Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Равенство перед законом



Теория Огюста Конта

Согласно Конту — общество (а следовательно, и государство) — органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».

19.Насильственная теория

В основе данных концепций лежат представления о возникновении государства как результата насилия (внутреннего или внешнего), например, путём завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения. Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические.

Теория Евгения Дюринга

Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу, — это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы.

Теория Каутского

Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побеждёнными. Из победившего племени формируется господствующий класс, а из побеждённого племени- класс эксплуатируемых. Каутский стремился увязать свои взгляды с марксистским учением о классах. Но классы у него появляются не до возникновения государства (как считает марксизм), а после.

20. Предпосылки возникновения права

Право возникает в силу тех же основных причин и условий, которые вызвали возникновение государства (см. выше). Общественная жизнь нуждалась в определенной упорядоченности. Это достигается с помощью социальных норм. Исторически первым регулятором общественных отношений были первобытные обычаи, но на этапе разложения родового строя они оказались не в состоянии регулировать усложнившиеся общественные отношения. В результате объективно возникла необходимость в качественно новом регуляторе общественных отношений (праве).

Правовозникаетв результате вызревания его норм внутри конкретного общества(основные способы), либо в результате заимствования (неосновные). Среди основных выделяют:
1. Перерастание первобытных обычаев в правовые, то есть санкционирование их государством. Правовымназывается обычай санкционированный (признаваемый) иобеспечиваемый (охраняемый) государством. На ранних этапах существования государства обычное право (как совокупность правовых обычаев) представляло собой почти все право данного общества, в дальнейшем оно постепенно вытесняетсяпозитивным (писанным) правом.
2. Правотворчество, то есть установление государством новых нормативно-правовых норм. По мере усложнения общественных отношений государство восполняло отсутствие в обычном праве норм посредством издания нормативно-правовых актов. Постепенно они становились основным источником права (особенно в странахромано-германской правовой семьи).
3. Создание правовых прецедентов. Прецедентэто конкретное судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, за которым государством признается общеобязательный характер для решения аналогичных дел в будущем. Такая норма может возникать, особенно если по данному делу отсутствуют правовые обычаи и нормативно-правовые акты. Прецедентное право существует практически во всех странах, но наибольшее развитие получило в странах англо-саксонской правовой семьи.

Заимствованиеправовых норм происходит в двух вариантах:
1. Рецепция права – добровольное использование правового опыта других стран;
2. Экспансия права – распространение в колониях права метрополий.

21. Теория естественного происхождения права

Теория естественного права объясняет происхождение права как естественный процесс. По мнению тех, кто разделяет эту теорию, естественное право – это те права и свободы, которые принадлежат каждому от рождения, т.е. по естеству. Их никто человеку не дарует. Это, прежде всего, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, равенство, собственность. Эти права неотчуждаемы, т.е. никто не вправе лишить человека этих прав, кроме как по закону, в случае применения к нему ответственности за нарушение требований норм права (например, лишение свободы за преступление). Естественное право как совокупность естественных прав и свобод человека воплощает в себе высшую справедливость, поэтому позитивное право, создаваемое государством, не должно противоречить ему.

Различение «естественного права» и «позитивного права» присуще и современной юридической науке. Оно также нашло свое закрепление в действующей Конституции РФ, где в ч. 2 ст. 17 записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

22. Позитивистские теории

ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА — учение, базирующееся на философии позитивизма: право порождено государством, оно есть продукт его нормотворческой деятельности. Эта позиция может быть выражена формулой: «право есть установление, приказ государства». Государство предшествует праву исторически и логически, право есть функция государства, и потому оно немыслимо без государства и до государства». Данную концепцию, возникшей вслед за естественно-правовым учением, склонны расценивать как противоположность теории естественно-правового происхождения права.

