Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные виды форм права



1. Правовой обычай — исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного и длительного использования обычное правило поведения, санкционированное государством. В литературе выделяют два формальных требования, предъявляемые к правовому обычаю: 1) он должен существовать и использоваться весьма продолжительное время; 2) не противоречить действующему праву.

Именно с данной формы начиналось развитие права. По мере развития общества и систематизации признанных государством обычаев были созданы «Русская правда», «Салическая правда» и другие сборники обычного права. Современное государство по-разному относится к различного рода обычаям. Одни из них, отражающие расовую и религиозную нетерпимость, неравноправие полов, противоречащие общественной морали и т.д., как правило, запрещаются законом (ст. 232 УК РСФСР — выкуп за невесту). Другие, эффективно регулирующие общественные отношения, напротив, признаются судебной и арбитражной практикой, поощряются и санкционируются законодателем.

Отмечая общественную значимость и рациональность обычая, он предлагает руководствоваться его содержаниями. Причем обычай не воспроизводится в этом акте текстуально, на него делается лишь ссылка. См., например, ст. 130 КТМ РФ «срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для перевозки груза, определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки», или ст. 19 ГК РФ.

Обычаи, как правило, регулируют такие «деликатные» отношения, в которые вмешательство государства или нежелательно, или преждевременно. Поэтому они сохраняют большее значение в отраслях частного и меньшее в отраслях публичного права.

2. Правовой прецедент — такое решение государственного органа, которое принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел. Его разновидностями являются судебный и административный прецедент.

Формально он может выражаться как в единичном, персонально определенном решении высшей судебной или административной инстанции, так и в нормативном обобщении практики, обеспечивающей единство правоприменительной деятельности. Правоположения, содержащиеся в отдельных ращениях судов, служат правовой базой при создании прецедента.

Специфическое преимущество данной формы права состоит в том, что ее создает руководящий орган, обеспечивающий координацию повседневного применения права и способный учесть наиболее целесообразный опыт, разнообразие и динамику общественной жизни. Причем в прецеденте обязательно не все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего прецедентное решение или приговор. В этой позиции отражаются основополагающие принципы национальной правовой системы.

Основанная на них правовая аргументация определяющая специфику выработанного правоположения составляет правовой прецедент. Все остальное означает лишь попутно сказанное. Своеобразие прецедента может быть выражено и в целом комплексе решений, акцентирующих внимание на различных аспектах типичной жизненной ситуации. При этом судье, в последующем рассматривающему конкретное дело, предоставляется широкая возможность проявления личного усмотрения, так как при отсутствии полного тождества сравниваемых ситуаций именно он оценивает степень их аналогичности. Только судья, при оценке деяния в целом решает, какому из обстоятельств (индивидуальные качества личности, взаимоотношения субъектов, объективные составляющие) следует придать наиболее важное значение. Ведь особенно в гражданском праве, материальный закон это не всегда может учесть.

Степень обязательности прецедента зависит от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чье решение является прецедентом по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентом. Своеобразие прецедента состоит и в том, что он обладает не только убеждающей, но и принудительной силой. Все нижестоящие судьи не вправе уклоняться от использования соответствующего прецедента. Прецедент оказывает связывающее влияние на все связанные с ним последующие решения. Сам же правотворческий орган минимально связан своими решениями прецедентного характера. Он может, при необходимости изменять или преодолевать их, создавая новые нормативные предписания. При этом следует иметь в виду, что создание прецедента требует от руководящего органа соблюдения некоторых формально-юридических процедур. Кроме того, общеобязательный характер прецедента должен подтвердиться его официальным опубликованием в специальных сборниках. Таким образом, использование прецедента характерно для стран с особой правовой культурой и независимым положением суда в системе государственной власти.

В Российской Федерации наличие судебного прецедента подтверждается использованием прецедентов Европейского суда по правам человека, а также с деятельностью Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ, их руководящие указания наряду с нормами права составляют основу решений судов первой инстанции. Благодаря выполнению функции нормоконтроля они признают юридически ничтожными нормы некоторых правовых актов. Тем самым данные органы активно вмешиваются в правотворчество, и становятся своеобразными негативными законодателями. Использование прецедента связано с невозможностью для правоприменителя с помощью традиционных форм устранить постоянно возникающие пробелы и неточности при регулировании общественных отношений. Это следствие неспособности законодателя вовремя реагировать на постоянно меняющуюся обстановку. Для российской судебной системы использование прецедента является вспомогательной, вынужденной мерой, так как суд не вправе отказать в юридической помощи даже в случае умолчания, неясности или недостаточности закона.

Судебный и административный прецеденты не следует отождествлять с судебной и административной практикой, которая представляет собой накопленный правовой опыт, выражающийся в деятельности по использованию уже сложившейся системы правил, приемов и способов формирования и уточнения значения правовых норм. Она является своеобразным источником (но не формой) права, о значимости которого свидетельствуют многочисленные справочники и сборники судебной, арбитражной, следственной, нотариальной и т.п. практики.

Правовой прецедент следует отличать от прецедента толкования. Если правовой прецедент вырабатывается при отсутствии необходимой юридической основы для принятия решения по делу, то прецедент толкования используется относительно уже существующего, но не ясного правового предписания.

Таковыми в большинстве случаев, являются постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного суда РФ содержащие в актах их официального толкования обобщенный опыт правоприменительной квалификации.

