Тема 6. Психологічна корекція в системі соціальної роботи.
План
Методологические основы организации психологической коррекции
2. Особенности получения психологической информации для организации психологической коррекции
3. Особенности использования психологической информации для организации психологической коррекции
Проблемы эффективности психологической коррекции в работе практического психолога
Литература:
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. — М., 1988.
Карнеги Д. Как завоевать друзей...— Минск, 1990.— С. 120
Монтень М.Э. Опыты. — М., 1991. — С. 37.
Гуревич К.М. Принцип коррекционности в методиках психологической диагностике // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психо-диагностических методик. — М., 1988. 103
Лебединский Л. В., Никольская О С., Баенскш Е. Р., Либшиц М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.— М, 1990
Боденко Б.Н. Методы коррекции навыков чтения у слабоуспевающих учащихся: Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. — М., 1987.
Методологические основы организации психологической коррекции
Выбор исходной теоретической позиции для оказания профессионального воздействия на внутренний мир другого человека представляет для практического психолога главный момент в решении вопроса о содержании взаимодействия с клиентом и пользователем.
Принятие решения о психологической коррекции и путях ее осуществления определяется представлением психолога о содержании своей коррективной работы. В дальнейшем изложении материала мы будем исходить из того, что психологическая коррекция — это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека, то есть психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека.
Воздействие оказывается на основании теоретического представления о:
· норме осуществления действий,
· норме содержания переживаний,
· норме протекания познавательных процессов,
· норме целеполагания в конкретном возрастном периоде.
Практический психолог пользуется психодиагностической информацией для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным человеком или группой людей. Другими словами, психолог, занимающийся коррекцией, работает по следующей схеме:
· что есть?
· что должно быть?
· что надо сделать, чтобы стало должное?
Основной научной категорией, направляющей решение этого вопроса, является категория нормы психического развития, которая позволяет обосновать системный переход к работе практического психолога.
Представляется существенно важным выделить в этой категории следующие уровни ее анализа:
· нейропсихологический;
· общепсихологический;
· возрастно-психологический.
На первом, нейропсихологическом уровне практический психолог, анализируя психодиагностическую данные, может сделать заключение о мозговой организации исследуемого явления (А. Р. Лурия, Е.Д. Хом екая и др.). Знание о функциональной организации мозга, о локальных поражениях мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе.
Общепсихологический уровень анализа содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека.
Возрастно-психологический уровень анализа содержания нормы психологического развития позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение практическим психологом.
Конечно, практическому психологу не надо заменять работу нейропсихолога. Работа в контакте специалистов разного профиля — условие эффективности при проведении психологической коррекции.
Тем не менее, основные сведения из области нейропсихологии должны составлять основу исходных теоретических построений практического психолога. Какие это данные?
Прежде всего, это данные об основных функциональных блоках мозга — блоке регуляции тонуса и бодрствования; блоке приема, переработки и хранения информации и блоке программирования, регуляции и контроля сложных форм поведения — и их взаимодействии. Кроме того, необходимо знание об основных синдромах локальных нарушений мозга. Напомним основные сведения из этой области.
Блок регуляции тонуса и бодрствования, как и все блоки мозга, имеет иерархическое строение и состоит из надстроенных друг над другом корковых зон следующих типов: первичные, куда поступают импульсы с периферии и откуда они направляются обратно, вторичные, где происходит переработка получаемой информации или подготовка соответствующих программ, и третичных, которые обеспечивают наиболее сложные формы психической деятельности, требующие совместного участия многих зон мозговой коры.
Источники активации, которые регулируются ретикулярной формацией, различными ее частями,— это:
• обменные процессы организма, лежащие в основе гомеостаза (внутреннего равновесия организма) и инстинктивных процессов;
• поступление в организм раздражении из внешнего мира, что приводит к появлению ориентировочного рефлекса.
В аппаратах ретикулярной формации имеются специальные механизмы, обеспечивающие тоническую форму активации, источником которой является, главным образом, приток возбуждения от органов чувств.
Как морфологическими, так и морфофизиологическими исследованиями показано, что, наряду со специфическими сенсорными и двигательными функциями, кора головного мозга имеет и неспецифические активирующие функции. Она может оказывать как активирующие, так и тормозящие влияния на нижележащие нервные образования. Нисходящие от коры волокна являются тем аппаратом, посредством которого высшие отделы мозговой коры, непосредственно участвующие в формировании намерений и планов, управля ют работой нижележащих аппаратов ретикулярной формации таламуса и ствола.
Таким образом, практическому психологу в исследовании вопроса о коррекции гипоактивности и гиперактивности необходимо опираться на эти данные, которые показывают, что аппараты блока регуляции тонуса и бодрствования не только тонизируют кору, но и сами испытывают ее дифференцирующее влияние. Этот блок работает в тесной связи с высшими отделами мозга.
Блок приема, переработки и хранения информации расположен в задних отделах новой коры мозга и включает в себя зрительную (затылочную), слуховую (височную) и общечувствительную (теменную) области. Его первичные зоны обладают высокой моральной специфичностью. Вторичные зоны способствуют превращению соматотопической проекции в функциональную организацию поступающей информации Кора, входящая в состав этих вторичных зон, подчиняется трем законам:
1) она построена иерархически, поэтому нарушение в раннем возрасте низших зон коры приводит к недоразвитии: более высоких зон коры. У взрослого ведущее место переходит к высшим зонам коры;
2) закон убывающей специфичности иерархически построенных зон коры. Вторичные зоны обладают уже меньшей модальной специфичностью;
3) закон прогрессивной латерализации функций, то естч связи функций с определенным полушарием мозга пс мере перехода от первичных зон коры к вторичным и за тем третичным зонам. На сегодняшний день эта проблеме доминантности полушарий очень актуальна и находи! свое отражение во многих педагогических теориях'.