Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государство и общество: соотношение понятий



Примерный план

1. Общество и государство: становление отношений.

2. Этапы развития общества и государства

3. Демократизация общества и государства.

Методические указания

Приступая к анализу темы, студент должен хорошо представить, что в многообразии проблем демократического обновления современного общества особое место занимают вопросы взаимоотношений его с государством. Демократизация общества становится реальной, если ее поддерживает и защищает государство, которое, однако, выступает гарантом проводимых демократических реформ лишь в той мере, в какой само демократически преобразуется. Опыт свидетельствует, что дестабилизация социально-политических процессов, нарастание в них деструктивности, во многом обусловлена нарушением гармонии во взаимоотношениях между обществом и государством. В этой связи студенту при освещении первого вопроса темы необходим, прежде всего, концептуальный анализ соотношения общества и государства, что предполагает рассмотрение, прежде всего, сущностных характеристик государства, что позволяет ему быть инструментом общества, реализовывать в своей деятельности общественные интересы.

В процессе анализа второго вопроса следует рассмотреть основные этапы эволюции российского государства в обществе, выявить глубинные причины деформации государства. В этой связи следует обратить внимание на то, что в политической жизни первых послеоктябрьских лет государство формировалось в авторитарно-бюрократической среде, в условиях низкой политической и правовой культуры масс, недостатка в обществе демократических традиций и опыта. В ходе гражданской войны, послевоенной разрухи, коллективизации и индустриализации значительные массы людей были вытеснены из традиционных секторов экономики. Для миллионов люмпенизированного населения со старым образом жизни было покончено, а в новый они не вошли, либо вообще оказались без определенных профессиональных занятий. Вхождение этих слоев и групп в политический процесс сопровождалось тем, что они привнесли в общественно-политическую сферу особый тип ожидания и притязания. Они не стремились стать самостоятельными хозяевами, собственниками средств производства, т.к. самостоятельность и свобода неотделимы от ответственности и риска. Они стремились, прежде всего, получить социальные гарантии и помощь от государства и именно с этим обращались к революционной власти. В условиях дилеммы: государственная или общественная собственность, опека или самостоятельность – они тяготеют к первой из альтернатив. Поэтому они требуют сильного, даже всесильного государства. Эти обстоятельства в сочетании с партийным радикализмом создавали необходимые предпосылки для огосударствления общественной жизни.

Студенту следует также иметь в виду, что к началу культа личности Сталина в обществе сформировались предпосылки для утверждения авторитарно-бюрократического государства и его перерастания в тоталитарное. Сталинизм стал возможен, когда в обществе существенно усилились этатистические тенденции, изменился политический режим и методы осуществления власти, утвердилась командно-централизованная экономика. Культ личности является одним из атрибутов этатизированного общества и возникает на определенном этапе его этатизации.

Завершается курсовое сочинение анализом тех изменений, которые происходят во взаимоотношениях общества и государства в ходе демократизации. В этой связи студенту следует обратить внимание на то, что дальнейшее демократическое развитие общества, раскрытие и реализация его созидательных сил зависят от уровня самостоятельности и ответственности общественно-политических и государственно-правовых структур в процессе своей деятельности. Изменяясь под влиянием демократизации, они должны все в большей степени улавливать и согласовывать интересы различных социальных сил, способствовать гражданам в реализации тех прав и свобод, которые записаны во второй главе Конституции России.

 

«Щ» ТЕМА 20

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.