Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государство как политическая, структурная и



Территориальная организация общества

Примерный план

1. Происхождение государства и его признаки.

2. Сущность государства.

3. Исторические типы и формы государства.

Методические указания

При первобытнообщинном строе не было классов и государства. В доклассовом обществе господствовал «первобытный коммунизм». Экономическую основу первобытнообщинного строя составляла коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении продуктов труда. Особенности экономического строя первобытного общества обусловили специфику общественной власти в данный период. Студент должен осветить структуру этой власти, дать краткую характеристику ее основных черт. Особое внимание следует обратить на то, что в родовой организации власть не была отделена от общества, а, напротив, принадлежала всему обществу. В этой связи В.И. Ленин писал: «Мы видим господство обычаев, авторитет, уважение, власть, которой пользовались старейшины рода, видим, что эта власть признавалась иногда за женщинами, но нигде не видим особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими и чтобы в интересах, в целях управления систематически, постоянно владеть известным аппаратом принуждения»[12].

Особое внимание студент должен обратить на три крупные общественные разделения труда и их последствия, приведшие к возникновению частной собственности и классов. Ибо государство возникает там, тогда и постольку, где и когда и поскольку классовые противоречия не могут быть объективно примирены.

От родовой организации государство отличается следующими признаками. Во-первых, учреждение особой политической публичной власти, которая непосредственно с населением уже не совпадает.

Во-вторых, разделение населения по территориальным единицам и осуществление особой публичной власти по территориальному признаку. При первобытнообщинном строе люди объединялись в родоплеменные организации по признаку родства, а потому территориальная организация общества была лишена государственных черт.

В-третьих, образующие особый аппарат политической власти классового общества лица не принимают непосредственного участия в производстве материальных благ, но они нуждаются в материальных средствах для их содержания. Эти средства взыскиваются с населения в виде налогов и займов. Студенту следует раскрыть содержание этих признаков, отличающих государство от организаций общественной власти доклассового общества.

Возникновение государства у разных народов имеет свои особенности в зависимости от условий классовой борьбы, внешних обстоятельств и т.п. Ф. Энгельс рассматривал три основные формы происхождения государства: древнеафинскую, древнеримскую, древнегерманскую. Студент должен осветить специфику каждой из этих разновидностей происхождения государства.

Освещение второго вопроса необходимо начать с раскрытия сущности государства. Исходя из этих положений, надо дать понятие общества, показать основные сферы его жизни, место государства в обществе, а также взаимосвязь государства с экономикой, проанализировать природу государства, его социальное назначение. Применительно к сущности государства нужно осветить вопрос о его функциях, дать определение основных функций, показать основание их классификации с учетом современного состояния юридической науки.

Ответ на третий вопрос необходимо начать с определения исторического типа и формы государства. Затем надо раскрыть закономерности развития и смены одного исторического типа государства другим. Особо следует обратить внимание на рассмотрение вопроса соотношения типа и формы государства.

 

«Х», «Ц» ТЕМА 18

Правовые отношения

Примерный план

1. Понятие правовых отношений.

2. Субъекты правоотношений.

3. Содержание правоотношений (субъективное право и юридическая обязанность).

Методические указания

Приступая к анализу темы, студент должен обратить внимание на то, что категория «правоотношения» – одна из ключевых в общей теории права. Решающая конститутивная черта правоотношения состоит в том, что оно выражает особую общественную связь между лицами, связь через их права и обязанности.

В реальной жизни нет субъективного права (как юридического явления), если оно не «право» по отношению к кому-либо, т.е. если оно так или иначе не связано с обязанностями.

Нет и обязанности (как юридического явления), если ей не корреспондирует право требования. Право, не обеспеченное обязанностями, и обязанности, не подкрепленные правом требования, превращаются в «юридический нуль». Следует также иметь в виду, что правоотношения опосредуют типичные, объективно необходимые взаимосвязи. Субъектами их выступают носители определенных социальных ролей: не гражданин Петров и гражданин Иванов, а кредитор и должник, следователь и подозреваемый. Учитывая это, говорить о правоотношении как об индивидуализированной связи между лицами[13] можно лишь с большой долей условности.

Думается, что проблема правоотношения сопрягается с более общей проблемой соотношения юридической нормы и правоотношения, а еще шире – права и закона. Для позитивистского правоотношения она вообще не стоит. Право здесь сводится к закону, правоотношение к законоотношению. Просто решается проблема взаимосвязи норм и отношений: «Норма права регулирует поведение людей, и результатом этого регулирования является возникновение правоотношений»[14].

Однако, и на это следует обратить особое внимание студенту, нормы (законы) сами по себе не способны ни создать общественное отношение, ни придать ему новое качество. Иначе управлять социальными процессами было бы слишком просто. Генетически и логически правоотношения предшествуют закону, а не служат его реализацией. Закон (государство через закон) посредством адекватного, ясного и определенного формулирования уже объективно сложившихся правовых норм и отношений может лишь придать им необходимое для реализации официальное общеобязательное и конкретизированное выражение. Если законодательство пытается привнести правовое регулирование в чуждые ему сферы, в лучшем случае оно остается лишь иллюзорным, в худшем – будет препятствовать нормальному развитию общественных отношений.

Содержание второго раздела работы должно включать формулировку понятия субъектов права и их классификацию. В частности, в литературе наиболее широко распространено подразделение субъектов на индивидуальные и коллективные (комплексные). Точнее, однако, говорить о физических лицах и организациях, ибо организация рассматривается не как определенный «коллектив физических лиц, а именно как организация – особое, качественно иное образование, не сводимое к входящим в нее людям. Специально следует рассмотреть вопрос о правоспособности и дееспособности субъектов права. Необходимо при этом определить понятия правоспособности и дееспособности и показать их соотношение, а также его особенности при характеристике правового положения организаций. Для иллюстрации соответствующих теоретических положений необходимы конкретные примеры.

При изложении третьего вопроса нужно также раскрыть понятия субъективного права и юридической обязанности, а затем на примере конкретных правоотношений показать эти их необходимые элементы. Затем надо кратко рассмотреть вопрос о соотношении объекта права, правовой нормы, правового отношения.

«Ч», «Ш» ТЕМА 19

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.