Все время хочется плясать от хорошего, но начинать снова будем от институтов. Раз в наших местах культурного и развивающего общения нас не учили создавать клубы, кружки по интересам, нам придется научиться делать это самим. Все время хочется посмотреть на западные образцы творчества в социальном конструировании — те, кто пробился в вуз, с большой долей вероятности могут вступить в студенческое общество, которое тянет своих все время и надолго. Типичный пример работающего социального конструктора — общество Йельского Университета под названием «Череп и Кости». Общество выдало на-гора десятки министров, политиков, президентов и занимающих крайне ключевые посты людей. Самое смешное было, когда оба участника этого общества вышли в финал президентской гонки в США.
Принципы конструирования таких компаний, которые с тобой на всю жизнь — это тема нашей следующей беседы.
Учителя
«Тогда явился Мерлин на большом черном коне и сказал королю Артуру…»
Томас Мэлори «Смерть Артура»
Практически любая историческая или мифическая личность имеет Наставника или Учителя. Наставником Александра Македонского был Аристотель. Петр I, не обнаружив учителей в тогда отсталой Московии, учился много лет в Европе. Тамерлан был не только сыном степей, он всю жизнь «качал науку», строил школы и университеты и сманивал к себе лучшие умы. Исторические масштабы разные, но суть в принципе одинакова. Воспитание детей в феодальной Европе подразумевало обучение будущего рыцаря сначала в качестве оруженосца. У монархов все детство проходило в процессе непрерывного обучения во всех областях знаний и физической культуры. Сегодняшняя элита от султана Брунея до русских олигархов обучает своих детей в лучших заведениях мира, стараясь подобрать лучших учителей.
Самое страшное и непоправимое, что делает «матрица» на этапах школы и университета — это отвращение к процессу обучения и неприятие к личностям учителей. Тяжело считать своим Учителем с большой буквы неудачников и взяточников. Посудите сами — какие эффективные стратегии успешности ребенок может моделировать с человека, который зачастую не имеет полноценной личной жизни, все мысли у него о выживании, и вообще работа надоела, но другого ничего делать не умеет? Да, есть крайне редкие исключения — один Учитель на несколько десятков. Или тысяч.
О влиянии роли наставников существует исследование в области социализации детей-детдомовцев. Так вот те, у кого был Учитель — педагог, которого они уважали и слушали, социализировались на восемьдесят процентов. Те, кто воспринимал педагогов исключительно как помеху и репрессивный орган — на двадцать процентов (остальные спились, сели на наркотики или в тюрьмы). На примере ситуации, когда прочие факторы (родители, родственники) отключены, мы получаем ясную и четкую картину: наличие Учителей — ключевой фактор становления личности. Вспомним столь любимую в России книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», где отец друга выступил тем самым Учителем жизни для маленького Роберта, тогда как родной отец транслировал ценности «матрицы».
«Матрица» построена таким образом, что никто не учит нас компонентам успеха — государству нужны дроиды на «АвтоВаз» за десять тысяч в месяц. Обучение в области взаимоотношения полов, финансовой самостоятельности, лидерства, известности, самореализации ведется в семье, в школе и в университете не то что на низком, а попросту на отрицательном уровне. Если ты разберешь истории успеха людей, много достигших в раннем возрасте, ты часто найдешь правильные убеждения и ценности, заложенные родителями либо учителями (к счастью, в Союзе и его бывших республиках были, есть и, надеюсь, будут Учителя по призванию, несмотря на всю объективную сложность ситуации с образованием).
Неважно, сколько тебе лет. Поговорка «Учиться никогда не поздно» вполне отражает стратегию мышления успешного человека. Другой вопрос, что поиск Учителя часто приводит человека в возрасте в «духовные» секты, сетевой маркетинг (активно эксплуатирующий этот поиск) и прочие отклонения. Почему отклонения? Давай разберем.
В секте с человека полностью снимается аспект личной ответственности — прописаны близкие к религиозным правила, и гуру просто замещает священника, рассказывая, как жить и чему верить.
В сетевом маркетинге наставник (информационный спонсор) это фактически начальник с функцией учителя жизни. То есть вместо гондона в костюме, заставляющего работать с утра до вечера, появляется кто-то, рассказывающий про свободную жизнь и пассивный доход.
Пассивный доход вообще самая жесткая наебка сетевого бизнеса — в качестве примера приводятся люди с высоких уровней сети и их жизнь. Вчерашний военный или врач, естественно, не догоняют, что ежедневные усилия по поддержанию работоспособности всей структуры занимают не меньше, а то и больше времени, чем непосредственная продажа всякой полезной фигни.
Я не спорю, что руководить структурой интересней, чем лично продавать знакомым какие-нибудь пищевые добавки. Только не надо про «пассивный» доход рассказывать. Что из этого следует? Очень простой вывод: основная задача наставника в сетевом бизнесе — добиться максимальных результатов у каждого «под» ним. То есть использовать всю, в общем-то, неплохую риторику а-ля-кийосаки для того, чтобы конкретный участник как можно больше продавал и с фанатичным блеском в глазах подписывал новых людей. Возможность заставить человека бегать кругами по городу и втюхивать всем продукт зачастую бесполезный с искренней верой, что именно это делает его «финансово свободным человеком будущего» — результат тотальной финансовой безграмотности населения.
В школе и университетах не учат понятиям активов, пасси-вов, управлению своими финансами, поэтому поле для деятельности людей с мозгами тут непаханое. Даже кредиты уже продают под лозунгами «финансовой свободы». Пример статистики из реальных источников: в России открыли брокерские счета два процента населения (ровно как и накопительного страхования). В США эта цифра сильно выше восьмидесяти процентов. Да и у нас реальные движения по счетам происходят на одном счете из десяти. Умение планировать свое будущее на десятилетия — это то, что делает человека лидером. Остальные не видят дальше года или двух, и с радостью идут за тем, кто знает, что делать в более отдаленной перспективе.