Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нормативные правовые акты. Примерный план



Примерный план

1. Понятие нормативных актов. Основные особенности нормативно-правовых актов.

2. Виды нормативно-правовых актов и их система. Их действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

3. Конституция России в системе нормативных актов.

Методические указания

Отвечая на первый вопрос плана, студент должен дать определение понятия нормативного акта. При этом следует обратить внимание на те общие признаки, которые свойственны нормативным актам, принимаемым государственными органами, политическими, общественными и кооперативными организациями. Далее следует подчеркнуть особенности нормативно-правовых актов, исходящих от имени государства, по сравнению с иными нормативными актами, действующими в обществе, дать определение понятия нормативно-правового акта, подчеркнуть специфический характер признаков, которыми они отличаются от актов реализации норм права. Изложение этих вопросов следует иллюстрировать конкретными примерами.

При изложении второго вопроса необходимо подчеркнуть системный характер нормативно-правовых актов государства, дать характеристику отдельных видов нормативно-правовых актов с использованием научной литературы и конкретных нормативно-правовых актов, раскрыть содержание основных принципов их действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. При этом следует проанализировать причины разрастания ведомственного нормотворчества и связанного с этим принижения роли законов, дать характеристику мероприятий, направленных на преодоление данной деформации.

Отвечая на третий вопрос плана, необходимо проанализировать основные признаки Конституции России, выделяющие ее из всей системы нормативно-правовых актов государства, раскрыть значение Конституции как базы текущего законодательства. Далее следует уделить особое внимание характеристике процесса осуществления правовой реформы, проанализировать ее содержание и объективную необходимость.

 

«Э» ТЕМА 21

Механизм государства

Примерный план

1. Понятие механизма государства.

2. Классификация органов государства.

3. Основные принципы организации и деятельности аппарата государства, их развитие в современных условиях.

Методические указания

Рассматривая первый вопрос темы, следует дать понятие механизма государства и государственного органа, подчеркнуть значение аппарата в осуществлении задач и функций государства, раскрыть место и значение в административной системе.

Анализируя данный вопрос, студент должен обратить внимание на следующие особенности механизма государства. Во-первых, он состоит из особого разряда людей, занимающихся управлением. Во-вторых, он представляет собой систему государственных органов и учреждений, связанных иерархической подчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства. В-третьих, для обеспечения своих властных велений он располагает необходимыми организационными средствами, непосредственными орудиями принуждения, соответствующими техническому уровню каждой эпохи.

Без организационно-материальных средств – «вещественных придатков» для принуждения к исполнению своих велений не может обходиться ни одно государство. Не случайно в научной литературе механизм государства именуется государственной машиной или государственным аппаратом.

При освещении второго вопроса студент должен дать классификацию органов государства, обратив внимание на следующие только ему присущие специфические особенности. Во-первых, орган государства как первичная клеточка государственного механизма состоит из особого разряда людей, которые выполняют особые управленческие функции. Во-вторых, орган государства наделен властными полномочиями, имеет соответствующую компетенцию, которая обычно закрепляется в Основном законе государства.

При освещении третьего вопроса необходимо привлекать конкретный фактический материал, желательно местный. Здесь нужно рассмотреть основные принципы организации и деятельности органов государства. В этой связи студент должен иметь в виду, что реформирование российского общества выдвигает в качестве одной из главных проблему политической власти, поиска более совершенной модели ее устройства и функционирования. В условиях нарождающихся рыночных отношений, становления принципиально новой социальной структуры, выстраивается и новая политическая система, структура и институты которой по-иному связаны между собой. Поэтому студенту следует обратить внимание на основные принципы организации и деятельности аппарата современного государства.

«Ю» ТЕМА 22

Применение норм права

Примерный план

1. Реализация права, его механизм и форма.

2. Применение норм права как одна из форм реализации права.

3. Стадии применения права. Требования законности при применении норм права.

4. Акты применения права и его основные особенности.

Методические указания

Отвечая на первый вопрос плана, необходимо сформулировать понятие и указать на важность правильной и эффективной реализации требований норм права. Затем следует рассмотреть основные формы реализации права, используемые в процессе правового регулирования общественных отношений, дать их классификацию на основе обоснования соответствующего критерия. Далее следует определить понятие и раскрыть сущность применения права как особой формы реализации норм права. При этом необходимо показать наличие различных точек зрения по вопросу о круге субъектов, применяющих право.

Далее следует рассмотреть вопрос об условиях правильного применения права органами государства. Ответы на данные вопросы имеются в учебной и монографической литературе, рекомендованной к теме.

При изложении ответа на второй вопрос плана должны быть раскрыты специфические особенности каждой стадии процесса применения права и сформулированы требования законности, которые предъявляются к деятельности органов государства на каждой из стадий. Необходимо широко проиллюстрировать примерами из практики деятельность органов, применяющих право.

Ответ на последний вопрос плана предполагает раскрытие основных черт, характеризующих акты применения права и их отличие от нормативных актов. Эти отличия следует показать на конкретных примерах. При этом должны быть сформулированы понятия нормативного акта и акта применения норм права.

