Существуют следующие основные теории права: естественно-правовая, историческая, нормативистская, материалистическая, психологическая, социологическая.
Естественно-правовая теория - право есть совокупность естественных прав человека (период буржуазных революций XVII - XVIII вв.: Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и др.)
Главными идеями выступают следующие:
1) разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного.
2) право по существу отождествляется с моралью, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы.
3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.
Историческая теория -право есть совокупность правовых обычаев (конец XVIII – нач.XIX в.: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.)
Основные идеи:
1) право - историческое явление, которое возникает и развивается постепенно, стихийно.
2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия).
3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права человека.
Нормативистская теория - право есть пирамида не зависящих от сущего норм(в XX в.: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.)
Основные идеи:
1) исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы.
2) право - это сфера должного, а не сущего.
3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.
Материалистическая теория -право есть возведенная в закон воля господствующего класса(в XIX - XX вв.: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и др.)
Основные идеи:
1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление.
2) содержание выраженной в праве классовой воли определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть.
3) право - это такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.
Психологическая теория - право есть правовые эмоции личности (в XX в.: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и др.)
Основные идеи:
1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство.
2)понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма).
3) все правовые переживания делятся на 2 вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные).
Социологическая теория - право есть реализация законов, юридические действия (в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд). (Юр. действия - это жизненные обстоятельства, происходящие по воле людей).
Основные идеи:
1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего.
2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физ. и юр. лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права.
3) формулируют такое "живое" право, прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности.