Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система законодательства: понятие и структура, соотношение с системой права



Система законодательства - это упорядоченное множество всех действующих нпа данного государства.

В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:- отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:- комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;- общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);- законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);- конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).Структура системы законодательства - это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нпа.Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):-отраслевая («горизонтальная») - отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства - трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);-иерархическая («вертикальная») - законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе.Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» - федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации.В теории права соотношение категорий "система права" и "система законодательства", а также "право" и "законодательство" понимается неодинаково. Специфика права выражается в том, что это особое, обладающее объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, процесс формирования права предполагает наличие у него нескольких источников: правовой обычай; нормотворчество самого государства; международные и внутригосударственные договоры, носящие нормативный характер; судебные или административные прецеденты.Во-вторых, законодательство создается самим государством, выражая волю законодателя. В свою очередь право носит более естественный характер. Основное его содержание формируется до принятия нормативных актов Система права и система законодательства не тождественны. Между ними существенные различия и несовпадения, что позволяет более предметно говорить об их относительной самостоятельности. В основе этой посылки лежат следующие черты.Во-первых, первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает статья нормативного правового акта. Юридические нормы отраслей права - это то, из чего складывается конкретная отрасль законодательства. Можно констатировать факт, что отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право на социальное обеспечение, сельскохозяйственное право и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал разбросан по различным правовым актам, нуждающимся в унификации.Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс РСФСР и т.д.).

Может быть и идеальный вариант, когда отрасль права совпадает с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное, трудовое, административное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен. Имеются комплексные отрасли законодательства, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Важнейшим из них является хозяйственное законодательство.Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа. Единство принципов распределения правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить: - акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти. Вертикальная же структура права - это его деление на нормы, институты, отрасли и т.д.В-пятых, система права носит объективный характер, система законодательства зависит от воли законодателя.

Процесс дифференциации правового регулирования проявляется в разделении самой системы права на отрасли, подотрасли, институты и субституты. Это привело к появлению новых отраслей, как право социального обеспечения, которое отпочковалось от трудового права; бюджетное (финансовое) право - из административного.Одни отрасли и институты утрачивают значение. В современных условиях колхозное право утратило статус отрасли. Экологическое право, наоборот, из подотрасли земельного права превратилось в основной компонент системы права России.

49. Систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды и значение.Систематизация нормативных правовых актов - это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения; это приведение законодательства в определенную систему.Иначе, Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствова­нию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

Необходима для обеспечения: доступности законодательства, устранения устаревших и неэффективныхнорм права,разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нпа: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.Виды систематизации нормативных правовых актовСовременная юриспруденция использует в основном три вида (способа) систематизации:инкорпорация;консолидация;кодификация.

Инкорпорация как вид систематизации нормативных правовых актов

Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором норма­тивно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих изданиях.Различают инкорпорацию:официальную - это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов;неофициальную - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).Черты инкорпорации:она может носить как официальный, так и неофициальный характер;субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и об­щественные организации и частные лица;инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систе­матизации;нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке.Внешняя обработка заключается в том, что:из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие си­лу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание зако­нодательства или иной нормативный акт.Особой разновидностью собрания законодательства является свод зако­нов, который представляет собой:инкорпорированное издание нормативных актов высших органов влас­ти (законодательной и исполнительной);источник официального опубликования;собрание всего действующего законодательства (инкорпорированного) без какого-либо исключения.Консолидация как вид систематизации нормативных правовых актовКонсолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколь­ко близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупнен­ный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нор­мативных актов и обеспечения единства правового регулирования.Черты консолидации:представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкор­порация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.Кодификация как вид систематизации нормативных правовых актов

Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотвор­ческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-пра­вового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной перера­ботки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внут­ренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.Черты кодификации:представляет собой наиболее сложную и совершенную форму сис­тематизации;по существу является видом правотворчества, поскольку объектом ко­дификации выступают непосредственно нормы права;кодификацию всегда осуществляют только компетентные государствен­ные органы на основании конституционных или других законных полномочий;в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, про­изводится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными соци­альными преобразованиями;результатом кодификации является кодификационный акт, который от­личает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединя­ет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствую­щее положение среди других отраслевых актов.Кодификационные акты делятся на три вида:основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;кодекс - комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);устав, положение - комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

50. Инкорпорация: понятие, принципы, виды.

