Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государство и церковь: основные принципы взаимодействия



Историю почти всех государств можно рассматривать как взаимоотношения светской и церковной властей, гocyдapcтвa и религиозных организаций. Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Проблема церковно-государственного взаимодействия отраженна в разнообразных культурно-исторических формах и принципах их взаимодействия. Одними из таких принципов (форм) являются:

1) Принцип взаимодействия церкви и государства, когда практически отсутствует центральная государственная власть, а верховный церковный иерарх в то же время осуществляет и функции правителя (пaпoцeзapизм). Для католических государств подобная форма взаимодействия свойственна, в которых первосвященник, Папа римский, держит в своих руках не только церковную, но и государственную власть (Ватикан, Иран, Пакистан)

2) Принцип взаимодействия церкви и государства, когда государство присваивает себе власть и многие функции церкви, ставя ее в зависимость от государственной идеологии (цeзapoпaпизм). В светских государствах, основывающихся на принципе отделения государства и церкви, появились две модели цезаропапизма: сепарационная и кооперационная. Сепарационная (отделительная) модель не предусматривает сотрудничества. Она обозначает 4 функции светского государства в религиозной сфере: правовое регулирование создания, деятельности и ликвидация религиозных объединений, фиксация религиозных объединений, контроль над соблюдением ими законодательства; принципа отделения религиозных организаций от государства во всех сферах; защита прав верующих и их объединений. (Франции, Ирландии)

Сотрудничество государства предполагает кооперационную модель и различных религиозных организаций в форме объединения дела (кооператива) в разнообразных сферах. Имеется предположение, что, обладая наиболее полной информацией о подобающей сфере общих отношений и имея реальные рычаги влияния на религиозные объединения, государственные органы могут оптимальным образом сотрудничать с избранными концессиями. Например, такая модель существует в Австрии, Бельгии, Германии, Португалии, Испании, Италии. Для России кооперационная модель оптимальна, вследствие того что она целиком выражает дух нашей истории и специфику сферы отношений государства и религиозных организаций.

3) Принцип взаимной свободы (симфония властей), т.е. обоюдное сотрудничество, взаимная ответственность и взаимная поддержка без вмешательства одной стороны в исключительную компетенцию другой. Но если обе стороны взаимно вольны, то это не означает всецелой их отдельности. Принцип «Симфония властей» был только идеалом и никогда в жизни не была реализована в безупречной форме. Нарушение ее в основном всего совершалось со стороны государства, но и церковь, со своей стороны, впадала в соблазн пожертвовать суверенностью ради протекции державы.

В современном мире гос-во обычно является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. (Светское гос-во - это гос-во в котором отсутствует официальная религия, все религиозные объединения отделены от государственной власти и равны между собой, т.е. регулируется гражданскими нормами, а не религиозными; решение государственных аппаратов не могут иметь религиозного обоснования) Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. т.е.разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга.

Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие гос-ву: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций гос-ной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к гос-ной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за гос-вом.

Гос-во не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деят-ть в качестве юр. лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с гос-вом, его законод-вом и властными органами. Церковь ожидает от гос-ва уважения к ее каноническим (канон-правило) нормам и иным внутренним установлениям.

Также в современном мире выделяют правовые формы взаимодействия гос-ва и церкви: 1.Теократическое государство – это государство, в котором глава государства выполняет функции верховного священнослужителя, в стране установлена государственная религия, а государственная власть принадлежит церкви. основным источником права являются религиозные нормы. (Ватикан, Иран, Пакистан и др). 2. Светское государство – это государство, в котором отсутствует официальная религия, все религиозные объединения отделены от государственной власти и равны между собой (Российская Федерация, Франция и др.). Клерикальное государствогосударство, где власть сливается с церковью, однако, в отличие от теократического государства в стране не запрещаются другие, кроме государственной религии. (Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Израиль).4. Атеистическое государство - это государство, в котором любая религия запрещена, а религиозные объединения преследуются по закону. запрещается издание и распространение любой религиозной литературы, проповедование и агитация. (бывший СССР).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.