Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура гражданского общества. Гражданское общество представляет собой горизонтально структурированную



Гражданское общество представляет собой горизонтально структурированную совокупность независимых общественных организаций и ассоциаций, дистанцировавшихся от государственных и коммерческих структур и функционирующих в соответствии со своими целями и задачами ради реализации общественных интересов.

Общественные организации объединяются в соответствии со своими целями и задачами, а также в рамках реализуемых проектов. Например, по защите окружающей среды в рамках какой-либо региональной проблемы. Многие образовательные организации, например, университеты и библиотеки организованы как некоммерческие организации, что позволяет им получать гранты от различных благотворительных фондов и иметь налоговые льготы от государства.

Финансируются данные организации в рамках заявленных проектов на конкурсной основе со стороны множества различных правительственных и неправительственных национальных и международных благотворительных фондов, также имеющих свою специализацию: защита окружающей среды, продвижение демократии в конкретной стране, защита прав человека и т. д. Например, фонд Рокфеллера поддерживает различные образовательные проекты по всему миру, проекты в сфере здравоохранения и т. д. или крупнейший в мире благотворительный фонд Билла и Мелинды Гейтс, поддерживающий проекты в области здравоохранения и борьбы с бедностью.

Благотворительные фонды посредством своей политики выделения грантов в значительной степени управляют деятельностью некоммерческих организаций, осуществляя мониторинг, курируя реализацию проектов, а также определяя гуманитарные технологии, применяемые в проектах.

43. Подходы к пониманию сущности права

Сущность права в концентрированной форме отражает главные, устойчивые свойства этого явления, позволяет установить его природу, качественную определенность и востребованность в общественной жизни.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

§ любое право — это, прежде всего, социальный регулятор (формальная сторона);

§ интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к изучению сущности права:

1. классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса);

2. общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

46. Соотношение Г и П

В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

§ тоталитарная (государство выше права и им не связано);

§ либеральная (право выше государства);

§ прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

Тоталитарный подход

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

Либеральный подход

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

Прагматический подход

Прагматический подход к рассматриваемой проблеме позволяет в определенной мере интегрировать этатистские и либеральные взгляды и в то же время избежать крайностей в оценке связи права и государства. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Рассматриваемый подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и государством, избежать односторонности, понять, ч то дает право государству, выяснить истинную роль государства в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке. Кроме того, анализ такого рода зависимостей имеет принципиально важное значение для всей российской общественной практики.

47. Основополагающие идеи права

При́нципы пра́ва — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.

С одной стороны, они выражают некие закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в закон, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, к межотраслевым — принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

49. Социальный регулятор.

Под Социальным регулированием следует понимать, осуществляемое при помощи различных средств и методов, регулирование отношений между человеком с одной стороны и людьми (их объединениями), силами и объектами природы, техникой с другой стороны, в целях их совершенствования и упорядочения.

В зависимости от того, какие социальные регуляторы (нормативные и основанные на них индивидуальные средства) участвуют в социальном регулировании, можно выде­лить правовое регулирование (оно осуществляется при помощи норм права и индивидуальных правовых средств), моральное (или нравственное) регулирование (осуществляется при помощи норм морали и основанных на них индивидуальных средств), традици­онное (обычное) регулирование (осуществляется при помощи обычаев и традиций и основанных на них индивидуальных средств), корпоративное регулирование (осуществляется при по­мощи корпоративных норм и основанных на них индивидуальных средств) и т. д[257]. В этой классификации можно выделить столько видов социального регулирования, сколько видов нормативных и основанных на них индивидуальных средств будет выделено.

В зависимости от субъектов, осуществляющих социальное регулирование, можно выделить:

1)регулирование, осуществляемое обществом или его ча­стью. Сюда можно отнести, например, регулирование обществен­ных отношений при помощи обычаев или норм морали и соответ­ствующих индивидуальных средств;

2)государственное регулирование. Это регулирование обще­ственных отношений при помощи норм позитивного права и ин­дивидуальных правовых средств;

3)регулирование, осуществляемое негосударственными объединениями. Это регулирование общественных отношений при помощи правовых или корпоративных норм и основанных на них индивидуальных средств[258].

