Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственно-политический режим



Политический (государственный) режимэто система методов, способов и средств осуществления политической власти. Изменения - в сущности государства прежде отражаются на его режиме, влияет на 1,2.

Одна точка зрения: политический и госуд. – одно и тоже. Другая - первое шире, так как включает в себя не только со стороны государства, но и со стороны полит. партий и движений, общест. объединений.

Это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «полит.режим» и «полит. система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично.

Обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты..

Признаки

-степень участия народа в механизмах формирования политической власти, и способы такого формирования;

-соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод;

-положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности гос аппарата;

-место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

-соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

- доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении полит.власти;

- политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

- меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

В зависимости от уровня развития демократии в гос. деятельности, институтов гражданского общества, степени реальности прав и свобод граждан, состояния законности - демократический и антидемократический.

Демократический режим. (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания)

- провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

- решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

- предполагается существование правового государства и гражданского общества;

- выборность и сменяемость центр. и местных органов госвласти, их подотчетность избирателям;

- силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

- доминируют методы убеждения, компромисса;

- политический плюрализм, в том числе многопартийность,

- гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;

- реальное осуществление принципа разделения властей

2 формы: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы (четко регламентированы НПА, обязательный характер), сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации.

Плюсы: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Недостатки— это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

Сильная сторона участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Неоднородные м.б. либерально-демократические и консервативно-демократические (полит. традиции)

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарный режим. Италия – 1922г. – фашизм, Германия – 1933г.

- государство стремится к глоб. господству над всеми сферами общ. жизни, к всеохватывающей власти;

- общество практически полностью отчуждено от политической власти – культ вождя

- монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

- государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

- доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

- господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

- фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Авторитарный режим - компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами., политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. (Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

-в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

- игнорируется принцип разделения властей на закон., исполнит. и судебную (зачастую президент, исполнит.-распорядит. органы подчиняют себе все ост. органы, наделяются законод. и судеб. полномочиями);

- роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

- сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

- в качестве методов гос. управления доминируют командные, админист., в то же время отсутствует террор;

-сохраняется ограниченная цензура, «полугласность»;

-существует частичный плюрализм;

- права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

- силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо полит. целях

Неоднороден по своему характеру - деспотический, тиранический, военный и иные.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.