Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правовая культура общества. Правовая культура общества — часть общей культуры, представляющая собой систему



Правовая культура общества — часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

69.Правовая культура личности

Правовая культура личности

Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие её правомерную деятельность.
Правовая культура личности предполагает:
1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);
2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);
3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно — в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нём как о социальной ценности, и главное — активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности — это её позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

70.Правовой нигилизм и идеализм

Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.[1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, тормозить развитие правовой системы.

Правовой нигилизм может быть активным или пассивным;[2] бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.

Проявления правового нигилизма

Многими теоретиками права правовой нигилизм указывается как одна из причин совершения преступлений, так как он характеризует посредством низкого правосознания отсутствие уважения к праву, и преимущественное неиспользование его в повседневной жизни, когда личность или группа, прежде всего, руководствуется в своих действиях традициями, политическими, экономическими или иными интересами, но не законом.

Правовой идеализм

Некоторые исследователи среди прочих причин правового нигилизма выделяют также правовой идеализм, т.е. чрезмерную веру в способность права решать любые проблемы, с которыми сталкивается человек (или общество) в процессе с своей деятельности. В рамках этого подхода утверждается, что правовой нигилизм возникает по причине разочарования в праве, т.е. тогда, когда человек убежден в силе правовых норм, однако не имеет достаточных навыков или знаний для их реализации, что и приводит к отрицанию права в целом[8].

71.Правовое воспитание

 

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Кформам правового воспитания относятся:

§ правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

§ правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);

§ правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

§ юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего,убеждение ипринуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся:

§ на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

§ устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

 

74. Понятие и сущность законности

 

Понятие «законность» является комплексной категорией, раскрытие которой возможно в рамках системного подхода. В контексте системного анализа законность характеризует все проявления права в обществе, результатом которых является урегулированность общественных отношений в целом на основе социальной справедливости и верховенства прав человека. Урегулированность общественных отношений означает состояние их соответствия праву, иначе говоря, их правомерность. В ней выражается позитивное отношение общества к праву, которое проявляется: во всеобщем уважении к закону и обязательном его исполнении всеми субъектами права; в реальных гарантиях прав и свобод человека и гражданина, их защиты от любого произвола. В этом случае законность можно определить как режим общественно-политической жизни, основанный на правовом характере ее организации и выражающийся в требовании точного, строгого и неукоснительного соблюдения и исполнения действующих правовых актов всеми органами государства, должностными лицами и гражданами.

Сущность законности состоит в добросовестном и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов, которое и обеспечивает состояние правомерности общественных отношений.

Содержание законности как состояния урегулированное™ общественных отношений в соответствии с принципами свободы, справедливости и гуманизма многоэлементно.

Во-первых, оно может возникать только на основе общеобязательности права, которое состоит в соответствии поведения субъектов права предписаниям правовых норм. Правомерное поведение всех участников правоотношений должно опираться на идеи законности, осознание преимущества, выгодности, полезности законосообразного поведения, при котором не будут ущемляться права и законные интересы граждан.

Во-вторых, средства и методы реализации идеи законности должны носить правовой характер. Установление режима законности как состояния: правомерности общественных отношений, т.е. их полного соответствия праву, связано с деятельностью государства, которое само должно рассматривать законность как принцип деятельности государственных органов и должностных лиц. В этом смысле беззаконие и произвол, принятие волюнтаристских решений должны быть исключены из деятельности должностных лиц.

Вышеперечисленные элементы содержания законности выступают в качестве необходимого условия нормального функционирования общества и государства. Законность как режим общественной жизни, состоящий в требовании точного и неукоснительного соблюдения всеми субъектами права законов, воплощена в гражданском обществе. Именно здесь идея законности опирается на всеобщность права, реальную гарантированность прав и свобод личности.

75. Принципы законности

Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Принципы законности — это обусловленные характером формирования и функционирования правовой системы исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в основе требований к поведению субъектов правовых отношений.

1. Верховенство закона (обеспечивает иерархическую стройность системы нормативных актов, когда подзаконный правовой акт не противоречит закону)

2. Единство законности (предполагает её действие на всей территории государства);

3. Всеобщность законности (подразумевает её действие на всех лиц);

4. Целесообразность законности (способствует достижению целей государства и общества, которые выражаются в праве, в законе);

5. Равенство перед законом (предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам);

6. Гарантированность основных прав и свобод граждан (всеобщая защита индивида и необходимость обеспечения приоритета общегуманитарных ценностей);

7. Неотвратимость наказания за совершённое правонарушение (характеристика юридической природы законности);

8. Взаимосвязь законности и культурности (характеризует нравственную природу законности; без достижения определенного уровня правовой культуры всеми субъектами права, населением страны в целом, невозможно обеспечить должный уровень законности).

76. Гарантии законности

Гарантии законности — это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.