50. Правовые и технические нормы в обществ жизни

Регуля́торы обще́ственных отноше́ний — совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.

В любом обществе существует множество самых различных правил поведения, складывается и действует целая система регуляторов общественных отношений. Ещё в первобытном обществе действовали свои регуляторы —- система мононорм(ритуал, миф, обычай), регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения[1].

Существующие в современном обществе регуляторы подразделяются на две большие группы: социальные и технические. В юридической литературе также выделяются стихийные регуляторы.К техническим регуляторам относятся технические нормы.Техническая норма — правила эксплуатации технических средств и механизмов, регулирующие отношения между человеком и внешним миром (природой или техникой), которые не имеют социального содержания (Строительные нормы и правила,ГОСТы, Правила дорожного движения,Инструкции по эксплуатации бытовых приборов).

51-56 Типы правопонимания

Типологию правопонимания можно определить как метод философско-юридического познания права, основу которого составляет теоретическое расчленение права как целостного системного феномена на элементы с последующим сведением этих элементов в обособленные типовые группы — типы правопонимания.

Соответственно тип правопонимания - это обобщенная идеологизированная модель права, отражающая общие существенные признаки определенного множества конкретных правовых представлений и понятий, которые, в свою очередь, соответствуют этой идеологизированной модели как определенному формальному образу. В данном случае следует согласиться с точкой зрения А. В. Полякова, по мнению которого «определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наибо­лее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения».

Принадлежность к тому или иному типу правопонимания имеет определяющее значение для любого конкретного учения о нраве. «Именно тип правопонима­ния, — пишет в этой связи В. С. Нерсесяпц, — определяет парадигму (смысловую модель, принцип и образец) юридического познания, собственно научно-правовое содержание, предмет и метод соответствующего учения о праве».

Проблема типологии правопонимания является, в достаточной степени сложной и не имеющей однозначного решения на сегодняшний день. Для упорядочения научных подходов к решению данной проблемы представляется целесообразным упорядочить их и выделить два направления: традиционное правопонимание (юридический позитивизм (нормативизм), юснатурализм (естественное право), социологическая юриспруденция); интегративное правопонимание (либертарно-юридическая концепция правопонимания, коммуникативная концепция правопонимания, реалистический позитивизм).

 

Юридический позитивизм (нормативизм) (И. Бентам, Д. Остин, Г. Кельзен, Г. Ф. Шершеневич и др.).

В рамках данного подхода право представляет собой систему общеобяза­тельных, формально определенных норм, выражающих государственную волю (классовую или общенародную), которые установлены, санкциониро­ваны и охраняются от нарушений государством.


Нормы права рассматриваюся как некие правила, модели (должного, воз­можного, недопустимого) поведения, они «фиксируют не то, что есть, а то что должно быть. Нормы не могут быть истинными или ложными. Характери­стикой истинности и ложности они не обладают». В контексте нормативистского подхода право представляет собой материализованную волю государ­ственной власти и носит производный от государства характер. Никакого иного права, кроме опирающейся на государство системы нормативных уста­новок, не существует. В свою очередь обязательность правовых норм происте­кает не из нравственности, а из обеспечивающего правовые предписания го­сударственного принуждения.

Социологическая юриспруденция (Э. Эрлих, К. Лавеллин, Д. Фрэнк, С. А. Му­ромцев и др.).

Право в соответствии с социологическим подходом представляет собой сово­купность правил поведения, которые возникают и приобретают общезначимый характер не по воле государства, а в силу объективных закономерностей об­щественного развития. Государство, заботясь о сохранении и динамическом развитии общества, наделяет юридической силой (обеспечивает системой юридических гарантий и санкций) уже сложившиеся в обществе правила, которые в силу своей социальной полезности признаются полезными и для государства.

Кроме того, социологический подход к правопониманию предполагает, что право приобретает свою фактическую (юридическую) значимость только в том случае, если оно реализуется, а раз так, то право - это не только совокуп­ность документов, содержащих правовые предписания, но и сами отношения, этими предписаниями регламентированные. Иными словами, в рамках соци­ологического подхода право — это неразрывная совокупность правовых норм и правоотношений, этими нормами регламентированных.