3. Нормативный договор — добровольное нормативное соглашение между равноправными правотворческими субъектами по поводу деятельности, представляющее их общий интерес.

Практика его использования особенно расширилась благодаря демократическим процессам, проходящим в России, изменениям в правовом положении политических, хозяйствующих и иных субъектов права.

Договор с нормативным содержанием это не только правовой институт объединяющий систему правовых предписаний, но и средство определения правовых позиций заинтересованных субъектов и регулирования их взаимной деятельности по достижению согласованной цели.

Он весьма удачно соединил преимущество частно-правового договора, обеспечивающего интересы частных лиц, с традиционно властными общенормативными способами регулирования. Участвующие в нем стороны связаны друг с другом не только взаимосогласованными правами и обязанностями, но и государственной волей, обеспечивающей общественное признание и гарантированность прав и обязанностей.

Примерами нормативного договора могут послужить многие международные договоры, договоры между федеративным центром и субъектами Федерации, а также собственно договоры с нормативным содержанием, один из участников которых, обладая публично-властными полномочиями, на основе взаимной договоренности с другой стороной, устанавливает взаимные права и обязанности неопределенного круга лиц (коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией и т.д.). К их числу можно отнести типовые договоры, являющиеся своеобразной формой приглашения к сотрудничеству. Одна из разновидностей — это договор присоединения.

Любой нормативный договор характеризуется следующими свойствами:

- нормативностью содержания, выражающего правовой алгоритм последовательной деятельности субъектов по достижению поставленной цели;

- добровольностью заключения, согласием сторон по всем существенным аспектам договора. Содержание договора определяется не столько государственным волеизъявлением, сколько волевым усмотрением контрагентов.

В нем отражаются их реальные интересы и возможности, а также средства обеспечивающие достижение общей цели. На основе правового дозволения субъекты сами определяют свои взаимные права и обязанности, руководствуясь своими интересами, таким образом, активной правотворческой силой становится сознательная и свободная воля непосредственных участников договора; равенством сторон; общностью интереса; эквивалентностью взаимной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. Государство не только признает условия договора, но и обеспечивает его претворение в жизнь (ст. 8 ГК РФ).

Его следует отличать как от договоров-сделок (купля-продажа, дарение и т.д.), имеющих индивидуально-разовый характер, так и от нормативно-правовых актов, принятых в одностороннем порядке властными органами.

4. Нормативно-правовой акт — принятый в особом порядке официальный акт — документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Широко используется во всех современных правовых системах (особенно в странах романо-германской системы права).

Преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права связаны прежде всего с повышением роли государства как координатора общественной жизни, выявляющего общий интерес и обеспечивающего его централизованное осуществление, со способностью адекватно и оперативно реагировать на изменения общественных потребностей, с документально письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести необходимую информацию до адресата и т.д.

Как следует уже из самого наименования, это — акт, обладающий двойственной природой, т.е. одновременно и нормативный и правовой. Его следует отличать и от нормативных, но не правовых актов (уставов политических партий, инструкций по пользованию бытовой техникой и т.д.) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т.д.). Данное отличие наглядно проявляется при комплексном анализе признаков нормативно-правового акта.

1. Это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от компетенции органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами, формируя соответствующее содержание в установленной законом форме внешнего выражения.

2. Это — акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Эти нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.

3. Это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и конструкций построения текста.

4. Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно-правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания (с соблюдением требований регистрации, официального опубликования) и реализации.

5. Достижение целей нормативно-правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

Следует иметь ввиду, что нормативно-правовые акты, действующие в границах определѐнного государства, объединяются в замкнутую иерархическую систему. Каждый из элементов этой системы должен соответствовать не только компетенции органа, но и иерархическим связям системы в целом. Тот нормативный акт, который вступает в противоречие с конституцией или актом более высокой юридической силы выпадает их данной системы и по существу становиться формой проявления правонарушения. Так что, не любой акт правотворчества содержащий нормы права, является нормативно-правовым актом.

Особо следует обратить внимание на отличие нормативно-правового акта от акта применения права. Это важно для правильного определения порядка их опубликования, вступления в действие, систематизации, конституционного контроля, механизма реализации и т.д. Однако это отличие иногда довольно сложно определить и профессионалу. Тем более, что достаточно широкое распространение получили смешанные акты. Для этого необходимо использовать совокупность следующих отличительных признаков:

1) нормативно-правовой акт содержит правила поведения общего характера и регулирует определенный вид общественных отношений. Он рассчитан на множество типичных ситуаций, а акт применения права регулирует конкретное жизненное отношение, разрешает оперативную ситуацию;

2) нормативно-правовой акт сохраняет действие независимо от исполнения предписания, а акт применения права рассчитан на единичный случай, носит разовый характер;

3) нормативно-правовой акт адресуется неопределенно большому количеству лиц, оказавшихся в типичной жизненной ситуации, а акт применения права имеет конкретных индивидуально-определенных адресатов.

Виды нормативно-правовых актов:

1. По субъектам правотворчества: акты, принятые в порядке референдума; нормативные акты государственных органов; нормативные акты иных социальных организаций; совместные нормативные акты.

2. По срокам действия: акты неопределенно-длительного действия; временные акты.

3. По сферам действия: общефедеральные акты; нормативные акты субъектов Федерации; акты органов местного самоуправления; локальные акты.

4. По юридической силе: законы; подзаконные акты.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.