Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Изменения - в сущности государства прежде отражаются на его режиме, влияет на 1,2.
Одна точка зрения: политический и госуд. – одно и тоже. Другая - первое шире, так как включает в себя не только со стороны государства, но и со стороны полит. партий и движений, общест. объединений.
Это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «полит.режим» и «полит. система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично.
Обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты..
Признаки
-степень участия народа в механизмах формирования политической власти, и способы такого формирования;
-соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод;
-положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности гос аппарата;
-место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
-соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
- доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении полит.власти;
- политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);
- меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.
В зависимости от уровня развития демократии в гос. деятельности, институтов гражданского общества, степени реальности прав и свобод граждан, состояния законности - демократический и антидемократический.
Демократический режим. (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания)
- провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;
- решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;
- предполагается существование правового государства и гражданского общества;
- выборность и сменяемость центр. и местных органов госвласти, их подотчетность избирателям;
- силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;
- доминируют методы убеждения, компромисса;
- политический плюрализм, в том числе многопартийность,
- гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;
- реальное осуществление принципа разделения властей
2 формы: прямой (непосредственной) и представительной.
Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы (четко регламентированы НПА, обязательный характер), сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации.
Плюсы: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.
Недостатки— это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.
Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.
Сильная сторона участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.
К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.
Неоднородные м.б. либерально-демократические и консервативно-демократические (полит. традиции)
К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.
Тоталитарный режим. Италия – 1922г. – фашизм, Германия – 1933г.
- государство стремится к глоб. господству над всеми сферами общ. жизни, к всеохватывающей власти;
- общество практически полностью отчуждено от политической власти – культ вождя
- монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
- государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;
- доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
- господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
- фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.
Авторитарный режим - компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами., политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. (Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
-в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;
- игнорируется принцип разделения властей на закон., исполнит. и судебную (зачастую президент, исполнит.-распорядит. органы подчиняют себе все ост. органы, наделяются законод. и судеб. полномочиями);
- роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;
- сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;
- в качестве методов гос. управления доминируют командные, админист., в то же время отсутствует террор;
- права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;
- силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо полит. целях
Неоднороден по своему характеру - деспотический, тиранический, военный и иные.
Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.