Инкорпорация (присоединение) — подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов. Особенность — изменения в содержание не вносятся и содержание по существу не меняется. Обычно в сборниках действующие нормативные акты, тексты таких актов печатаются с учетом последних официальных изменений и дополнений. Кроме того в процессе инкорпорации из текстов, помещенных в сборник актов удаляются главы, статьи и т. д., признанные утратившими силу.Виды инкорпорации:По юр. силе· официальная инкорпорация — осуществляется от имени и по поручению либо санкции правотворческого органа, который утверждает, либо иным способом официально одобряет подготовленное собрание законодательства. Такое собрание носит официальный характер. Оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в сборнике нормативных актов.· Официозная инкорпорация — издание собрания, сборника законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами, причем правотворческий орган специально не утверждает и не одобряет такое собрание поэтому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.· Неофициальная инк — осуществляется ведомствами, организациями, государством либо частными отдельными лицами, но не имеющими специально предоставленных правотворческим органом полномочий издавать собрание законодательства и осуществляющая по собственной инициативе. Неофициальные сборники не являются источником права.По характеру расположения материала в сборниках и собраниях· хронологическая инкорпорация — по датам издания нормативных актов· систематическая инкорпорация — по тематическим разделам в зависимости от содержания акта. В систематических сборниках в начале каждого раздела помещаются акты более высокой юридической силы.В зависимости от объема охватываемого материала· Генеральная инкорпорация — в собрание включены или все законодательство страны или все федеральное законодательство, либо все нормативные акты того или иного субъекта.· частичная инк — собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам в сфере гос. деятельности, отрасли законодательства или правовому институту.Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов: исключение положений, утративших юридическую силу; исправление различного рода опечаток, ошибок; изложение актов в последней, исправленной редакции.П:инкорпорации сегодня могут служить как печатные издания так и электронные сборники законодательства, так называемые законодательные базы, которые подготавливаются или на электронных носителях информации или существуют в виде сайтов в интернете В России на федеральном уровне к такого рода собраниям относятся «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Вестник КС Российской Федерации» и др

51. Консолидация и кодификация: понятие и особенности. нсолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее из­данные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся(объединяются) в единый акт. Ранее действовавшие нормативно-правовые акты прекращают в этой связи свое существование.Широко распространена консолидация ведомственных нпа. Значительную роль она будет играть и при систематизации обще­российских нпа. Уже сейчас очевидно, что разроз­ненное законодательство о налогах, о занятости населения, безработице и безработных и другое должно быть консолидировано.Таким образом, систематизация нпа является логическим завершением правотворчества и позволяет создать стройную, работающую систему законодательства.Система действующих НПА в РФ является весьма сложной, как вследствие значительного числа органов, принимающих такие акты, так и множественности актов, принимаемых каждым правотвор-м органом. Кроме того, система НПА подвержена быстрым изменениям. Вновь принятый закон, указ През. и иной источник П вносит существенные коррективы в действующие акты. Одни из них дополняются новыми предписаниями, другие изменяются, третьи признаются утратившими силу полностью или частично. Чтобы во всей массе действующих и изменяющихся источников рос-го П оперативно находить нужные нормы, гос органы, должн лица, организации, граждане, имеющие дело с норм актакми, вынуждены постоянно проводить работу по приведению н.а. в единую, максимально упорядоченную систиему. Подобного рода деятельность и есть систематизация НПА. В соответствии с требованиями правовой техники производится в определенной последовательности (проходить определенные стадии, этапы систематиз работы: 1 сбор гос органами, юр лицами нормат актов, необходимых для их деятельности; 2 издание различного рода сборников законов и иных н.а.; 3 объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или несколькими взаимосвязанными вопросами в один укрупненный акт.Под кодификацией понимается деятельность, направленная на систематизацию и коренную переработку действующего зак-ва путем подготовки и принятия нового НПА. Эти акты имеют различное наименование: Основы зак-ва, Кодекс, Устав, Положения и др. Кодификация – особая форма упорядочения, ибо в ходе ее на смену нескольким отдельным актам приходит один акт, упорядочивающий пр н. и процедуры в определенной сфере отношений и унифицирующий методы прав регул-я. Код. всегда осуществляется гос органами.

