Власть – необходимый атрибут государства, всегда существовала с появлением общества и носила свои особенности в тот или иной исторический период. Она первична по отношению к государству. Власть – это господство.
Существуют разные подходы к определению власти (как функция присущая любому обществу, как властеотношения властвующего и подвластного, как способность навязывать волю, как организованную силу способную подчинять своей воле, как управление, связанное с принуждением).
Социальная власть –присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Она придает обществу целостность, управляемость, важный фактор организованности и порядка (разделение труда, иерархия, порядок взаимоотношения людей в коллективе и др.). Это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Всегда содержит элемент принуждения, формы принуждения всегда разнообразны. Проф. Чиркин в связи с этим разделяет соц. власть по различным основаниям: экономическая, религиозная, военная, публичная и частная и др.
Государственная власть – особая разновидность соц. власти. Гос.власть и политическая власть одно и тоже по мнению одних ученых – так как политическая власть исходит из государства и реализуется при его участии. С другой позиции, гос. власть – более узкое понятие, поскольку политическая власть осуществляется и государством и иными звеньями политической системы: органами МСУ, партиями, полит. движениями. Гос. власть выступает от имени общества, политическая – от его части, соц. группы. Гос. власть имеет 3 ветви.
Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять. Утрата этого качества вызывает паралич власти со всеми вытекающими отсюда последствиями .
Государственная власть:
1) распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);
2) носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов); представляет всю публику как внутри, так и вовне (от имени и по поручению).
3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); отчуждена от общества в целом, в руках элиты, господствующего класса, принадлежит особой группе людей. Носит аппаратный характер – абстрактное понятие, осуществляется людьми.
5) суверенный характер (политико-правовое свойство - верховенство внутри, независимость за пределами). Источник – народ, делегирует часть своих полномочий гос-ву.
6) организует население по территориальному признаку;
7) характеризуется легитимностью и легальностью. ( Вебер – легитимность).
Если легальность – юрид. обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность – признание управляющих со стороны управляемых, законность, подкрепленная отношением доверия, признания. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна, в то же время она может быть нелегитимной, не приниматься народом.
Желание правящих элит - легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их признания и одобрения со стороны подвластных. Стремятся воздействовать на сознание людей всеми средствами - идеологическими, научными, правовыми, нравственными, эмоционально-психологическими и т.п.
О степени легитимности гос.власти можно судить по уровню принуждения, необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по колич.и кач.анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения, бунтов, восстаний и т.п.; по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и др.
3 формы властных полномочий: правотворческая, правоприменительная, правоохранительная