Основателем юридического позитивизма считают Дж. Ос­тина (1790—1859), предложившего командную теорию пра­ва. Право, по Остину, — это любые команды (повеления) су­верена. Команды — это, во-первых, обозначения желания и, во-вторых, способность нанести вред или ущерб за неудов­летворение желания. Суверен — это тот, кому привычно по­винуется большинство и кто обычно не повинуется никому. По существу своему команда суверена ничем не отличается от команды бандита. Представителем юридического позити­визма в современной юриспруденции является Г. J1. А. Харт. Ключевая особенность этатического позитивизма (си­ловая или государственная теория права) — трактовка пра­ва как продукта государства1. Право здесь определяется как совокупность норм любого содержания, установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой. При этом нередко момент при­нуждения в трактовке права гипертрофируется до само­стоятельного, право рассматривают не только как принуди­тельно защищаемые, а как принудительно реализуемые нормы, устанавливаемые государством (А. Я. Вышинский, советская юриспруденция), или как силу, мощь. «Право каждого простирается так далеко, как далеко простирается определенная ему мощь», — писал Б. Спиноза. Этатиче- ский позитивизм эволюционирует в волюнтаристскую вер­сию позитивизма, когда внимание в трактовке права акцен­тируется на волевом (произвольном) его характере. Право рассматривается как воля государства, государственной власти, класса (марксизм) или даже всего народа (совре­менная российская юриспруденция). Субъект, воля кото­рого составляет право, не важен, важно то, что право трак­туется как любая воля, любой произвол сильного и не имеет какого-то определенного содержания. Рассмотренные трактовки права страдают релятивизмом (относительно­стью), право в них — явление непостоянное, не имеющее определенного содержания и сущности, право неотличимо от неправа, следовательно, подменяется им. Особое место среди позитивистских концепций правопо- нимания занимает нормативистская теория Г. Кельзена (1881 — 1973). Кельзен поставил своей задачей создать «чис- туютеорию права», изучить право, несвязывая егос государ­ством, обществом, моралью. В чистом виде право, по мне­нию Кельзена, представляет собой совокупность норм, на­ходящих подтверждение в самих себе. Право представляет систему или пирамиду норм, в основании которой находит­ся «основная норма», содержание которой автором не рас­крывается. Каждая последующая норма вытекает из преды­дущей и оправдывается тем, что соответствует вышестоя­щей. На вершине пирамиды вслед за «основной нормой» располагаются нормы конституции, затем нормы законов, на нижней ступени — административные и судебные акты. Норма является правовой, по логике Кельзена, если она принадлежит этой пирамиде, создается в соответствии с вы­шестоящей нормой. Субъективное право в нормативизме, так же как и в большинстве других позитивистских тео­рий, — явление вторичное, производное от объективного права. Вопрос о содержании норм в нормативистской тео­рии игнорируется, право здесь —это любые посодержанию нормы, главное, чтобы они составляли замкнутую систему. С позиций нормативизма нормативная система фашистско­го или сталинского режима может называться правовой.

 

23. Основные подходы к определению сущности государства

Рассматривая содержание понятия «государство», следует отметить, что существуют различные подходык пониманиюсущности государства. Одним из широко распространённых является нормативный подход, суть которого заключается в интерпретации государства как совокупности норм, регулирующих поведение людей, социальные и политические отношения (Г. Кальзен).Своей масштабностью характеризуется институциональный подход, особенно распространённый во французской политологии (Ж. Бюрдо, М. Дюверже и др.). Государство при этом рассматривается как воплощение власти, как её институт, имеющий сложную социально-политическую природу и существующий в форме централизованной, иерархической структуры. Сторонники данного подхода полагают, что государство как централизованная структура отсутствовало в раздробленную феодальную эпоху и возникло только на исходе средневековья в ХVI в.

Глубокие корни имеет социологический подход. Ещё Аристотель (384-322 гг. до н. э.) рассматривал государство как социально дифференцированное общество. Им была сформулирована идея идеального государства, опирающегося на средний класс, наиболее умеренный в своих требованиях. Государство, по Аристотелю, должно служить общему благу.

Специфической разновидностью социологического подхода к государству является марксизм. Маркс соотнёс государство с другими сферами общества-социально-классовой структурой, с экономическими процессами. Сильная сторона этого подхода - историзм, постановка государства в исторический контекст, рассмотрение его развития как цепи последовательно сменяющих друг друга исторических форм. В духе марксистской традиции государство определяется как исторически обусловленная, выделившаяся из общества, детерминированная его экономическим строем классовая организация, которая осуществляет его суверенную власть при помощи специального аппарата, защищает данные общественные отношения, выступая, вместе с тем, как официальный представитель всего общества (Хлызов П. Г. Политическая система общества: Учеб. пособие. - Чита, 2000.- С. 37).

В конце ХIХв. стало утверждаться социологическое понимание государства как определённым образом организованного населения, как единство совместных действий (Г. Еллинек, Л. Доги и пр.). Дальнейшее развитие социологический подход получил в американской политической социологии, более ориентированной на изучение динамики государства, процессов его функционирования. Внимание американских исследователей сфокусировалось главным образом на социальной среде политических институтов - группах давления, электоральном поведении и т. д. В отличие от них западноевропейские политологи (М. Вебер, Р. Михальс и их западноевропейские последователи) сконцентрировались на теоретическом осмыслении олигархических и бюрократических тенденций в развитии политических институтов, в том и числе государства.

