Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задание «Слепцы и поводырь»



Как важно в жизни доверять людям! Как часто этого недостает, и как много порой мы от этого теряем. Пожалуйста, все встаньте, закройте глаза и походите по комнате в разные стороны в течение двух-трех минут (гонг). Так, хорошо. Теперь произвольно разбейтесь на пары. Один из вас закрывает глаза, а другой водит его по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновения с други­ми парами, дает соответствующие пояснения по пово­ду их передвижения и т. п. Как давать команды? Луч­ше всего стоя за спиной на некотором отдалении. Пожалуйста, начали (гонг). Хорошо, а теперь поменяй­тесь ролями. Каждый должен пройти «школу доверия». Пожалуйста, начали (гонг). Хорошо, теперь сядьте в кресло, подумайте и скажите, кто чувствовал себя уве­ренно, надежно. У кого было желание полностью дове­риться партнеру? Что вселило в вас эту уверенность? Пусть каждый оценит своего партнера, поднимая руку с нужным количеством пальцев — оцениваем по пяти­балльной системе. Ведомый поднимает столько паль­цев, сколько он считает нужным дать своему поводы­рю. Ведущий оценит победителей этого соревнования. Пожалуйста, продумайте вашу оценку, а ведущий оце­нит лучших поводырей. Пожалуйста, начали (гонг). Спасибо, на этом игра окончена (гонг).

Особенности этого типа коррекционной работы состоят в том, что она ориентирована на конкретные формы взаимодействия людей или на формы индиви­дуального поведения и предполагает анализ клиентом своего состояния в процессе коррекционной работы как основного показателя его эффективности. Совер­шенствование способов действия достигается за счет актуализации ресурсов клиентов, совершенствования их рефлексии на содержание взаимодействия с други­ми людьми.

Таким образом, использование психологической информации при проведении коррекционной рабо­ты определяется целью этой работы и позицией пси­холога во взаимодействии с клиентом. Они опреде­ляют выбор конкретной стратегии действия в си­туации и коррекции и степень ответственности пси­холога и клиента за результаты коррекционной ра­боты.

Вопрос о применении психологической кор­рекции в педагогической и социальной практике чрезвычайно важен, так как он дает возможность об­суждать проблему пользователя психологической ин­формации. Кому, с какой целью и в какой форме можно и нужно передавать психологическую инфор­мацию для осуществления этим человеком психоло­гической коррекции?

С этой целью остановимся на существенных, на наш взгляд, различиях в позициях пользователя пси­хологической информации в педагогической и соци­альной практике. Педагогическая практика — это профессиональная деятельность педагогов и все виды воздействия одного человека на другого с це­лью изменения его внутреннего мира, которые осу­ществляются сознательно, то есть воздействующий человек отдает себе отчет в цели и средствах воздей­ствия на другого человека, то есть воздействие на другого человека строится на основе некоторых обоб­щенных знаниях о внутреннем мире другого челове­ка, о закономерностях этого внутреннего мира, о механизмах развития человека и т. п. Каждый воз­действующий обладает определенной «теорией», позволяющей ему строить прогноз в отношении ре­зультатов своего воздействия, средств и способов воздействия, меры воздействия другого человека. Другими словами, педагогическая позиция предпо­лагает индивидуализированное обоснование воздей­ствия на другого человека.

Социальная практика в этом плане отличается большей безличностью обоснований для воздействия на другого человека или группу людей, то есть она в большей степени использует усредненное представле­ние о норме человеческого поведения, о норме психического развития, обобщенное в типологии деятельностей, типов реагирования и т. п.

В этом плане в педагогической практике пользова­тель будет ориентирован на применение индивидуали­зированной психологической информации, соотнесен­ной в той или иной форме с его собственной позицией, с его «теорией», отражающей его личный опыт взаимо­действия с людьми.

В социальной практике воздействие на других людей строится с учетом общих закономерностей дей­ствия, поэтому индивидуальное отношение пользова­теля информации не имеет большого значения для эффективного ее использования, важно, чтобы это была достоверная информация. Для применения пользова­телем психологической информации в социальной практике с целью коррекции она обычно передается в виде рекомендаций о совершенствовании тех или иных видов социальной активности.

Остановимся на некоторых проблемах применения психологической коррекции в педагогической практи­ке: это прежде всего работа психолога в ситуации родители, дети — учителя (воспитатели д/с). Пользо­вателем психологической информации о человеке, который нуждается в психологической коррекции, ста­новится другой человек, чаще всего это бывает в пози­ции ребенок — взрослый.

