Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции



Необходимость выделения проблем использования психологической информации как специального воп­роса профессионального становления психолога пред­ставляется очень важной потому, что кроме психолога этой информацией пользуются все люди. В чем тогда профессиональное использование этой информации?

Как мы уже отмечали, профессиональное использо­вание психологической информации при осуществлении психологической коррекции опирается на возможности самого человека в осуществлении им воздействия на свой внутренний мир.

Для того чтобы осуществить этот важнейший прин­цип коррекционной работы, практический психолог должен ориентироваться в своих возможностях по ус­тановлению соответствующего отношения с клиентом. Отношения, предполагающего ориентацию клиента на свои возможности. При этом психологу надо четко реф-лексировать то содержание своей позиции по отноше­нию к клиенту, в котором представлены возможности клиента и возможности самого психолога в использо­вании психокоррекционной информации, то есть ин­формации об актуальных особенностях внутреннего мира клиента, о норме этих особенностей и о путях со­ответствия его этой норме.

Как показывает опыт работы психологов-практи­ков, осуществление коррекционной работы происходит в трех принципиально отличающихся ориентацией на клиента позициях:

1) «Делай, как я» — психолог показывает клиенту эффек­тивный способ и обучает его выполнению, добиваясь со­ответствия с образцом, психолог берет на себя ответ­ственность за данный способ действия;

2) «Давай сделаем вместе» — психолог делит ответствен­ность за поиск и нахождение эффективного способа вме­сте с клиентом,

3) «Давай подумаем, как сделать лучше» —психолог переда­ет ответственность за осуществление найденного способа клиенту, предельно расширяет его возможности в выборе способа и его освоении

Первая позиция ближе всего к психотехническим воздействиям, когда их содержание предлагается кли­енту как заведомо эффективное.

Вторая позиция предполагает уже осознание кли­ентом своих возможностей, но это осознание предпо­лагает ориентацию в большей степени на типичное во внутреннем мире клиента.

Третья позиция психолога предполагает ориента­цию клиента в индивидуальных особенностях его внутреннего мира и их осознание.

Целесообразность каждой позиции определяется конкретными задачами коррекции, но нельзя не отме­тить, что если психолог пользуется какой-то одной позицией, то он уже работает стереотипно, а это зат­рудняет дифференциацию задач коррекции.

Итак, использование психологической информации для организации психологической коррекции предпо­лагает ориентацию на дискретные, относительно не­зависимые характеристики внутреннего мира челове­ка, которые воспринимаются психологом в свете общих психологических закономерностей.

Остановимся подробнее на использовании психо­логической информации при проведении коррекцион­ной работы в разной форме.

Психологические игры — один из видов использо­вания психологической информации в коррекционной работе. Эти игры позволяют человеку сориентировать­ся в особенностях своего внутреннего мира, пережить и отрефлексировать динамику его изменения при осу­ществлении психологического задания.

Психотехнические игры, разработанные Н.В. Цзеном, Ю.В. Пахомовым для занятий со спортсменами, адаптированы для работы с подростками и апробирова­ны в коррекционной работе с ними В.В. Барцалкиной. Особенность этих игр в том, что они не являются строго направленными на развитие одной функции, они могут использоваться для снятия утомления, для повышения концентрации внимания, для повышения эмоциональ­ного тонуса, для создания эмоционально насыщенной атмосферы в группе и т. п.

Опишем некоторые игры и их назначение в коррекционной работе.

Игра «Муха»

Для объяснения игры используется доска с рас­черченным на ней девятиклеточным полем 3х3 и не­большая присоска (или кусочек пластилина). Присос­ка выполняет роль «дрессированной мухи». Доска устанавливается вертикально, и участникам игры разъясняется, что перемещение мухи происходит:

«Вверх», «Вниз», «Вперед» или «Влево». «Муха» вы­полняет эти команды, перемещаясь на одну клетку в соответствующем направлении. Исходное положение «Мухи» — центральная клетка игрового поля. Играю­щие должны следить за перемещением мухи, не допус­кать ее выхода за пределы поля.

Игра проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, то он дает команду «Стоп» и, вернув «Муху» в центральное поле, начинает игру сначала.

Дети младшего школьного возраста и подростки могут использовать эту игру для проверки и трениров­ки устойчивости внимания, то есть способности к кон­центрации на предмете.

Особенность использования психологической ин­формации в этой игре состоит в том, что наряду с изменением в концентрации внимания психолог может обсуждать с клиентом его отношение к своим возможностям, способностям и самоконтролю, то есть подве­сти клиента к выделению не только дискретных, но и интегративных характеристик своей личности, завися­щих от его собственных усилий, направленных на со­держание внутреннего мира. Таким образом, психотех­ническая игра открывает возможности для сообщения клиенту новой для него информации о нем самом для осуществления самовоздействия, то есть обоснованной саморегуляции.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.