 

 

«Я» ТЕМА 23

Функция государства

Примерный план

1. Понятие и содержание функций государства:

а) Классовое и общесоциальное в функциях государства;

б) гуманистическое и демократическое, интернациональное и национальное в функциях государства.

2. Классификация функций:

а) внутренние функции;

б) внешние функции;

в) эволюция функций государства.

Методические указания

При ответе на первый вопрос следует проанализировать понятие функций государства. При этом студент должен иметь в виду, что функции государства – это научная абстракция, с помощью которой единая государственная деятельность расчленяется на виды. Они различаются характером объекта, непосредственной цели, сил, материально-технических средств, методов, и, как следствие, продукта деятельности;

– функции государства не являются в своей основе видами деятельности, присущими только государству. Наряду с государством аналогичные виды деятельности могут осуществляться негосударственными организациями. Так, например, все звенья политической системы общества имеют в основе аналогичные и, в конечном счете, общие функции. Это явление можно назвать функциональным монизмом в организации общественной жизни;

– специфика функций государства состоит в том, что оно в качестве органа политической власти придает им общеобязательный характер;

– функции государства характеризуются относительным постоянством. При этом, само собой разумеется, в рамках одной и той же функции и одного и того же набора могут решаться разные социально-политические задачи. Особенности функций определяются потребностями политического господства данного класса в данную историческую эпоху[15];

– посредством функций государство реализует свое социальное назначение. В них воплощается то, что есть государство для господствующего класса и общества в целом. В последнем случае, по словам К. Маркса, имеет место выполнение государством «общих дел, вытекающих из природы всякого общества»[16]. Отсюда сочетание классового и общественного в функциях государств;

– государствам разных исторических типов присущи аналогичные с организационно-технической точки зрения (но не тождественные) функции. Такое сходство в функциях, противоположных по своей классовой сущности государств, является объективной предпосылкой как их ограниченного взаимовыгодного сотрудничества (возникает частичное временное совпадение некоторых целей), так и противоборства между ними (образуются поприща борьбы);

– функциям государства относятся не только те виды его деятельности, которые непосредственно служат его социальному назначению, но и те, которые выполняют эту роль опосредованно;

– понятие функции не связано ни со степенью развития, масштабами или «удельным весом» того или иного вида деятельности, ни с наличием соответствующего специализированного звена в государственном аппарате. Достаточно самого факта выполнения такой деятельности государством;

– каждая функция государства должна рассматриваться как элемент единой системы функций, вне системы понятие функции не имеет реального смысла.

В силу тесной связи функций государства с его сущностью и социальным назначением в содержании функций любого государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В обществе, где социальная структура носит ярко выраженный классовый характер, где классы или другие социальные группы противостоят друг другу, прежде всего по экономическому признаку, по своему отношению к средствам производства, государство выступает в качестве политической организации экономически господствующего класса (классов). Оно обслуживает, прежде всего, интересы господствующего или доминирующего класса и осуществляет организованное насилие в отношении своих классовых противников. Отсюда – функции государства в классово-антагонистическом обществе имеют четкую классовую характеристику. Это особенно заметно в обществе, где складывается особая классовая напряженность, где сильно политическое противоборство классов. При освещении вопроса студенту следует использовать конкретный исторический материал, иллюстрирующий функции государства.

Анализ второго вопроса предполагает краткую характеристику основных внутренних и внешних функций государства. Важно при анализе этого вопроса исходить, по возможности, из статистических данных по истории развития народного хозяйства и других областей, которые отражают деятельность государства внутри страны и за его пределами.

 

 


1 Нечаев В.М. Право //Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А. Бронгауз, И.А. Ефрон. - СПб., 1898. Т. XXIV А, С. 870.

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Т. 4. С. 447.

[2] Там же. Т. 23. С. 760.

[3] Там же. Т. 19. С. 5.

[4] Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 39. С. 73.

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 19. С. 27.

[6] Еллинек Г. Право современного государства. //Общее учение о государстве. Т. 1. СПб., 1908. С. 22, 186.

[7] Кареев Н.И. Типология и всемирно-исторические точки зрения в изучении истории. В кн.: Известия С.-Петербургского политехнического института (экономическое отд.). Т. 3. Вып. 1-2. 1905. С. 71.

[8] Так характеризовал это явление К. Маркс в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8). См. также важное определение цезаризма, данное А Грамши в работе «Современный государь».

[9] Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. Т. 25. Ч. II. С. 396.

[10] Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. - СПб. 1907. С.196.

[11] См. Общая теория права и государства /Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1999. С. 70.

[12] Ленин В.И. //Полн. собр. соч. Т. 39. С. 69.

[13] Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 1983. Т. 2. С. 82.

[14] Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. - М., 1958. С. 24.

[15] Формулу «каковы задачи государства, таковы его функции» нужно бы истолковать не в том смысле, что функции порождаются задачами, а в том, что функции приспосабливаются к задачам.

[16] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.25. Ч. 1. С. 422.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.