 

24. Соотношение понятий : государство, страна, полис, общество, население

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Страна́ — территория, имеющая определённые национальные, климатические (климатические страны и области), культурные (культурные страны и области), исторические (исторические страны и области) или политические границы (политические страны). Страна может как обладать государственным суверенитетом, так и находиться под суверенитетом другого государства (колонии, подопечные территории)

По́лис (др.-греч. πόλις, πολιτεία; лат. civitas) — античная городская гражданская община с массой неполноправных — c преобладанием рабов[2]; особая форма организации общества — политической организации (довольно часто государства).

Общество в широком смысле — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями[1]. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию.

Население — это совокупность людей, проживающих на данной территории. Это моментный показатель, который характеризует число проживающих на данной территории на определенный момент времени.

25. Государственная власть - это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).

Государственная власть:

-является властью публичной ( официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);

-является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства ,так и за его пределами;

-осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);

-обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);

-обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства ( для формирования бюджета - казны государства );

-распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

-издает нормативно-правовые акты.

26. Легитимность и легальность гос власти

Другими словами, легитимность власти – это

а) признание власти населением;

б) принятие власти как правомерной и справедливой;

в) наличие у власти авторитета в глазах населения.

Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.

Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение;

б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);

в) власть сама подчиняется закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

26-32 форма госудаства

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

1. социально-экономические, культурные;

2. исторические, национальные и религиозные традиции;

3. природные и климатические условия;

4. расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

1. порядок формирования органов государственной власти;

2. структуру государственных органов;

3. особенность территориальной самостоятельности населения;

4. характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5. специфику отношений государственных органов и населения;

6. приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

1. демократизм;

2. федерализм;

3. республиканская форма правления;

4. разделение властей;

5. политическое, идеологическое многообразие;

6. признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления;

7. государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации;

8. правовое государство;

9. социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой.

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

1. добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ;

2. равноправие субъектов Российской Федерации;

3. самоопределение народов, наций и национальностей;

4. государственная целостность;

5. разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.

33-34 Формационный подход

Формационный подход

Формационный подход к социально-политическому развитию исходит из предпосылки, что все государства, одни быстрее, а другие медленнее, развиваются по определённому сценарию, и все они рано или поздно должны прийти к одной форме общественно-политического устройства. Одной из самых известных универсалистских теорий является формационная теория, предложенная Карлом Марксом, в которой основным критерием классификации являются экономические отношения, а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Формационный подход выделяет следующие типы обществ:

  • Первобытно-общинное общество— отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства;
  • Рабовладельческое государство — появляются эксплуататоры, рабовладельцы, и эксплуатируемые, рабы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры;
  • Феодальное государство — в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне;
  • Буржуазное государство — эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым — пролетариат;
  • Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество — строй, при котором будет создано т. н.общество социальной справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём обобществления собственности.


Другая теория, подробно изложенная Фрэнсисом Фукуямой в книге Конец истории и последний человек, утверждает, что конечной точкой социального развития является либеральная демократия западного образца. Следует отметить, что в 2000-х Фукуяма пересмотрел свои взгляды, склоняясь в сторону цивилизационного подхода.

35-36 Цивил подход

Цивилизационный подход

Цивилизационный подход, в отличие от универсализма, считает, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития. В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Изначально Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

  • Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
  • Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
  • Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Сэмюэль Хантингтон выдвинул теорию "столкновения цивилизаций" в одноимённой книге. Согласно этой теории, существует 8 цивилизаций — культурных объединений, состоящих обычно более чем из одного государства и существующих на протяжении тысячелетий. Этими цивилизациями являются:

  • Западная цивилизация
  • Исламская цивилизация
  • Индуистская цивилизация
  • Синская (китайская) цивилизация
  • Японская цивилизация
  • Латиноамериканская цивилизация
  • Православная цивилизация
  • Африканская цивилизация

Согласно Хантингтону, по мере усиления контактов между этими цивилизациями будут нарастать культурные конфликты.

37. Предпосылки правового государства

Для формирования правового государства должны быть созданы соответствующие предпосылки, основы его существования.

1. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на равноправии всех форм собственности, которая здесь принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ. А только наличие самостоятельности и свободы собственности могут экономически обеспечить господство права, равенство всех участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвития.

