Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Критика подлинности нормы права: понятие, цель, высшая и низшая критика. Значение в правоприменении



Критика подлинности норм имеет целью удостоверение в том, что правило, которое подлежит применению в данном случае, действительно является юридической нормой, т.е. во-первых, что оно снабжено обязательной силой, и, во-вторых, что текст. его именно таков, каким был санкционирован. Деятельность критики, поэтому, слагается из двух процессов: из проверки юридической обязательности нормы и из установления ее подлинного текста. Первый процесс именуется высшей критикой, а второй – низшей.
1. Высшая критика проверяет юридическую обязательность норм. Так как только те нормы обладают обязательной силой, которые исходят от уполномоченной к изданию их власти и составлены ею согласно определенному законом порядку, то задача высшей критики состоит в том, чтобы удостовериться, что лицу или группе лиц, от которых исходит данная норма, действительно принадлежало право издавать такого рода нормы, и что она издана с соблюдением необходимого порядка. При отсутствии обоих этих условий или даже одного из них, никакая норма не может быть признана обязательной. Если, например, административная власть издает распоряжение, выходящее за пределы ее компетенции, или если законодатель высказывает свое юридическое мнение частным образом, вне порядка, установленного для издания законов, то такие акты не имеют обязательной силы для граждан.
Но юридические нормы не вечны; с течением времени, с изменением обстоятельств, в виду которых они изданы, они отменяются или заменяются другими. Поэтому удостоверившись, что данная норма издана с соблюдением установленного законом порядка, необходимо еще справиться, не была ли она затем отменена позднейшей нормой.
Деятельность высшей критики, следовательно, сводится к применению соответствующих постановлений публичного права относительно порядка составления, издания и отмены законов и вообще юридических норм.От этих постановлений зависит и самый объем применимости высшей критики к различным категориям норм. Так, например, в большинстве государств законы признаются обязательными, раз они опубликованы в установленном порядке, и никакая иная проверка их обязательности подчиненными органами не допускается; напротив, в других государствах правом проверки пользуются суды.
2. Когда высшая критика окончена, когда подлинность и юридическая обязательность нормы доказана, тогда наступает очередь низшей критики, которая должна проверить правильность текста нормы во всех его частях.Подлинный текст. нормы, т.е. тот акт, на котором имеется подпись ее автора, редко бывает в обращении; по большей части граждане знакомятся с содержанием норм по печатным и писанным копиям. Так как в этих копиях могут встречаться всякого рода ошибки, искажения, описки, опечатки, пропуски, перестановки слов, неверные знаки препинания и т.д., то, чтобы установить правильный текст, необходимо сверить данную копию с оригиналом. Так, например, если официальная копия какого-нибудь циркуляра административной власти оказывается несходной с подлинной рукописью, то лица, чьих прав касается циркуляр, могут указать органу власти, исполняющему его, на ошибку в копии и потребовать применения подлинного текста.В другом положении находятся нормы, подлинники которых не поступают в обращение, и которые объявляются гражданам путем напечатания в официальных изданиях. В этом случае официальная копия вполне заменяет подлинный текст, так что проверять и исправлять ее по тексту имеет право только тот орган власти, которому поручено обнародование норм, если, разумеется, конституционные законы данного государства не предоставляют этого права еще и другим органам.
Итак, критика подлинности норм состоит в сличении копий с оригиналом (низшая критика) и в применении постановлений публичного права, касающихся порядка издания норм (высшая критика). 66. Акты применения норм права: понятие, признаки, структура и виды. Акт применения права – это официальное решение компетентного органа или должностного лица по конкретному делу, имеющее государственно-властный характер, направленное на регулирование определенных общественных отношений.Акты применения права характеризуются признаками:1. государственно-властное решение по конкретному юридическому делу компетентного органа государственной власти или должностного лица.2. обязателен для соблюдения и исполнения всеми субъектами права, кому оно адресовано. Исполнение правоприменительного акта обеспечивается силойгосударственного принуждения.3. имеет установленную законом определенную форму выражения. Например, решение или приговор суда, постановление следователя о возбуждении уголовного дела, приказ ректора вуза о зачислении абитуриента в вуз и т. д.4. принимается по установленной процедуреЭти (1-4) признаки также относятся к НПА. Но:5. имеет индивидуальный характер и направлен на регулирование конкретных общественных отношений.

6. акты применения права являются юр. фактами. Служат основаниями возникновения, изменения, прекращения правоотношений.7.характеризуется однократным действием, не является источником права, не может выходить за пределы общей нормы права, может выражаться в устной форме (устное распоряжение руководителя админ предприятия)Правоприменительный акт оформляется в соответствии с правилами юр техники, состоит из 4 частей: вводной (указ реквизиты, наименование акта), описательной (факты, ставшие предметом рассмотрения правоприменительного органа), мотивировочной (оценка доказательств, юр квалификация, ссылки на соотв нормы), резолютивной (формулируется конкретное решение,в т.ч. избирается мера юр ответственности)Различают следующие виды правоприменительных актов:1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:
а) акты государственных органов и общественных организаций; б) акты главы государства – Президента РФ;в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля;ж) акты коллегиальные и единоличные.2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают:а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые;в) акты уголовно-правовые; г) акты применения материального и процессуального права.3. По форме правоприменительной деятельности выделяют:а) акты регулятивные (исполнительные), связанные с применением диспозиции правовых норм, имеющие дозволительный характер;б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.4. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).5. По своемуюридическому значениюакты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).6.По форме: Указы Президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения.

67. Соотношение правоприменительного и интерпретационного актов с нормативным правовым актом.

Общим в нормативно-правовых актов, актов применения и актов толкования норм права является то, что:

• в сочетании они образуют так называемую «триаду» правовых актов;

• все правовые акты имеют юридическую силу, государственно-властный обязательный характер;

• все виды правовых актов могут происходить от одних и тех же органов и должностных лиц (парламента, правительства, главы государства, министерства и т.д.).

Нормативно-правовой акт отличается от других правовых актов, в частности актов применения норм права и интерпретационных актов (актов толкования) тем, что:

• нормативно-правовой акт содержит нормы права, т.е. предписания для неопределенного круга субъектов. Другие юридические акты никогда не устанавливают нормы права, в частности правоприменительные акты - индивидуальные предписания, адресованные персонально указанным в них лиц, а акт толкования дает лишь разъяснения содержания действующих норм права;

• нормативно-правовой акт содержит нормы права общего характера, он распространяет свое действие на всех субъектов права, тогда как акт применения имеет индивидуальную направленность, распространяет действие нормы права на конкретную ситуацию, касается конкретных лиц;

• нормативно-правовой акт предназначен для многократного использования, а акты применения имеют одноразовую силу;

• акт применения норм права и интерпретационный акт принимаются на основе нормативно-правового акта;

• акт применения включает обязанность подчинения - выполнить сформулированное в деле решения;

• акт толкования нормы права не содержит новых нормативных предписаний, он уточняющий суждением об уже имеющуюся норму права;

• нормативно-правовые акты выражают метод общенормативного, абстрактного правового регулирования, а другие правовые акты - метод индивидуального (казуального) регулирования;

• нормативно-правовые и интерпретационные акты всегда имеют документальную форму выражения, а акты применения - не всегда.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.