состоит в том, что она с исчерпывающей полнотой фиксирует ход допроса, очной ставки, в том объеме и деталях, что не способен отразить протокол. Звукозапись применяется не взамен протокола, а в дополнение к нему.

Видеозапись - электронный метод фиксации доказательственной информации, который отличается оперативностью, технологической гибкостью и большой информационной емкостью, является средством фиксации образной и звуковой доказательственной информации при производстве следственных действий. В эту большую группу в первую очередь включают технико-криминалистические средства, применяемые при производстве следственного осмотра, обыска, проверки показаний на месте, следственного эксперимента, освидетельствования, предъявления для опознания, допроса, очной ставки и предназначенные для обнаружения следов и предметов вещественных доказательств. Это современные физические и химические средства выявления невидимых и слабовидимых следов пальцев рук, босых ног, губ, лба, ушной раковины и др. Для поиска следов применяются осветительные приборы всевозможных типов, обеспечивающие дифференциацию режимов освещения посредством специальных отражателей, рассеивателей, светофильтров, защитных стекол, экранирующих решеток и других приспособлений. Липкие пленки. Из липких пленок наиболее широко применяются дактилоскопические пленки. Они выпускаются двух видов: прозрачные и темные. Темная планка применяется для фиксации и изъятия потожировых следов, выявленных светлыми дактилоскопическими порошками (алюминия, окиси цинка и др.).

Технико-криминалистические средства оптического увеличения (лупы разнообразных конструкций), электронно-оптические преобразователи (ЭОП), люминоскопы, ультрафиолетовые осветители (УФО) позволяют выявить на сходных по цвету объектах следы крови, спермы, слюны, женского молока, выстрела, микрообъекты на теле и одежде потерпевшего и подозреваемого, а также дописки, исправления, травление, смывание, переклейку фотографии при подделке документов. Сюда же следует отнести технические средства обнаружения сокрытых в тайниках предметов вещественных доказательств и выделения объектов, имеющих криминалистическое значение, из группы однородных. Это магнитные искатели и подъемники, портативные рентгеновские и голографические установки, детекторы (например, детектор фальшивых банкнот).

Под технико-криминалистическими средствами фиксации следов преступления и получаемой доказательственной информации имеют в виду материалы графического отображения (вычерчивание планов, схем, чертежей, выполнение зарисовок), а также описания, фотографического и электронного (видео-, цифрового) запечатления.

Средства измерения позволяют установить точные размеры и взаимное расположение объектов, представляющих криминалистический интерес. Для сохранения доказательственной информации применяются также звуко- и видеозаписывающие аппараты, средства голографии и др.

Технико-криминалистические средства, предназначенные для закрепления и изъятия следов и вещественных доказательств, это вещества для фиксирования следов ног, транспорта и других объектов на сыпучем грунте (например, баллон с жидким газом "Фреон-12", имеющийся в следственном чемодане), средства для отбора образцов почвы, строительных материалов, воды и т.п., приспособления для изъятия поверхностных следов, микрообъектов, брызг крови, слюны и др.; материалы для изготовления слепков и оттисков с объемных следов; инструменты и приспособления для упаковки при изъятии в натуре части или всего объекта со следами.

Изъятие вещественных доказательств в натуре считается наиболее предпочтительным, поскольку максимально сохраняет доказательственную информацию, а это создает благоприятные предпосылки для ее изучения. Следы, процесс изъятия которых сложен, целесообразно изымать вместе с предметами, на которых они обнаружены.

Для изготовления объемных копий с не изымаемых в натуре следов используется широкий круг слепочных материалов, подразделяемых на термопластичные и жидкие компаунды. К первому виду относятся пластилин, парафин, воск, стенс, легкоплавкие металлы. Ко второму гипс, сиэласт, пасты К и У-1, латекс, вальцмасса. Объемные копии достаточно полно передают форму, размеры, детали и взаимное расположение следов, которые невозможно изъять в натуре.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.