Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 17. Различные подходы к понятию государства



 

Классификация подходов:

1. По отношению к обществу – государство понимается в узком и широком смыслах. В узком смысле: государство – часть общества, которая имеет властные полномочия. Не совпадает с обществом. Особенности узкого подхода: государство – часть общества; граждане делятся на две части: на властвующих и подвластных; государство – это совокупность государственных органов;

государство составляют не граждане, а управленцы; происходит отчуждениегосударства и общества; государство понимается в собственном смысле (силовой инструмент, защищающий интересы отдельных слоев). Это самый распространенный подход.

В широком смысле: государство – совокупность, широкая организация, охватывающая всё общество. Общество может быть политическим и неполитическим. Государство – политическое общество. Кант. Государство – объединение множества людей, подчиненных общим законам. Особенности широкого подхода: государство и общество – одно и то же; не любое общество, а то, в ко-тором существуют политические отношения, является государством; государство не выделяется из общества и не отчуждается.

2. По идеологии, мировоззрению, назначению и роли выделяют подходы общесоциальный и классовый (марксистский).

Общесоциальный подход. Государство стало вмешиваться

в общественную жизнь, думать об обществе в целом, а не об отдельных интересах. Изменения в государстве привели к этому подходу.

Общие черты общесоциального подхода: государство – естественно возникшая организация, механизм управления делами общества (а не диктатура); государство – это официальный представитель общества; государство – это политическая организация общества, имеющая многоплановое назначение (а не выполнение классовых задач) и понимаемая как средство компромисса; государство – это постоянное явление; Разновидности общесоциального подхода: государство – менеджер. Оно имеет свой интерес в экономике и осуществляет его; государство – ассоциация (государственный аппарат является лишь рабочим органом социальных общностей); государство – арбитр (акцент на арбитражные функции); государство – средство социального компромисса (принцип плюрализма, многопартийность, разнообразие организаций, демократическая система).

Классовый подход. Государство – машина для подавления. Это аппарат. Этот подход преобладал до 1945 г. Общие черты классового подхода: государство – продукт классовых противоречий; государство – средство насилия, диктатура определенной части населения (существует эксплуатация); государство – временная политическая организация. Существует конфронтация капиталистических и некапиталистических государств.

Между ними идет постоянная экономическая, социальная, идеологическая борьба, что выражается и в военном противостоянии. Есть подходы, которые синтезируют общесоциальный и классовый (т.е. государство должно выполнять и классовые интересы и общие задачи).

3. По принципу построения государственной власти: государства -корпорации (формирование государственной власти снизу) и государства-

учреждения (формирование сверху).

 

Вопрос 18. Понятие государственной власти.

 

Государственная власть – разновидность политической власти, характеризующаяся высшей степенью, организационной оформленностью, верховенством, единством субъекта властных полномочий, всеобщностью и общеобязательностью решений, для которых обязательна правовая форма.

Структура государственной власти:

1. Субъект – носитель государственно-властных полномочий (властвующий

субъект); Это орган или должностное лицо государственного аппарата и иные, не входящие в государственный аппарат субъекты, если государственные полномочия им делегированы.

2. Подвластный субъект.

Это орган государства и должностные лица, если речь идет о властных отношениях внутри государственного аппарата, а также все участники общественных отношений.

3. Объекты – поведение, которого должны придерживаться подвластные;

4. Содержание властеотношений состоит в навязывании властвующим субъектом своей воли подвластным лицам, с другой стороны – подчинение подвластного лица навязываемой ему воли.

Некоторые считают, что объект – это сам подвластный субъект Это власть публичная. Публичная потому, что выступает от имени общества, от имени всего народа. Она воплощается в чиновниках, из которых комплектуются органы управления (государственный аппарат). Эта власть обеспечивает государственное принуждение.

Особенности государственной власти:

1. Распространяется на

все общество.

2. Носит публично-политический характер.

3. Опирается на государственное принуждение.

4. Реализуется через государственное управление (целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом или какие-либо его сферы).

5. Система налогов.

6. Деление населения по территориальному признаку.

7. Субъект и объект не совпадают, властвующие и подвластные отчетливо разделены (хотя в демократическом обществе имеется тенденция к их сближению).

8. Проявляется в деятельности государственных органов, образующих государственный аппарат.

Государственный аппарат – это система государственных органов, которые решают государственные задачи и функции.

 

Вопрос 19. Легализация и легитимация государственной власти.

 

Государственная власть – разновидность политической власти, характеризующаяся высшей степенью, организационной оформленностью, верховенством, единством субъекта властных полномочий, всеобщностью и общеобязательностью решений, для которых обязательна правовая форма.

Легитимность – это качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании центральной власти, в ее праве управлять. Если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то такую власть принято считать нелегитимной.

Типы легитимности: 1. Традиционный – население признает субъекта добровольно, поскольку тот осуществляет властные полномочия традиционно в соответствии с обычаями. 2. Харизматический – субъект, носитель властных полномочий, признан в силу веры населения в выдающиеся, уникальные, подлинные или мнимые качества субъекта властных

полномочий. Это связано с личностными качествами субъекта. Субъект признается не как заместитель должности, а как личность. Безразлично, что предшествовало данному субъекту, – носителю власти – соблюдает ли он традиционный порядок, или нет, наоборот, он призван нарушить этот порядок. Основан на чувственном отношении к государственному лидеру, когда исчезает восторг, то харизматическая легитимация сходит на нет. 3. Рациональный – власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. 4. Идеологический – власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены. В чистом виде ни один тип не существует. Они взаимодействуют, переплетаются при доминировании одного из них. Субъект-носитель заинтересован в укреплении легитимации.

Способы поддержки легитимации – 4 основные группы:

1. Организационные способы: обеспечение доступа широких слоев к процессу формирования органов государственной власти (проведение выборов и т.п.); обеспечение доступа широких

слоев к процессу выработки важнейших государственных решений (участие в референдуме, во всенародном обсуждении и т.п.); внедрение государственной символики не только в сферу политических отношений, но и в отношениях, в которые люди вступают на бытовом

уровне.

2. Идеологические способы: выработка общенациональной идеи, которая позволила бы населению объединиться вокруг государственного аппарата; информационная блокада оппозиции с агрессивным воздействием со стороны подконтрольных государству СМИ на население.

3. Экономические средства: обеспечение постоянного или временного улучшения благосостояния населения (заработной платы, обеспечение прожиточного минимума, борьба с безработицей); протекционизм национальных предпринимателей на международной арене.

4. Юридические способы: международное признание государственной власти со стороны иных

государств; легализация государственной власти.

Легализация – формальное юридическое закрепление структуры, порядка организации деятельности государственной власти в законодательстве. Такое закрепление осуществляется на всех уровнях законодательства.

Может быть, и когда она не легитимна. Легитимная власть может не иметь юридического закрепления. Легитимация осуществляется различными психологическими механизмами. Легализация связана лишь с рациональной оценкой. Легитимация – это неформальный эмоциональный процесс. Легализация же опирается лишь на доводы разума. Легальность власти не является без условным показателем ее легитимности. Наилучший вариант – взаимодополнение легализации и легитимации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.