Независимость суда от других ветвей власти и их изолированность от внешнего давления играют существенную роль в правовом государстве[2][6]. Если суд зависит от исполнительной власти, он может оказаться не в состоянии защитить подсудимого от нелегитимного применения силы. Если судебная власть смыкается с законодательной, свобода подсудимого может стать предметом произвольного регулирования.
Разделение властей также тесно связано с требованием, что в правовом государстве должно быть принципиально возможно перечислить все формы выражения государственной власти[24]. Нарушение этого требования привело бы к ограничению свободы граждан государства.
Правосудие[править | править вики-текст]
С процедурной стороны, правосудие обеспечивается за счёт того, что система права содержит полный набор заранее известных процедур и правил принятия решений, процесс применения которых отличается справедливостью, последовательностью и прозрачностью[25]. Принципы работы системы должны позволять обычным людям предсказывать, какие действия будут расценены как законные, а какие нет[17]. Правосудие становится непредсказуемым, например, если коррупция позволяет заведомым нарушителям избежать наказания или лишить владельцев их законной собственности, или если зависимые от исполнительной власти суды узаконивают её произвол.
Согласно профессору Нью-Йоркского университета Джереми Уолдрону, уголовные наказания должны назначаться при обеспечении следующих условий[26]:
рассмотрение дела в суде, который выносит решение беспристрастно на основании фактов, законов и изложенных в связи с ними аргументов;
компетентные и независимые от других ветвей государственной власти судьи;
сбор улик согласно установленным процедурам;
право присутствовать на всех существенных стадиях процесса;
право подготовиться к защите и на помощь адвоката;
право лично оспорить свидетельства в пользу обвинения;
право предоставить доказательства и аргументы в свою пользу;
право знать мотивацию суда, послужившую основанием для вынесения приговора;
некоторые возможности апелляции в высшую судебную инстанцию.
Например, если следствие использовало запрещённые законом средства дознания (пытки), для обеспечения процедурного правосудия суд должен исключить из дела любые доказательства вины подсудимого, добытые благодаря таким средствам[25]. То, что в результате преступник может быть оправдан, не должно приниматься во внимание.
В то же время государственные чиновники могут назначать штраф за мелкие административные правонарушения, если их действия можно опротестовать в суде при соблюдении вышеуказанных требований[26]. Следует отметить, что перечисленные права и свободы являются позитивными, то есть, формулируют активные обязательства государства, нежели защищают личность от его вмешательства.
Система правосудия также должна работать без неоправданных задержек, иначе это создаёт лазейки для произвола[17].
Защита прав человека
Сторонники естественно-правовых теорий утверждают, что никакие законы не должны покушаться на всеобщие права и свободы человека и гражданина[1][8]. Однако фактически в разных странах понимание прав человека различается[17]: в СШАсмертная казнь не считается лишением права на жизнь, в Скандинавии высокие налоги не рассматриваются как нарушение права на частную собственность, во многих странах Восточной Европы и Латинской Америки люди не видят противоречия между преследованием гомосексуалов и принципами равноправия. Некоторые правоведы полагают, что законодательная защита прав человека эффективна только при условии, что эти права имеют ценность в местной культуре.
42. Гражданское общество
Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе[1].
Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером[2]. Гражданское общество можно определить также как третий сектор, один из гарантов соблюдения прав человека,совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур, но не вне рамок государства как такового.
Признаки существования гражданского общества
· наличие в обществе частной собственности на средства производства;
развитая демократия;
правовая защищённость граждан;
определённый уровень гражданской культуры;
высокий образовательный уровень и высокая гражданская активность населения;
наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
самоуправление;
конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;