Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные направления современного правопонимания. Сущность и признаки права



Право – установленная или санкционированная государством система общеобязательных формально-определенныхнорм (велений), обеспеченных реальной возможностью применения мер государственного принуждения, регулирующая общественные отношения в интересах отдельной личности и общества в целом. Признаки:1) право – один из социальных регуляторов 2) выражает идеи справедливости в определенный момент развития общества. 3) Представляет собой юридическую меру свободы (рамки) 4)Внешняя форма выражения права - НПА 5)Праву присуща нормативность (поведение состоит из поступков социально-значимых, их необходимо привести в порядок - регулировать. Каждый поступок – своя норма) 6.) Системность – нормы имеют структуру, состоит из элементов, которые связана м/д собой. 7.) Общеобязательность (для адресата). 8.) Обеспечено реальным применением мер гос. принуждения – в рамках правового закона.9.) Формальная определенность – писанный регулятор, фиксируется в НПА, строго формализованные правила поведения, детальное описание запрещаемого или разрешаемого действия, указываются меры ответственности, четкая внутренняя структуры нормы. 10) Связано с государством – само устанавливает юрид. нормы, санкционирует уже действующие правила поведения или делегирует отдельные правотворческие полномочия общ. организациям. + Волевая природа права: продукт сознания и воли людей.

1) Марксистская – право- средство преодоления противоречий путем насилия, продукт классовой борьбы, возведенная в закон воля господствующего класса. Плюсы – обусловленность права социально-экономическими отношениями (производственными отношениями), минус– преувеличение классовых начал.

2.) Солидаристская – Дюги (Франция- нач. 20в) – право рождается в объективных условиях общественной солидарности (люди могут жить только в обществе), право должно адекватно выражать нормы общественной солидарности. Задача гос-ва – управлять правом. Право опирается на аппарат принуждения, право отдается интересам элиты.

Современные подходы:

3.) Нравственная школа права – Главное – духовное начала, а все остальное ложное. Главное – идея справедливости (категория этики в науке о морали) – этическая школа права.

Аристотель завел разговор о политической справедливости, право как норма политического общения (оно существует среди свободных и равных людей, отношения которых регулируются законом).

Цицерон определял право как истинный разум, находящийся в согласии с природой.

Основа – теория естественного права (Гоббс, Локк, Радищев – буржуазные революции) - человеческие законы должны в максимальной степени соответствовать естественным законам (право на жизнь, свободу, семью, собственность), т.к. они законы справедливости, нравственных ценностей от природы, добродетели. Законодатель не создает законы, а формирует позитивное, условное право, исходя из естественных законов. Недост. - умаляется формально-юридические свойства права, нет критерия между законным и незаконным. Больше связано с правосознанием.

4.) Нормативная школа права (Штаммлер, Кельзен) – ставит во главу правовую норму. Право – система норм. Юридический позитивизм – наиболее распростр. течение конца 19 века, 20 века. Главное – не разум, а опыт. Моральная оценка не допустима. Право формирует государство.

Остин – закон есть приказ суверена (носителя верховной власти).

НЕОНОРМАТИВИЗМ (Кельзен) – попытка вывести права из самого себя через грунд-норму – как логическое допущение – основные нормы (из лекций). Право – система норм, где на самом верху – основная (суверенная) норма, каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юр. силы – т.е. иерархия. Юридическая наука должна изучать право в чистом виде, вне связи с эконом., полит. и иными факторами – это недостаток данной школы.

Для России применима: общепризнанные принципы и нормы м/н права и м/н договоры – составная часть правовой системы. И право рассматривается главным образом как система общеобязательных норм.

5.) Социологическая школа права – (20-е годы 20 века в США, Эрлих, Паунд). Сущность правовых норм не в их внутренней ценности, а в том, что они постоянно и регулярно осуществляются в жизни. Право воплощается в реализации законов, реальное поведение субъектов правоотношений. Теория «живого» права Выступают за свободу судейского рассмотрения. Суд творит право, хотя и руководствуется нормами.

6.) Либертарное правопонимание – наиболее актуально. Право – нормы, требования свободы людей. Правовые нормы и требования обязательны для всех и фиксируются в форме закона (но не от этого они становятся правовыми). Права человека – основа права в современном обществе. Сущность гос-ва – власть, подчиненная праву. Различие права и закона. Закон может соответствовать правам человека, а может быть и узаконенным произволом (лакмусовая бумажка – права человека).

Еще есть историческая школа права (Савиньи, кон. 18 века) – право – историческое явление, возникает и развивается постепенно, естественно, - это прежде всего исторически сложившиеся правила поведения – обычаи – характерно для эпохи феодализма. И психологическая школа права (Петражицкий 20век) – понятие и сущность права из правовых эмоций людей – позитивных (исходят из государства) и интуитивных (личные), роль правосознания.

Сущность права – выражает и закрепляет баланс интересов различных соц. слоев, групп, классов общества, представляет эти интересы в виде государственных и общезначимых. Консолидированная воля народа трансформируется в законы и другие НПА, которые становятся обязательными для всех, кому они адресованы.Право–мера возможного, одобряемого обществом и государством поведения (связь со свободой)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.