Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность. Типология государства проводится в основном с позиции 2 подходов: формационном и цивилизационном.
1)Формационный подход:
Критерием деления государств служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе произв-ва, а значит, и базис исторического типа общества. Согласно марксисткой типологии 4-м типам общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), 4-м типам экономич. базиса соотв-ют 4 типа гос-ва: Рабовладельческое гос-во (исторически первая государственно-классовая орг-ция общества, в которой произошел распад общ-ва на враждебные классы, отличия м/у которыми заключались в разнице по отн-ю к средствам произв-ва. Один класс стал собственником земли и орудий труда, а также и самого производителя - раба). Феодальное гос-во - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков. Буржуазное гос-во - диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств произв-ва, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное гос-во проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное гос-во. Социалистическое гос-во. Егопоявление связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой гос-ной машины, с установлением диктатуры пролетариата (рабочий класс). Считалось, что освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков, национализация средств произв-ва приведут к невиданному росту производительности труда, народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни, привлекут их всех к участию в управлении делами гос-ва и общ-ва. Т.о., высшей фазой социалистического общ-ва станет коммунизм.
Достоинства формационной типологии: а)продуктивна сама идея делить гос-ва на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; б)она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития гос-ва.
В основе лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. (А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер, М. Вебер).По мнению Тойнби, вся мировая история, насчитывает 26 цивилизаций. Цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и др. признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.
Достоинства цивилиз-го подхода: 1)определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях; 2)в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная типология государств.
Недостатки:1)недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; 2) по сути дела это типология не столько гос-ва, сколько общества.
Гос-во - только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия. В силу того факта, что типология государства является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга.