Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Игра «Хромая обезьяна»



Психолог сообщает, что по команде «Начали» уча­стники должны будут думать до тех пор, пока не последует команда «Стоп». Если во время выполнения задания кто-нибудь вдруг отвлечется от задания и на­рушит инструкцию, то он должен хлопнуть в ладоши, после чего снова продолжить игру. Дальше дается следующее задание: «А теперь закройте глаза... Вни­мание, даю задание: не думайте о хромой обезьяне. Начали!» Проходит 30—120 сек. под «жидкие аплодис­менты». «Стоп»!

В группах подростков и старших школьников по­лезно обсудить разные способы выполнения этого за­дания.

Эта игра может быть использована для привлече­ния внимания к объекту, который этого внимания не вызывает, сделав его предметом «недумания», можно создать ситуацию рефлексии на этот объект.

Эта психотехническая игра интересна тем, что от­крывает человеку закономерности его внутреннего мира, зная которые, он может воздействовать на них сам.

Психолог может использовать эту игру для созда­ния ориентации на содержание внутреннего мира, его закономерности.

Игра «Заблудившийся рассказчик»

Участники рассаживаются в крут. Психолог дает тему разговора. Один из участников начинает разви­вать ее, перескакивая с одной темы на другую, стара­ясь запутать повествование. Затем говорящий переда­ет слово другому участнику игры. Слово может быть

передано любому, поэтому участники игры должны следить за повествованием. Тот, на кого выпал ход, дол­жен распутать рассказ — пройтись кратко по всем те­мам от конца к началу. Он возвращается к исходной теме, затем сам запутывает разговор, передает слово кому-то другому и так далее.

Чем длиннее рассказ, тем более напряженной рабо­ты памяти и внимания он требует, тем эффективнее пси­хическая тренировка, что способствует выработке эффек­тивных способов организации внимания и памяти.

Игра «Лабиринт»

Участники игры разбиваются на пары. В каждой паре один участник — ведущий, а другой — ведомый. Ведущий держит в руке схему-лабиринт, которую он сообщает словами ведомому, не показывая ее (лаби­ринт в виде ломаной линии с прямыми углами). Всего используется три команды: «Прямо!», «Направо!», «Налево!». Ведомый выполняет эти команды, пройдя лабиринт, он должен развернуться на 180° и мысленно выйти из него, вслух сообщая о своих перемещениях, посредством тех же команд. Ведущий проверяет его по своей схеме. Затем они меняются местами. При желании игру можно продолжить, усложнив схему лабиринта.

Для младших школьников — 6—8-ходовой лабиринт, а для подростков и старших школьников — 9—12 ходов.

Это игра на развитие внутреннего плана дей­ствий, на ориентировку в его пространственных осо­бенностях.

Игра «Антивремя»

Она направлена на ориентировку во временных особенностях внутреннего мира. Каждому участнику игры предлагается тема, например: «Каникулы», «Те­атр», «Магазин» и т. п., которую он должен раскрыть задом наперед, то есть рассказать сначала о последнем Действии, потом о предшествующем ему, потом о пред­шествующем этому и т. п. до начала событий.

Эти и подобные им психологические игры, прово­димые индивидуально или в группе, дают несколько коррекционных эффектов: повышают продуктивность какой-то способности человека (памяти, воображения и т. п.) и дают ему возможность выделить в своем внут­реннем мире как дискретные, так и непрерывные, интегративные характеристики, на которые он может воз­действовать сам.

Психотехнические игры основаны на обобщенной психологической информации и ориентированы на общие закономерности внутреннего мира человека.

Индивидуализация психологической информации начинается при обсуждении процесса выполнения этих заданий, тех результатов, которых достигает каждый из участников групповой игры, или при анализе индиви­дуальных результатов, во взаимодействии с психологом.

Психолог обеспечивает обратную связь, анализи­руя вместе с клиентом его результаты и возможности применения этих результатов вне ситуации игры.

Итак, психотехнические задания и игры направ­лены, в первую очередь, на совершенствование воз­можностей человека в осуществлении какого-нибудь вида активности, через это он более активно начинает выделять все параметры своего внутреннего мира. При групповом выполнении психотехнических заданий каждый из участников группы получает возможность проанализировать содержание психологической ин­формации, полученной им, и сопоставить ее с данны­ми других людей — таким образом, каждый участник группы знакомится с помощью психолога с разнооб­разными проявлениями психологической информации, через это осваиваются новые средства организации внутреннего мира человека.

Кроме психотехнических заданий при организации психологической коррекции психолог использует раз­личные формы предметного обучения. Покажем осо­бенности использования психологической информации при этом виде коррекции на материале коррекции навыков чтения у слабоуспевающих учащихся (по ра­боте Б.Н. Боденко').

В своей работе психолог исходит из требований школьной программы, которым должны соответство­вать навыки чтения. Это — беглое чтение, осознанное, выразительное, правильное, в установленные програм­мой сроки. С такими учащимися проводится специаль­ная работа.

Для осуществления работы психолог выбирает исходные теоретические положения, определяющие выбор конкретных способов работы. В данной работе предполагалось, что нарушение навыка чтения (при отсутствии патологии) связано с недостаточной сфор-мированностью самоконтроля. Обращаем внимание на то, что психологическая коррекция связана при орга­низации специального обучения с дифференциацией нормального и патологического процесса развития.

О сформированное самоконтроля мы судим по тому, может ли учащийся соотнести результат своих действий с образцом (целью) и использовать разногласие между целью и реальным достижением для внесения изменений в характер и структуру своих действий. У неуспевающих учащихся самоконтроль не сформирован.

Коррекционная работа содержала следующие ком­поненты:

• объективация цели (образца);

• объективация реального достижения ученика;

• объективация рассогласованности между целью (образ­цом) и реальным достижением ученика;

• рекомендации по изменению характера и структуры учебных действий ученика.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.