Особенности осуществления психологической коррекции взрослым после получения соответствую­щих рекомендаций от психолога состоит в том, что по мере осуществления рекомендации взрослый вынуж­ден будет изменить свою позицию в происхождении психологической информации, которая стала основой для проведения психологической коррекции. Други­ми словами, взрослый должен будет принять на себя ответственность за изменения во внутреннем мире ре­бенка. Как показывает практика, большинство взрос­лых, родителей особенно, абсолютно не склонны к изменению своей позиции в отношении психологи­ческой информации о ребенке. Все виды психологи­ческой коррекции, которые могли бы быть доступны им, например, новый, отличный от школьного способ обучения ребенка, новые формы общения с ним и

т. п., — воспринимаются ими крайне пассивно. Боль­шинство взрослых склонны к стереотипным формам действия и оценкам, которые с большим трудом ими перестраиваются. Это дает основания говорить о том, что все виды психологической коррекции, которые могли бы быть переданы взрослым, например, психо­технические приемы, игры, способы обучения и т. п., требуют от психолога предварительной, чаще всего индивидуальной работы со взрослыми по передаче им психологической информации: диагностической и коррекционной. Какие проблемы возникают в этом случае перед психологией? Первая и самая главная проблема — это проблема адекватного языка для со­общения психологической информации как обоснова­ния психологической коррекции, затем — проблема включенности пользователя в происхождение психо­логической информации — создание ситуации зави­симости и ответственности пользователя за осуществ­ление им коррекционных воздействий.

Одной из форм работы психолога с использовани­ем психологической информации может быть вариант работы, описанный в книге Р.Т. Байярд и Дж. Байярд «Ваш беспокойный ребенок», это прямые указания пользователю психологической информации о его спо­собах действия: «Сначала выберите из перечня самый значительный пункт, ответственность за который вы можете без особого труда передать ребенку. Затем, первоначально в воображении, попрактикуйтесь не­сколько минут в такого рода передаче ответственности ребенку. Расслабьтесь тем способом, который помога­ет вам почувствовать себя в окружающем мире, а по­том несколько раз проделайте в воображении следую­щие действия.

Представьте, что вы видите, как ваш ребенок со­вершает конкретный поступок. Как только вы сдела­ете это, вы почувствуете тот прежний вам знакомый эмоциональный толчок, смесь беспокойства, гнева, беспомощности, означающий приблизительно следу­ющее: "Я должен что-то сделать, но из того, что я могу предпринять, нет ничего, что было бы эффективным".

Затем представьте, что вы припоминаете: ответ­ственны за это поведение теперь не вы, а ваш ребенок,

д[М«»гиеси1 кдррщн

и вы не должны больше испытывать этот неприятный эмоциональный сигнал.

Ощущение облегчения и свободы как от сбросив­шего со спины груза начнет разливаться по всему вашему телу...»'.

Психологическая коррекция осуществляется са­мим пользователем информации как изменение пози­ции во взаимодействии с подростком.

Интерпретация результатов производится таким образом, что пользователь психологической информации получает возможность анализировать содержание сво­ей психологической теории. Так, если он набирает боль­шинство баллов (больше 10) со знаком плюс, то это го­ворит о том, что у него преобладает будущее человека, по его мнению, человек жестко детерминирован своими действиями на будущее. Если большинство баллов (боль­ше 10) со знаком плюс, то он обладает развитой теорией личности, считает, что человек обладает достаточными ресурсами для совершенствования себя и своих отно­шений с другими людьми. Если преобладает ответ со знаком «О», то у этого человека нет еще выраженной теории, позволяющей понимать других людей, прогно­зировать отношение с ними, их развитие и возможности.

Обсуждение пользователем содержания его «те­ории» позволяет обсуждать вопрос о мере воздействия на другого человека, о средствах и способах воздей­ствия, об обоснованности этого воздействия.

Применение психологической коррекции в соци­альной практике прежде всего связано с использова­нием психологической информации в средствах мас­совой информации, при организации пространства и времени жизни человека социальными средствами (жилье, планировка городов и т. п.). Воздействие на эмоциональную и когнитивную сферу человека, на его действия, например, через свойства предметов (и цели), создание стереотипов, установок и т. п. является пред­метом специального раздела психологической науки — социальной психологии.

Итак, применение психологической коррекции в педагогической практике связано с формированием у пользователя отношения к его действиям по примене­нию психологической информации, тогда как в социальной практике нет индивидуализированного использования психологической информации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.