Юридическая техника – совокупность правил и приемов подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования проектов нормативных правовых, правоприменительных, интерпретационных актов.Виды юридической техники: правотворческая (законодательная); интерпретационная; правореализационная (правоприменительная).
Виды средств юридической техники:
1. Средства юридического выражения воли законодателя: нормативное построение (норма права должна быть выражена в виде нормы предписания (гипотеза – диспозиция; гипотеза – санкция)); системное построение (норма права должна быть выражена в виде логической нормы (гипотеза – диспозиция – санкция); отраслевая типизация (каждая норма права должна быть помещена в соответствующую отрасль права).
2. Средства словесно-документального изложения текста документа: реквизиты (наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и т.п.); структурное построение (определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность); юридическая терминология (совокупность слов и словосочетаний, в которых выражаются юридические понятия); стиль правового акта (система приемов наиболее целесообразного использования языковых средств в нормативных документах).
Виды юридических терминов: общеупотребительные (дом, стол, машина, дерево); специальные не юридические (эпидемии, эпизоотия);
специальные юридические (прокурор, адвокат, статут, подозреваемый).
Требования, предъявляемые к юридическим терминам: единство (однозначность), общепризнанность, устойчивость, краткость, ясность и простота.
Приемы (способы) юридической техники:
По степени обобщения конкретных показателей: абстрактный (при формулировании нормы права используются обобщающая формулировка); казуистический (при формулировании нормы права последовательно перечисляются условия, при которых она действует).
По способу изложения элементов юридической нормы: прямой (гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье нормативного правового акта); ссылочный (отдельные элементы нормы (или гипотеза; или диспозиция; или санкция) изложены в других конкретных статьях конкретного законы и к ним сделана отсылка); бланкетный (разновидность ссылочного. Но отсылка делается в общей форме, чаще всего путем упоминания соответствующих 40. Нормативные правовые акты: правовая природа, понятие, признаки и виды.
Нормативно-правовые акты - это акты постоянного действия, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие либо отменяющие их.
Нормативный акт издается органами обладающими компетенцией в строго установленной форме, является офиц. документом.
Признаки нпа:
1. Имеют государственный характер, выражают волю государства.
2. Издаются специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать нормативные актов лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов.
3. Издаются в ходе установленных законодательством процедур (правотворческих)
4. Имеют определенную сферу действия. Можно выделить предметное действие, т.е. распространение на общественные отношения, действие в пространстве, во времени, по кругу лиц.
5. Имеют нормативный характер, содержат в себе, вводят в действие, изменяют, отменяют правовые нормы. (не имеет нормативного характера преамбула, также поручение конкретным органам.)
Виды нпа:
По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и постановления местных органов гос.власти, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества нормативные акты разделяются на:
-нормативные акты государственных органов
-нормативные акты иных соц. структур (муницип.органов, акцион.общ.)
- нормативные акты совместного характера (госуд.органов и иных соц.структур)
- нормативные акты принятые на референдуме
В зависимости от сферы действия делятся на : общефедеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоупр., локальные норм.акты.
В зависимости от срока действия норм. акты делят на : акты неопределенно длительного действия, временные нормативные акты.
Нормативные акты следует отличать от актов применения права (приговора, решения). Их отличия в следующем:
1. Нормативные акты содержат оригинальные нормы права, а правоприменительные не содержат.
2. Нормативные и правоприменительные акты издаются неодинаковым кругом субъектов. Нормативный круг уже, нежели правопримен.
3. Различны наименования и структура нормативных и правоприменительных актов.
4. Нормативные акты направлены неопределенному кругу лиц, а правоприменительные адресованы конкретному лицу.
5. Нормативные акты не исчерпываются однократным исполнеием, действуют постоянно до своей отмены.