5. Показатели абсентеизма– количество самовольных невыходов на работу по уважительным и неуважительным причинам. Абсентеизм приводит к значительным издержкам в связи с необходимостью замены отсутствующих работников, простоя оборудования и дополнительных выплат, не зависящих от присутствия или отсутствия работника на работе.
6. Внутренняя мобильность и адаптация персонала– характеризуют изменения сотрудниками места работы в пределах организации и успешность адаптации новых работников и работников, сменивших должности внутри компании.
7. Показатели зарплатоемкости отдельных структурных подразделений– показывают экономическое значение структурного подразделения или группы персонала.
2.4. «Застава! В ружье!»: как организовать воинский учет
То, что невозможно изменить, нужно хотя бы описать.
Р.-В. Фасбиндер
Одной из чрезвычайно трудоемких сторон деятельности службы персонала является организация воинского учета в организации. Этот довольно хлопотный атавизм дошел до нас неизменным со времен социалистического строительства и того славного времени, когда служить в армии было модно.
Основные принципы организации воинского учета в нашем государстве изложены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 марта 1995 года № 292 «Об утверждении Положения о воинском учете». Воинский учет граждан Российской Федерации организуется в соответствии с четырьмя основными документами:
1) Конституцией Российской Федерации;
2) Законом Российской Федерации «Об обороне»;
3) Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»;
4) Положением о воинском учете в РФ.
Под воинским учетомпонимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и органами местного самоуправления. Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих призыву на военную службу в мирное или военное время. Полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных ресурсов, являются основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету.
Воинский учет преследует три основные цели:
1) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законами Российской Федерации «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе»;
2) определение количественного и качественного состава призывных и мобилизационных ресурсов в интересах их эффективного использования для обеспечения нужд обороны;
3) проведение плановой работы по подготовке необходимых военных специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных сил и других войск с мирного на военное время и последующего их доукомплектования личным составом.
Воинскому учету подлежат граждане:
1) мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, годные по состоянию здоровья к военной службе;
2) женщины, достигшие 18-летнего возраста, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность по перечню специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, а также граждане женского пола, имеющие воинские звания офицеров и не достигшие возраста 50 лет (не имеющие таких званий – 45 лет). Например, все медицинские работники подлежат особому учету и независимо от пола имеют военный билет и воинское звание.
Не подлежат воинскому учету:
1) граждане, освобожденные от воинской обязанности в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»;
2) женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
3) граждане, уже проходящие военную службу;
4) сотрудники органов внутренних дел;
5) отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы;
6) достигшие предельного возраста пребывания в запасе;
7) убывшие на постоянное место жительства за границу.
Существуют два вида воинского учета – общий и специальный.
• На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы (закреплены) за предприятиями, учреждениями и организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности на период мобилизации и военного времени.
• На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке закрепляются за предприятиями на период мобилизации и военного времени.
Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан осуществляют органы местного самоуправления. Предприятия осуществляют воинский учет граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Если на предприятии работает менее 500 сотрудников, работа по ведению воинского учета и бронированию (закреплению) кадров может возлагаться по совместительству в установленном порядке на одного из работников предприятия. Расходы, связанные с организацией на предприятиях воинского учета, производятся за счет средств этих предприятий.
Воинский учет граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, ведется на предприятиях по утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике личной карточке формы № Т-2, раздел 2 которой содержит сведения о воинском учете.
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел 2 личной карточки формы № Т-2, являются:
1) для граждан, пребывающих в запасе, – военный билет (временное удостоверение взамен военного билета);
2) для граждан, подлежащих призыву на военную службу, – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписное свидетельство).
В личных карточках формы № Т-2 граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, делается отметка «снят с воинского учета по возрасту» или «снят с воинского учета по состоянию здоровья».
Документы воинского учета не должны содержать сведения о национальности, об отношении к религии, о политических взглядах и принадлежности к общественным объединениям и движениям, другие сведения, которые могут стать причиной дискриминации гражданина, за исключением случаев, когда гражданин сам настаивает на включении таких сведений в документы воинского учета.