Общие вопросы, связанные с заключением сделок, регулируются ГК РФ.
В деятельности акционерных обществ особую значимость приобретает заключение крупных сделок. Вот почему вопрос о заключении крупных сделок законодатель счел необходимым урегулировать в Законе об акционерных обществах. Акционерные общества могут в своих корпоративных актах, посвященных порядку заключения сделок, связанных с приобретением или отчуждением обществом имущества, дополнять, развивать, конкретизировать законодательные установления. Именно это и делают многие акционерные общества, издавая на сей счет корпоративные нормативные акты, называемые обычно Положениями о сделках, связанных с приобретением или отчуждением обществом имущества.
Решение о сделках, стоимость которых не превышает 50% балансовой стоимости активов, должен принимать единогласно совет директоров, а если единогласие не достигнуто, то данный вопрос выносится на решение общего собрания. Если стоимость сделки более 50% балансовой стоимости активов общества, то решение о ее заключении принимается общим собранием, причем квалифицированным большинством – в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций.
Ведение договорной работы на предприятии регламентируется его корпоративными актами. Они имеют различные названия: «О ведении договорной работы на предприятии», Инструкция о порядке ведения договорной работы, Инструкция о порядке разработки и заключении договоров, Положение о порядке предъявления претензий и исков за неисполнение обязательств, Положение о ведении претензионной работы на предприятии и т.п. Как видим, акты, регулирующие договорную работу, могут как носить комплексный характер, так и отражать всего лишь одну ее сторону, стадию, вид.
Корпоративные акты, регулирующие ведение договорной работы, имеют специальный характер, поэтому они в отличие, например, от корпоративных актов, регулирующих управление корпорацией, утверждаются руководителем предприятия, а не общим собранием или советом директоров. В то же время корпоративные акты о ведении договорной работы относятся к разряду весьма важных, и их утверждение на более низком уровне (заместителями руководителя или начальниками юридических служб или договорных отделов) нецелесообразно. Договоры – это документы, от которых может зависеть судьба корпорации в целом, а не только какого-либо структурного подразделения.
Определяя при составлении инструкций (положений) о порядке ведения договорной работы перечень и функции служб и подразделений предприятий, ответственных за те или иные участки договорной работы, сроки и порядок рассмотрения вопросов заключения и исполнения договоров, формы и схемы прохождения договорных документов, необходимо учитывать специфику корпорации.
Корпоративные акты о договорной работе могут регулировать общие вопросы ее организации, а также вопросы организации договорной работы на отдельных участках.
Общим вопросам посвящены корпоративные нормы, определяющие: основные задачи и направления договорной работы; перечень подразделений, ответственных за ее ведение на отдельных участках и стадиях; основные функции этих подразделений; перечень должностных лиц предприятия, наделенных правом подписания договоров и договорных документов; порядок осуществления методического руководства договорной работой со стороны юридической службы предприятия; порядок подготовки, утверждения и внедрения образцов договорной документации. Круг правил, общих для всех подразделений, расширяется при централизации выполнения связанных с договорной работой операций в одном подразделении или службе1.
Корпоративные нормы могут устанавливаться применительно к отдельным участкам договорной работы на предприятии. Среди этих специальных актов также могут быть выделены общие для данного участка договорной работы положения: функции подразделения (службы), ответственного за ведение договорной работы на соответствующем участке; порядок подготовки к договорной кампании, схема взаимоотношений подразделения, ответственного за ведение договорной работы с другими структурными подразделениями, участвующими в процессе заключения и исполнения договоров.
Порядок заключения и исполнения договоров может дифференцироваться в корпоративных актах по стадиям договорной работы. Принято регламентировать порядок оформления договорных отношений и осуществление контроля за исполнением договоров2.
Потребность в обеспечении согласованности действий мелких подразделений обусловила разработку и утверждение на крупных предприятиях системы корпоративных актов по вопросам организации договорной работы. Построенная с учетом общих требований к порядку ведения договорной работы и особенностей организации заключения и исполнения договоров, эта система может включать в себя корпоративные акты, раздельно регулирующие и основные виды заключаемых корпорацией договоров. Специальными корпоративными актами может также устанавливаться система материального поощрения и ответственности работников за результаты исполнения договоров. На средних и мелких предприятиях, однако, не всегда целесообразно создавать такие системы корпоративного регулирования. Вопросы организации договорной работы в необходимой мере позволяет регламентировать единый документ (положение, инструкция).
На многих предприятиях создается юридическая служба (юрисконсульт, заместитель по правовым вопросам, юридическая группа, юридический отдел). Она организует совместно с другими подразделениями работу по заключению договоров, участвует в их подготовке, визирует договоры, осуществляет при этом методическое и организационное руководство договорной работой, но непосредственно оформлением конкретных договоров, их регистрацией и учетом, как правило, не занимается. Задача юридической службы по участию в договорной работе на предприятии состоит в следующем: укрепление договорной дисциплины; подготовка корпоративных актов (Устав, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, Инструкция о ведении договорной, претензионной и исковой работы и некоторые другие); юридическое консультирование и проведение правовой экспертизы различных документов, составляемых на предприятии; представление интересов корпорации в судебных и других органах; организация работы по систематизации нормативных актов.