Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методологические основы организации психологической коррекции



Тема 6. Психологічна корекція в системі соціальної роботи.

План

  1. Методологические основы организации психологической коррекции

2. Особенности получения психологической информации для организации психологической коррекции

3. Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции

  1. Проблемы эффективности психологической коррекции в работе практического психолога

Литература:

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.

Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. — М., 1988.

Карнеги Д. Как завоевать друзей...— Минск, 1990.— С. 120

Монтень М.Э. Опыты. — М., 1991. — С. 37.

Гуревич К.М. Принцип коррекционности в методиках психо­логической диагностике // Научно-методические основы исполь­зования в школьной психологической службе конкретных психо-диагностических методик. — М., 1988. 103

Лебединский Л. В., Никольская О С., Баенскш Е. Р., Либшиц М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.— М, 1990

Боденко Б.Н. Методы коррекции навыков чтения у слабоуспевающих учащихся: Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. — М., 1987.

Методологические основы организации психологической коррекции

Выбор исходной теоретической позиции для ока­зания профессионального воздействия на внутренний мир другого человека представляет для практического психолога главный момент в решении вопроса о со­держании взаимодействия с клиентом и пользователем.

Принятие решения о психологической коррекции и путях ее осуществления определяется представлением психолога о содержании своей коррективной работы. В дальнейшем изложении материала мы будем исходить из того, что психологическая коррекция — это обосно­ванное воздействие психолога на дискретные характе­ристики внутреннего мира человека, то есть психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, пе­реживаний, познавательных процессов и действий че­ловека.

Воздействие оказывается на основании теорети­ческого представления о:

· норме осуществления действий,

· норме содержания переживаний,

· норме протекания познавательных процессов,

· норме целеполагания в конкретном возрастном периоде.

Практический психолог пользуется психодиагнос­тической информацией для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной рабо­ты с конкретным человеком или группой людей. Други­ми словами, психолог, занимающийся коррекцией, ра­ботает по следующей схеме:

· что есть?

· что должно быть?

· что надо сделать, чтобы стало должное?

Основной научной категорией, направляющей решение этого вопроса, является категория нормы психи­ческого развития, которая позволяет обосновать систем­ный переход к работе практического психолога.

Представляется существенно важным выделить в этой категории следующие уровни ее анализа:

· нейропсихологический;

· общепсихологический;

· возрастно-психологический.

На первом, нейропсихологическом уровне практический психолог, анализируя психодиагностическую данные, может сделать заключение о мозговой организации исследуемого явления (А. Р. Лурия, Е.Д. Хом екая и др.). Знание о функциональной организации мозга, о локальных поражениях мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррек­ционной работе.

Общепсихологический уровень анализа содержа­ния нормы психического развития предполагает ис­пользование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира че­ловека.

Возрастно-психологический уровень анализа со­держания нормы психологического развития позволя­ет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение практическим пси­хологом.

Конечно, практическому психологу не надо заме­нять работу нейропсихолога. Работа в контакте специ­алистов разного профиля — условие эффективности при проведении психологической коррекции.

Тем не менее, основные сведения из области ней­ропсихологии должны составлять основу исходных теоретических построений практического психолога. Какие это данные?

Прежде всего, это данные об основных функцио­нальных блоках мозга — блоке регуляции тонуса и бодрствования; блоке приема, переработки и хранения информации и блоке программирования, регуляции и контроля сложных форм поведения — и их взаимодей­ствии. Кроме того, необходимо знание об основных синдромах локальных нарушений мозга. Напомним основные сведения из этой области.

Блок регуляции тонуса и бодрствования, как и все блоки мозга, имеет иерархическое строение и состоит из надстроенных друг над другом корковых зон следу­ющих типов: первичные, куда поступают импульсы с периферии и откуда они направляются обратно, вто­ричные, где происходит переработка получаемой ин­формации или подготовка соответствующих программ, и третичных, которые обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, требующие совме­стного участия многих зон мозговой коры.

Источники активации, которые регулируются ре­тикулярной формацией, различными ее частями,— это:

• обменные процессы организма, лежащие в основе гомеостаза (внутреннего равновесия организма) и инстинктив­ных процессов;

• поступление в организм раздражении из внешнего мира, что приводит к появлению ориентировочного рефлекса.

В аппаратах ретикулярной формации имеются специальные механизмы, обеспечивающие тоническую форму активации, источником которой является, глав­ным образом, приток возбуждения от органов чувств.

Как морфологическими, так и морфофизиологическими исследованиями показано, что, наряду со специ­фическими сенсорными и двигательными функциями, кора головного мозга имеет и неспецифические акти­вирующие функции. Она может оказывать как активи­рующие, так и тормозящие влияния на нижележащие нервные образования. Нисходящие от коры волокна являются тем аппаратом, посредством которого выс­шие отделы мозговой коры, непосредственно участву­ющие в формировании намерений и планов, управля ют работой нижележащих аппаратов ретикулярной формации таламуса и ствола.

Таким образом, практическому психологу в иссле­довании вопроса о коррекции гипоактивности и гиперактивности необходимо опираться на эти данные, ко­торые показывают, что аппараты блока регуляции тонуса и бодрствования не только тонизируют кору, но и сами испытывают ее дифференцирующее влияние. Этот блок работает в тесной связи с высшими отдела­ми мозга.

Блок приема, переработки и хранения информа­ции расположен в задних отделах новой коры мозга и включает в себя зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) облас­ти. Его первичные зоны обладают высокой моральной специфичностью. Вторичные зоны способствуют пре­вращению соматотопической проекции в функцио­нальную организацию поступающей информации Кора, входящая в состав этих вторичных зон, подчиня­ется трем законам:

1) она построена иерархически, поэтому нарушение в ран­нем возрасте низших зон коры приводит к недоразвитии: более высоких зон коры. У взрослого ведущее место пе­реходит к высшим зонам коры;

2) закон убывающей специфичности иерархически постро­енных зон коры. Вторичные зоны обладают уже меньшей модальной специфичностью;

3) закон прогрессивной латерализации функций, то естч связи функций с определенным полушарием мозга пс мере перехода от первичных зон коры к вторичным и за тем третичным зонам. На сегодняшний день эта проблеме доминантности полушарий очень актуальна и находи! свое отражение во многих педагогических теориях'.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.