1. По отношению к обществу – государство понимается в узком и широком смыслах. В узком смысле: государство – часть общества, которая имеет властные полномочия. Не совпадает с обществом. Особенности узкого подхода: государство – часть общества; граждане делятся на две части: на властвующих и подвластных; государство – это совокупность государственных органов;
государство составляют не граждане, а управленцы; происходит отчуждениегосударства и общества; государство понимается в собственном смысле (силовой инструмент, защищающий интересы отдельных слоев). Это самый распространенный подход.
В широком смысле: государство – совокупность, широкая организация, охватывающая всё общество. Общество может быть политическим и неполитическим. Государство – политическое общество. Кант. Государство – объединение множества людей, подчиненных общим законам. Особенности широкого подхода: государство и общество – одно и то же; не любое общество, а то, в ко-тором существуют политические отношения, является государством; государство не выделяется из общества и не отчуждается.
2. По идеологии, мировоззрению, назначению и роли выделяют подходы общесоциальный и классовый (марксистский).
Общесоциальный подход. Государство стало вмешиваться
в общественную жизнь, думать об обществе в целом, а не об отдельных интересах. Изменения в государстве привели к этому подходу.
Общие черты общесоциального подхода: государство – естественно возникшая организация, механизм управления делами общества (а не диктатура); государство – это официальный представитель общества; государство – это политическая организация общества, имеющая многоплановое назначение (а не выполнение классовых задач) и понимаемая как средство компромисса; государство – это постоянное явление; Разновидности общесоциального подхода: государство – менеджер. Оно имеет свой интерес в экономике и осуществляет его; государство – ассоциация (государственный аппарат является лишь рабочим органом социальных общностей); государство – арбитр (акцент на арбитражные функции); государство – средство социального компромисса (принцип плюрализма, многопартийность, разнообразие организаций, демократическая система).
Классовый подход. Государство – машина для подавления. Это аппарат. Этот подход преобладал до 1945 г. Общие черты классового подхода: государство – продукт классовых противоречий; государство – средство насилия, диктатура определенной части населения (существует эксплуатация); государство – временная политическая организация. Существует конфронтация капиталистических и некапиталистических государств.
Между ними идет постоянная экономическая, социальная, идеологическая борьба, что выражается и в военном противостоянии. Есть подходы, которые синтезируют общесоциальный и классовый (т.е. государство должно выполнять и классовые интересы и общие задачи).
3. По принципу построения государственной власти: государства -корпорации (формирование государственной власти снизу) и государства-
учреждения (формирование сверху).
Вопрос 18. Понятие государственной власти.
Государственная власть – разновидность политической власти, характеризующаяся высшей степенью, организационной оформленностью, верховенством, единством субъекта властных полномочий, всеобщностью и общеобязательностью решений, для которых обязательна правовая форма.
субъект); Это орган или должностное лицо государственного аппарата и иные, не входящие в государственный аппарат субъекты, если государственные полномочия им делегированы.
2. Подвластный субъект.
Это орган государства и должностные лица, если речь идет о властных отношениях внутри государственного аппарата, а также все участники общественных отношений.
3. Объекты – поведение, которого должны придерживаться подвластные;
4. Содержание властеотношений состоит в навязывании властвующим субъектом своей воли подвластным лицам, с другой стороны – подчинение подвластного лица навязываемой ему воли.
Некоторые считают, что объект – это сам подвластный субъект Это власть публичная. Публичная потому, что выступает от имени общества, от имени всего народа. Она воплощается в чиновниках, из которых комплектуются органы управления (государственный аппарат). Эта власть обеспечивает государственное принуждение.
Особенности государственной власти:
1. Распространяется на
все общество.
2. Носит публично-политический характер.
3. Опирается на государственное принуждение.
4. Реализуется через государственное управление (целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом или какие-либо его сферы).
5. Система налогов.
6. Деление населения по территориальному признаку.
7. Субъект и объект не совпадают, властвующие и подвластные отчетливо разделены (хотя в демократическом обществе имеется тенденция к их сближению).
8. Проявляется в деятельности государственных органов, образующих государственный аппарат.
Государственный аппарат – это система государственных органов, которые решают государственные задачи и функции.
Вопрос 19. Легализация и легитимация государственной власти.
Государственная власть – разновидность политической власти, характеризующаяся высшей степенью, организационной оформленностью, верховенством, единством субъекта властных полномочий, всеобщностью и общеобязательностью решений, для которых обязательна правовая форма.
Легитимность – это качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании центральной власти, в ее праве управлять. Если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то такую власть принято считать нелегитимной.
Типы легитимности: 1. Традиционный – население признает субъекта добровольно, поскольку тот осуществляет властные полномочия традиционно в соответствии с обычаями. 2. Харизматический – субъект, носитель властных полномочий, признан в силу веры населения в выдающиеся, уникальные, подлинные или мнимые качества субъекта властных
полномочий. Это связано с личностными качествами субъекта. Субъект признается не как заместитель должности, а как личность. Безразлично, что предшествовало данному субъекту, – носителю власти – соблюдает ли он традиционный порядок, или нет, наоборот, он призван нарушить этот порядок. Основан на чувственном отношении к государственному лидеру, когда исчезает восторг, то харизматическая легитимация сходит на нет. 3. Рациональный – власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. 4. Идеологический – власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены. В чистом виде ни один тип не существует. Они взаимодействуют, переплетаются при доминировании одного из них. Субъект-носитель заинтересован в укреплении легитимации.
Способы поддержки легитимации – 4 основные группы:
1. Организационные способы: обеспечение доступа широких слоев к процессу формирования органов государственной власти (проведение выборов и т.п.); обеспечение доступа широких
слоев к процессу выработки важнейших государственных решений (участие в референдуме, во всенародном обсуждении и т.п.); внедрение государственной символики не только в сферу политических отношений, но и в отношениях, в которые люди вступают на бытовом
уровне.
2. Идеологические способы: выработка общенациональной идеи, которая позволила бы населению объединиться вокруг государственного аппарата; информационная блокада оппозиции с агрессивным воздействием со стороны подконтрольных государству СМИ на население.
3. Экономические средства: обеспечение постоянного или временного улучшения благосостояния населения (заработной платы, обеспечение прожиточного минимума, борьба с безработицей); протекционизм национальных предпринимателей на международной арене.
4. Юридические способы: международное признание государственной власти со стороны иных
государств; легализация государственной власти.
Легализация – формальное юридическое закрепление структуры, порядка организации деятельности государственной власти в законодательстве. Такое закрепление осуществляется на всех уровнях законодательства.
Может быть, и когда она не легитимна. Легитимная власть может не иметь юридического закрепления. Легитимация осуществляется различными психологическими механизмами. Легализация связана лишь с рациональной оценкой. Легитимация – это неформальный эмоциональный процесс. Легализация же опирается лишь на доводы разума. Легальность власти не является без условным показателем ее легитимности. Наилучший вариант – взаимодополнение легализации и легитимации.