52. Правоотношение: понятие, признаки, предпосылки возникновения и виды.- это урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых взаимно отвечают друг перед другом по юридическим правам и обязанностям.Но есть и такие правоотношения, которые возникают только как правовые. ( конституционные, административные, процессуальные, уголовные и тд) Такие правоотношения по форме и содержанию представляют собой самостоятельный вид и тип общественных отношений. Право регулирует наиболее принципиальные отношения - отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п.. Признаки правовых отношений заключаются в следующем:1. Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет и правоотношения. 2. Субъекты правовых отношений взаимосвязаны юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь - есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны соответствует обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные люди, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого.3. Правовые отношения носят волевой характер. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.4. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений.5. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Виды правовых отношений можно классифицировать по отраслевому признаку на государственные, административные, финансовые, гражданские, трудовые, семейные и т.д. Различают регулятивные и охранительные правоотношения. Первые - возникают из правомерных действий субъектов; вторые - из противоправных, связанных с применением государственного принуждения.По степени конкретизациии и субъектному составу правоотношения подразделяются на абсолютные, относительные и общерегулятивные. В абсолютных точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи, которому противостоят все, которые обязаны уважать его право, не чинить никаких препятствий для его реализации. В этом смысле право собственности является абсолютным. В относительных - строго определены обе стороны (например, "должник-кредитор", "продавец-покупатель")Общерегулятивные выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь, достоинство, безопасность, неприкосновенность жилища, свободу слова и т.п.), а равно обязанностей (соблюдать законы, правопорядок). Они возникают на основе норм Конституции, основополагающих актов и являются базовыми для отраслевых правоотношений.По характеру обязанностей правоотношения подразделяются на активные и пассивные. В активных - обязанность заключается в необходимости совершить определенные действия в пользу управомоченного, в пассивных, напротив, она сводится к воздержанию от нежелательного для контрагента поведения.Различают простые правоотношения (между двумя субъектами) и сложные (между несколькими или даже неограниченным числом); кратковременные и долговременные.Правоотношение обладает сложной по составу элементов структурой. В нее входят субъект, объект и содержание правоотношения.Предпосылками правоотношений принято считать условия (факторы), которые обусловливают их возникновение.Выделяют два вида предпосылок: 1)социальные (общие).2)юрид (специальные).Социальные предпосылки рассматривают как условия возникновения и существования любых отношений. К ним относятся, во-первых, вся совокупность экономических, политических, идеологических, социальных, духовных и других факторов, которые воздействуют на определенные общественные отношения и обусловливают необходимость их правового регулирования. Во-вторых, социальные предпосылки включают две (или более) стороны, которые взаимодействуют между собой. В-третьих, наличие объекта, по поводу которого субъекты и вступают в действительную юридическую связь.Это могут быть материальные и духовные блага или поведение лица, по поводу которых возникает правоотношение (средства производства, промышленные и продовольственные товары, различного рода услуги, результаты творческого интеллектуального труда и т..).И, наконец, социальные предпосылки включают жизненные интересы и потребности людей, которые осознаются ими и побуждают вступать в определенные правовые отношения для того, чтобы удовлетворить эти потребности. Возникновение правовых отношений, также как моральных, политических и других социальных отношений, зависит от осознания каждым человеком своих насущных интересов и потребностей, нравственной зрелости, его инициативности и уровня активности.Правовые отношения, однако, не могут возникнуть лишь на основе общих предпосылок. Необходимы еще и юридические (специальные) предпосылки.Юридические предпосылки — это совокупность условий, необходимых дня возникновения правовых отношений. Они включают норму права, правосубъектность (праводееспособность.Нормы права.Правосубъектность (праводееспособность).Юридические факты.Юридические состояния и квази-факты

