Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные подходы к понятию государства



В современном мире накоплено достаточно много подходов к пониманию государства. Это обусловливается

1. сложностью проблемы;

2. наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству.

Первые попытки определения государства и объяснения его людям были сделаны еще в древности.

В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия "государство", например:

· общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства (Н. Коркунов);

· естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка (Л. Гумплович;

· союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью (Л. Тихомиров);

· союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории (Е. Трубецкой);

· союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти (И. Ильин).

Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Но ни одно из множества известных определений государства не является исчерпывающим, они лишь позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:

1. государство - это продукт общественных отношений;

2. государство - это форма существования общества;

3. государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая структура всех сфер жизни общества (экономической, политической, социальной и духовной): «…с опреде­ленного момента развития общества государство является необходимым спо­собом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизне­деятельности»;

4. при любом определении государства речь идет и о системе властных государственных органов;

5. потребности общества определяют назначение, функции, цели и задачи государства.

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов.

Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой (И.Ф. Ракитская).

В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства. Так, В.Е.Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства:

·

· теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата);

· классический (государство как совокупность трех слагаемых - власти, территории, населения);

· юридический (государство - юридическая персонификация нации);

· социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении);

· кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями) .

А.Б. Венгеров отмечает, что обобщение взглядов многих философов и теоретиков позволяет рассматривать государство с помощью следующих подходов:

1. государство как союз, объединение людей для обеспечения их благоденствия, защиты;

2. государство как определенная коллективность, ассоциация, создаваемая публично-властными отношениями и институтами;

3. государство как аппарат, особый слой людей, призванных управлять другими людьми;

4. государство как инструмент, машина, предназначенная для осуществления справедливости;

5. государство как действительность нравственной идеи, живой развивающийся организм;

6. государство как орудие господствующего класса для подавления классовых противников.

Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения современных представлений, государство должно высту­пать как властная система, ради достижения конкретных целей организующая общество в границах определенной территории и координирующая главные стороны его жизни.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.