2. Социальной основой правового государства является саморегулирующееся гражданское общество, в центре которого находится человек с его разнообразными интересами и запросами. Через систему социальных институтов создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих трудовых, творческих возможностей, обеспечиваются личные права и свободы, достойный уровень жизни для всех. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство – это одновременно и социальное государство.

3. Нравственной основой правового государства являются общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, исключение произвола и насилия над человеком.

Важнейшими предпосылками формирования правового государства также являются: достижение высокого уровня политической культуры и правосознания у широких масс для компетентного участия в управлении государственными и общественными делами; утверждение принципа плюрализма мнений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление принципов реальной демократии во всех сферах жизни общества.

38-41 Правовое государство признгаки и принципы

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и[прим. 1] фундаментальным принципам права[1][2][3]. Подчинённость деятельности верховных органов властистабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов[4][прим. 2]. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской юриспруденции[5] и «верховенством права» (англ. rule of law) в странах общего права[6]. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения[7]. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства[8].

Правовое государство требует наличия следующих институтов:

  • Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам[15][16].
  • Равенство перед законом, так, что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения[2][6].
  • Существование независимых, эффективных, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов[3][17].
  • Выполнение функции нормативного регулирования действий государства отделённым от исполнительной власти законодательным органом[6].

Принципы

Идеал правового государства не привязан к какому-либо национальному опыту, и среди важнейших принципов правоведы обычно выделяют верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защиту гражданских свобод. В то же время, реализация этого идеала в каждой стране имела множество индивидуальных особенностей, в силу различных обычаев и их истории. Институты правового государства также зависят от текущих задач, перед которыми стоит общество. Наиболее успешными оказались такие модели правового порядка, в которых[9]:

  • суды отделены от других ветвей власти (исполнительной и законодательной) и изолированы от внешнего давления;
  • судебные решения основаны на разумных толкованиях существующих законов;
  • существуют гарантии справедливого судебного разбирательства.

Правление по закону

Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать. Отсюда следует, что никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент и (при демократии) народ как целое, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом[2][15]. Правовые нормы могут издаваться и меняться только согласно действующим узаконенным или заранее оговоренным процедурам. Должны быть легальные и эффективные способы заставить правительство и любых должностных лиц подчиняться правовым нормам.

Правление по закону также является антитезой отсутствию правопорядка и самосуду[3]. Одна из главных задач государства состоит в обеспечении безопасности, в частности, государство должно быть единственным источником легитимного применения силы[20]. Правовые процессы должны быть достаточно прочными и доступными, а деятельность правоохранительных органов эффективной.

Равенство перед законом

Законы в равной степени относятся ко всем без исключений, в том числе к тем, кто издаёт законы[9]. Правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц.Юрисдикция судов, которые выносят постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех граждан[21].

Отступления от этой нормы в современное время получило название «избирательное правосудие»[22][23].

Обобщённость правовых норм. Законы должны формулировать условия своей применимости в общих чертах, не указывая на конкретные лица, организации или малые социальные группы[16]. Они не должны издаваться для решения конкретных задач, если при других обстоятельствах аналогичные действия властей были бы незаконными. Однако в ряде случаев требование обобщённости сталкивается с трудностями. Например, в социальных государствах некоторые нормы относятся к лицам чётко обозначенного социально-экономического статуса, и поскольку часть общества не считает эти законы оправданными, с точки зрения критиков, они представляют собой форму правовой дискриминации[12].

Равный доступ к правовой системе. В силу социального неравенства, некоторые люди имеют лучший доступ к ресурсам для защиты своих интересов и, следовательно, лучшие шансы на выигрыш судебного дела[9]. Корректировка подобных тенденцией часто сопряжена с объективными трудностями, которые осложняются вышеуказанным требованием обобщённости правовых норм и процедур.

Выполнимость

Законы должны быть такими, чтобы люди могли им следовать[16]. Как минимум, они должны существовать, быть доступны для ознакомления и содержать понятные (хотя бы юристу) требования. Создание неопубликованных или имеющих силу задним числом законов, внутренняя противоречивость или частая изменчивость законодательства делают его неисполнимым на системном уровне и оставляют возможность только избирательного применения. В частности, никто не может быть подвержен наказанию за поступки, которые не нарушали законодательство на момент их совершения[15]. Законы должны ясно и непротиворечиво формулировать критерии наказуемости, чтобы свести к минимуму произвол в их применении.

Законы также не должны входить в противоречие с устоявшимися общественными представлениями о справедливости[17]. Для этого в конституционных демократиях существует ряд институтов, в том числе, парламенты, состязательные и периодические выборы, свобода массовой информации.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.