53. Состав правоотношения: понятие и основные элементы. Значение в процессе правоприменения.Система признаков правон. в единстве его объективной и субъективной стороНы, необходимых и достаточных для возложения юр.отв., определяется как состав правон.. Он включает в себя субъекта правон., объект правон., объективную и субъективную сторону правон..Субъектом правон. может быть деликтоспо-собное физическое лицо или организация. В уголовном праве таковым является только физическое лицо. Субъект правон. закреплен в гипотезе юридической нормы. Так, халатность может совершить только должностное лицо.Объектом правон. является то, на что оно направлено, т. е. те ценности и блага, которым правонарушением нанесен ущерб,— собственность, жизнь, здоровье граждан, общественный порядок и т. д. Объект (как и субъект) четко закреплен в правовой норме.
Объективную сторону правон. характеризуют: внешне выраженное деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними. Как и иные элементы состава, объективная сторона достаточно четко закреплена в законе. Например, телесное повреждение может быть тяжким, менее тяжким, легким. Каждое из них образует самостоятельный состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом.Субъективная сторона правон. сопряжена с понятием вины. Степень вины субъекта определяется предвидением или непредвидением виновным последствий своего деяния, его отношением к деянию и его последствиям. Вина может выступать в форме умысла или неосторожности. Последняя предполагает, что индивид предвидел наступление общественно опасных последствий, но не только не желал их наступления, но и легкомысленно надеялся на их предотвращение (самонадеянность), либо не предвидел, но должен был предвидеть по обстоятельствам дела (небрежность).Правоотношения составляют основную сферу общественной жизни. Везде, где действует право, его нормы, там постоянно возникают, прекращаются или изменяются правоотношения. Они развиты в гражданском обществе, правовом государстве. Они сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Вот почему правоотношения - одна из центральных проблем правовой науки, теории права.Правоотношения - это урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.54. Объект правоотношения: основные подходы к пониманию и виды.ОП – это то, на что непосредственно направлено действие правоотношения оп является действительное поведение его участников. Участники правоотношения строят свое поведение в соответствии с содержанием субъективного права и юридической обязанности.Объектом правоотношений выступает поведение людей: 1) в имущественных правоотношениях объектом является такое поведение людей, которое направлено на удовлетворение определенных жизненных благ; 2) объектом правоотношения, возникающего на основе заключения между двумя организациями договора о поставке продукции, считается деятельность этих организаций, которая выражается в поставке продукции одной организации другой; 3) субъективные юридические права и обязанности возникают не всегда по поводу вещей. В неимущественных правоотношениях объектом является само фактическое поведение их участников.ОП отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, а именно то, для чего возникает само правоотношение. В юридической литературе можно найти различные трактовки объекта правоотношения. Два основных подхода к пониманию ОП: 1) монистический. Согласно монистической теории объектом правового отношения выступает поведение субъектов, так как именно их поступки могут подвергаться регулированию юридическими нормами и только поведение людей способно реагировать на правовое воздействие; 2)плюралистический. Эта теория считается более реалистичной, ее сторонниками являются большинство ученых. Она разделяет объекты правоотношений: наматериальные блага. Материальные блага – вещи, деньги, ценности, иное имущество и т. п. Такие объекты типичны для гражданско-правовых отношений. Материальные блага могут являться объектом и в иных отраслях права (в частности, быть объектом уголовно-правовой защиты); нематериальные блага – это жизнь, здоровье, честь и достоинство человека, его безопасность и свобода, неприкосновенность личности и др. Нематериальные блага – объекты охраны в уголовно-правовых отношениях, а также они характерны для процессуальных, трудовых и отдельных других правоотношений; культурные ценности и иные нематериальные результаты человеческой деятельности, а именно: произведения искусства, литературы, научные изобретения, различные услуги, т. е. результаты духовного творчества людей, социального и бытового обслуживания. Все они являются как объектами гражданско-правовых, трудовых и других отношений, так и объектами уголовно-правовой защиты; ценные бумаги, документы – паспорта, акции, дипломы, удостоверения, протоколы следственных действий и т. п. Данные объекты более типичны для административных и процессуальных отношений; поведение субъектов – это правоотношения, которые складываются на основе норм административного права в сфере бытового обслуживания, управления хозяйственной, культурной деятельностью и т. д.Сегодня в качестве объекта как такового не может выступать человек как таковой. Он может являться только субъектом правоотношений.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.