Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос 31. Государственный аппарат как субъект политической системы



Государственный аппарат – это система государственных органов, которые решают государственные задачи и функции. Политическая система – упорядоченная совокупность политических отношений, политических норм и политического сознания, возникающих в процессе формирования и реализации государственной власти.

Существует несколько точек зрения на место государства в политической системе: 1. У государства – центральное положение. Всеостальное –вокруг него (Лазарев). 2. Государство – это основа, база политической системы.

Но есть еще экономическая, идеологическая основы и государство в них не вписывается. 3. У государства – особое положение (Назаров). 4. Государство занимает ведущее положение в политической системе. Более правильная первая точка зрения, т.к. любые общественные отношения исходят из государства, государство – это управленческий центр политической системы. Это нормотворческий центр. Это силовой центр, обеспечивающий любые решения. Это финансовый центр (выпуск ценных бумаг, денежных знаков и т.д.). Государство – это идеологический центр (через государство формулируется идеология).

Особенности государства как субъекта политической системы:

1. Занимает особое центральное место. Является первичным элементом политической системы (в историческом плане – не было государства, – не было политической системы).

2. Самый массовый субъект политической системы. Не может существовать без подвластных.

3. Государство – единый субъект, который по своей природе предназначен для отстаивания и выражения общесоциальных интересов.

4. Государство – объективно необходимый элемент.

5. Только государство обладает суверенитетом, публичной властью, может собирать налоги и издавать законы.

6. Это самый мощный экономический субъект политической системы.

7. Это единственный субъект, обладающий монополией на легитимное насилие.

Роль государства в политической системе: а) является представителем общества и политической системы внутри и во вне (государство в узком смысле как аппарат); б) определяет основные направления развития общества; в) придает целостность и устойчивость политической системе.

Воздействие государственного аппарата на другие субъекты политической системы: а) создает нормативно-правовую базу, на основе которой действуют большинство негосударственных субъектов политической системы;

б) государственный аппарат может делегировать негосударственным субъектам часть своих полномочий; в) может оказывать финансовую поддержку другим

субъектам.

 

Вопрос 32. Негосударственные организации как субъекты политической

Системы.

Политическая система – упорядоченная совокупность политических отношений, политических норм и политического сознания, возникающих в процессе формирования и реализации государственной власти. Негосударственные субъекты политической системы создаются для выражения и защиты групповых интересов. По общему правилу они образуются добровольно и автономно. Субъекты должны обладать внутренней упорядоченностью, устойчивой структурой.

Субъект политической системы основной целью своей деятельности должен иметь участие в политическом процессе. Субъект обязательно должен представлять чьи-то политические интересы. Он должен вступать в политические отношения и иметь прямое или косвенное от-

ношение к формированию и организации государственной власти.

Виды: 1. В зависимости от их отношения к государственному аппарату и его политики: лояльные и аппозиционные. 2. В зависимости от признания или

непризнания юридическими нормами: легальные и нелегальные. 3. В зависимости от степени организационной оформленности: политические партии, политические движения, органы местного самоуправления. 4. В зависимости от объема осуществляемй политической деятельности: собственно политические, не собственно политические и аномальные. 5. По характеру политических полномочий: наделенные государственными полномочиями (органы местного самоуправоения), не наделенные (политические партии).

Собственно политические. Все политические партии, политические движения. Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, активное воздействие на нее. Цель их создания и функционирования непосредственно политическая. Она включается в формировании внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества. В политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе. В проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь. Не собственно политические. К ним относятся такие органики, которые возникают и развиваются в силу не политических, а экономических и других причин. Это профсоюзные, кооперативные и иные организации. Цель их создания и функционирования никогда не бывает непосредственно политической.

Свою деятельность эти организации осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни общества. Это не означает, разумеется, принижения их роли в политической системеобщества. Речь идет лишь о том, что политический аспект их деятельности не является доминирующим.

Воздействие негосударственных субъектов на деятельность государственного аппарата: 1. Участвуют в формировании органов государственной власти. 2. Воздействуют через реализацию государственных полномочий на характер проводимой государством политики. 3.Формируют общественное мнение.

4. Могут оказывать вооруженное воздействие на государственный аппарат с

целью воздействия на его политику. 5. При определенных условиях могут узурпировать полномочия государственного аппарата.

Политические партии – это политические организации, выражающие интересы определенных классов или социальных слоев, объединяющие в своих рядах их наиболее активных представителей и стремящиеся к достижению определенных политических целей. Наличие целей – важнейшая особенность политических партий.

Для них характерны особенности: 1. Идеологический характер (партия – носитель идеологии соответствующей социальной группы). 2. Авангардный характер деятельности. 3. Носят ярко выраженный политический характер. 4. Характерно наличие программы, которая определяет развитие общества. 5. Имеют только фиксированное индивидуальное членство.

Они отражают, все политические партии подразделяются на виды. Консервативные партии, социал-демократические партии, коммунистические партии, клерикальные партии, националистические партии. Политические движения – это относительно устойчивые и в определенной мере организованные группы людей, имеющие свою общую программу

действий и преследующие общие цели сохранения и укрепления, или наоборот, изменения существующих в стране государственных и общественно-политических институтов (в РФ: “Движение регионов”, движение “Отечество”).

Объединения граждан – это образуемые или общественные организации (профсоюзы, молодежные организации). Черты: добровольность вступления, целенаправленность деятельности, личные и общественные интересы и др.)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.