Юснатурализм (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.).

В рамках естественно-правового подхода обосновывается существование двух систем права — естественного и позитивного права. Позитивное, или положительное, право — это официально признанное право, действующее в пределах границ того или иного государства, получающее выражение в за­конах и иных правовых актах государственной власти. Естественное право в отличие от позитивного проистекает из природы человеческого разума и все­общих нравственных принципов. Поэтому оно разумно и справедливо, не ковано границами отдельных государств, распространяется на все времена и народы. Иными словами, естественное право - это некий идеальный образ, к которому следует стремиться. Как справедливо заметил в этой связи Г. Ф. Шершеневич: «Идеалу дается название "право", которому соответствует реальное снятие, и путем постоянного сочетания слова и понятия ум привыкает придавать идеалу ту реальность, какая соединена с названием».

Структуру естественного права образуют прирожденные, неотчуждаемые права человека, которые дает ему природа и «на пути осуществления которых в естественном состоянии не существует никакого барьера». К естественным и неотъемлемым правам человека прежде всего относятся: право на жизнь, свободу, равенство, продолжение рода и т. п. Соблюдение этих прав есть критерий справедливости, и потому их охрана является целью государства. В свою очередь, позитивное право, противоречащее требованиям нрава естественного, подлежит замене на такое положительное право, которое бы основывалось на естественных законах, способствовало бы практической реализации идей и принципов естественного права.

57. Правовой статус личности.

Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качеству человека и гражданина.

Виды правового статуса

Классификация 1

1. общий или конституционный статус человека и гражданина РФ

2. специальный или родовой статус определенной категории граждан

3. индивидуальный статус, который характеризует правовое положение определенной категории граждан в зависимости от пола, возраста и т.д.

Классификация 2

1. статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством

2. отраслевые правовые статусы

3. статус физического лица

Структура конституционного статуса личности

1. гражданство

2. правосубъектность - способность иметь и осуществлять своими действиями гражданские права и обязанности. Составляющими элементами правосубъектности являются правоспособность и дееспособность

3. основные права, свободы, законные интересы и обязанности

4. правовые принципы

5. гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность

Основа правового статуса личности

Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы, интересы, обязанности в единстве. Свобода личности является и ее правом.

Правовой статус личности закреплен в Конституции и основан на новой концепции прав человека. Он базируется в международно-правовых документах, которые устанавливают общие правовые стандарты прав и свобод личности, определяют тот уровень, ниже которого государство не может опускаться.[1]

Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности:

1. равноправие

2. неотчуждаемость прав и свобод

3. непосредственное действие прав и свобод

4. гарантированность прав и свобод

5. признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров

6. запрещение злоупотребления правами и обязанностями

7. запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод

58. Классификация прав свобод и обяз-тей чел-а и гр-на

Права и свободы первого поколения - это право частной собственности, право неприкосновенности личности, свободы совести, политические права - избирать и быть избранным в представительные (законодательные) органы государственной власти, в органы местного самоуправления и др. Указанные права и свободы человека нашли закрепление в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. во Франции, в Конституции США и др.

Права и свободы второго поколения возникли после второй мировой войны в условиях подъема демократии, когда с расширением личных и политических прав формулируются и находят признание в мировой практике социально-экономические и культурные права: право на труд и отдых, право социального обеспечения, право на образование, право на пользование достижениями культуры и др. Указанные права закрепляются, например, в конституциях Франции, Италии и других стран.

В последние десятилетия все большее признание находят права и свободы третьего поколения, обусловленные достижениями и одновременно неблагоприятными последствиями научно-технического прогресса: право на здоровую окружающую среду, право на объективную информацию, право на безопасность в различных сферах и др.

В юридической литературе конституционные права и свободы граждан делят на три основные группы:

- личные права и свободы граждан;

- социальные, экономические и культурные права и свободы;

- политические права и свободы гражданина.

Рассмотрим каждую из групп подробнее:




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.