Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Причины и условия происхождения государства и права



Несмотря на многообразие форм возникновения государства и прав, существуют общие закономерности перехода от родового к государственно-организованному обществу, от первобытных обычаев к праву. Поэтому необходимо выделить следующие общие причины-условия происхождения государства и права.

1. Процесс постепенного перехода от присвоения готовых растительных и животных форм к производящей экономике повлек за собой крупное общественное разделение труда:

а) скотоводство и земледелие выделились в относительно самостоятельные производства, которыми стали заниматься отдельные рода и племена, группы лиц;

б) от земледелия и скотоводства отделилось ремесло;

в) необходимость в обмене продуктами, а затем и возникновение торговли между земледельцами, скотоводами и ремесленниками обусловили появление торговых людей (купцов), которые производительным трудом непосредственно не занимались.

2. Крупное общественное разделение труда, открытие металлов и металлообработки способствовали совершению средств производства, повышению производительности труда, появлению избыточных продуктов (скота, запасов зерна и других продуктов, которые оседали «в руках» отдельных сородичей (в первую очередь вождей, старейшин, жрецов и военачальников), приводили к социальному расслоению общества, появлению класса богатых и класса бедных.

3. Создаются органы, призванные управлять хозяйственными делами: земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей, строительством каналов, дорог, мостов, выполнением других общественных работ, обеспечивающие учет трудовых ресурсов, запасов сырья и продуктов, сбор налогов и иных платежей, выполнение других хозяйственно-организаторских функций.

Возникающие между различными классами и социальными слоями населения противоречия и конфликты с объективной необходимостью требуют выделение особых групп людей и их организаций, которые разрешают споры и конфликты, охраняют интересы имущих классов от притязаний неимущих, а также обеспечивают неприкосновенность своих внутренних границ и захват чужих территорий и богатств. Одним словом зарождается государственный аппарат, т.е. учреждения управления, охраны и принуждения, которые представляют собой материальное воплощение понятия «государство».

С помощью этого аппарата имущие, экономически господствующие слои населения (социальные группы, классы, блоки классов и т.п.) становятся и политически господствующими в обществе.

Указанные выше причины привели и к возникновению права, т.е. общеобязательных правил поведения, которые обеспечиваются мерами государственного воздействия.

Образование права шло в основном двумя путями. Во-первых, первобытные табу и обычаи государственный аппарат приспосабливает к экономическим, социальным и неизвестным ранее политическими условиями общественной жизни, охраняет их и карает за неисполнение или нарушение. Первобытные обычаи в данном случае становятся правовыми, т.е. общеобязательными и обеспеченными защитой и силой государства.

Во-вторых, государственные органы (цари, фараоны, суды и т.п.) создают новые правила (нормы), которые по-новому регулируют процесс производства, распределения результатов труда, торговлю, осуществление функций государства, учитывают имущественное, социальное и политическое неравенство людей.

В отличие от норм первобытного общества юридические нормы уже на ранних стадиях зарождения имеют, как правило, письменную форму закрепления, выражают волю прежде всего экономически и политически господствующих в обществе классов и социальных слоев населения, обеспечиваются в случае их неисполнения или нарушения специальными органами и мерами государственного воздействия.

Общие причины и закономерности возникновения государства и права в отдельных регионах и обществах проявляются по-разному. Науке известны особенности происхождения государства и права в определенных областях Азии, Африки, Европы и Америки. На процесс возникновения государства и права в этих регионах огромное влияние оказывали конкретно-исторические внутренние и внешние, экономические и социальные, идеологические и религиозные, географические и климатические, демографические, военные и иные факторы.

В Афинах, например, происхождение государства и права непосредственно связано с крупным общественным разделением труда, появлением частной собственности, классов и классовой борьбы внутри афинского общества.

В Риме кроме указанных причин на возникновение государства и права существенное воздействие оказала борьба плебеев, живших вне римских родов и обладавших значительной экономической и социальной силой, против патрициев (римской родовой знати).

При возникновении государств у древних германцев таким катализатором послужило завоевание данными племенами обширных чужих территорий, для управления и господством над которыми их родо-племенная организация не была приспособлена.

Для возникновения государств на Востоке (Китай, Индия, Египет, Вавилон и др.), где сложился так называемый «азиатский способ производства» (коллективная собственность на землю, значительная роль в экономической и социальной жизни сельской общины и т.п.), государственный аппарат формировался прежде всего для выполнения масштабных общественных работ и производственных функций (строительство ирригационных сооружений, дорог, мостов, укреплений и т.п.) и на первых порах выступал в качестве средства управления и эксплуатации родо-племенных и сельских общин, порабощения других народов, концентрируя значительные властные полномочия в руках отдельных лиц (монархов, царей, фараонов и т.п.).

Следует также иметь в виду, что отдельные государства возникают как рабовладельческие (например, в Афинах, Древнем Риме), другие (германские, русские и пр.) - как феодальные государства. Однако и те и другие уже существенно отличаются от родо-племенной организации социальной власти.

Эти отличия заключаются в следующем.

1. Государство представляет собой политико-территориальную организацию власти населения; эта власть осуществляется в пределах определенных границ. Родо-племенная организация власти, как мы уже отмечали, представляет личный союз кровных или предполагаемых родственников. Рода и племена могли перемещаться по определенной территории, но их организация власти сохранялась.

2. Первобытное общество характеризуется общественным самоуправлением. Власть исходит ото всего рода (племени) в целом. Институтами власти, которые выражают волю большинства или всех членов общества являются народное собрание, вожди, старейшины, жрецы, военноначальники. Власть в государстве осуществляется специальными органами (царями, правительствами, судами и т.д.), которые выражают волю и защищают интересы прежде всего имущих слоев населения.

3. Поскольку этот аппарат ничего не производит, то на его содержание требуются налоги и другие сборы с населения.

4. Все сферы жизни в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями и табу. В государственно-организованном обществе наряду с данной разновидностью социальных норм основная роль принадлежит уже праву (закону).

Право, во-первых, регулирует хозяйственную, торговую и иную деятельность в интересах имущих классов и слоев населения; во-вторых, выражает волю не всех или большинства членов общества, а незначительной части населения, прежде всего волю политически и экономически господствующих классов, государственные интересы; : в-третьих, оно, как правило, имеет письменную форму выражения и закрепления; в-четвертых, обеспечено государством, в том числе и мерами государственного принуждения. Здесь уже одни слои населения (классы, их блоки и т.п.) могут навязывать свою волю другой части населения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.