Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система управления охраной труда и промышленной безопасностью в организации. Общие требования



В иерархическом построении системы государственного управления охраной труда объектами управления являются организации всех организационно-правовых форм собственности (работодатели). Все вышестоящие управляющие органы выступают как субъекты управления. Внутри организации действует своя система управления охраной труда. Здесь объектами управления являются рабочие места работников, а все службы, обеспечивающие охрану труда на рабочих местах, выполняют роль субъектов управления. Они несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда. В целом же безопасность труда в организации возлагается на работодателя. Его обязанности четко изложены в ст. 212 ТК РФ.

Функции управления охраной труда на предприятии включают:

· планирование работ по охране труда;

· организацию работы по охране труда;

· контроль за состоянием охраны труда;

· учёт, анализ, оценку показателей и стимулирование за состояние охраны труда.

Задачи управления системой охраны труда на предприятии должны включать:

· обучение работающих безопасности труда, пропаганду вопросов охраны труда;

· обеспечение безопасности производственного оборудования;

· обеспечение безопасности производственных процессов;

· обеспечение безопасности зданий и сооружений;

· нормализацию санитарно-гигиенических условий труда;

· обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;

· обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха, предоставление льгот и компенсаций;

· организацию лечебно-профилактического обслуживания работающих;

· санитарно-бытовое обслуживание работающих;

· профотбор по отдельным специальностям, обучение, пропаганду, информационное обеспечение.

Назначением системы управления охраной труда на предприятии является организация и координация деятельности по охране труда структурных подразделений. Система управления охраной труда должна быть одним из звеньев общей системы управления хозяйственной деятельностью в организации. Управление – это система взаимосвязанных видов производственной деятельности людей с помощью различных информационных и технических средств для достижения цели. Любая система формально складывается из совокупности таких элементов, как выход, объект управления, управляющие воздействия, информационные потоки. Входящий поток должен трансформироваться на выходе как результат определённых воздействий на объект управления.

В качестве объекта управления рассматриваются условия безопасности труда, а точнее управление этими факторами, в сторону положительного их воздействия на работающих и нейтрализации негативных факторов.

Типичная схема управления охраной труда в организации представляется в следующем виде:

· разработка локальных документов по охране труда (стандарты предприятия по организации работы по охране труда с распределением обязанностей между руководством предприятия, руководителями структурных подразделений, установлением их ответственности, другая документация);

· организационная деятельность по внедрению системы управления охраной труда совместно или с участием профсоюзной организации (проведение всех видов инструктажей по охране труда, повышение квалификации работников и обучение их вопросам охраны труда, подготовка и заключение коллективного договора и соглашения по охране труда, организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и т. д.);

· создание и укрепление служб охраны труда, обучение и аттестация специалистов по охране труда;

· проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда;

· обеспечение технической безопасности работ, реконструкция производственных объектов, улучшение санитарно-бытового обслуживания работников;

· обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

· контроль за соблюдением требований по охране труда;

· ведение документации по охране труда.

Внедрению систем управления охраной труда в организациях способствует ряд принятых ГОСТов в данной сфере деятельности работодателя.

В первую очередь это – Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования», утверждённый Евразийским Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС), введённый в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) с 1 июля 2009 г. в качестве национального стандарта Российской Федерации. Настоящий стандарт идентичен документу Международной организации труда (МОТ) ILO-OSH 2001 (Руководство по системам управления охраной труда), является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда работников, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом и профессиональных заболеваний на производстве. Стандарт предназначен служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной в организации в качестве составной части общей политики и системы управления с активизацией деятельности всех работников, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей.

С 1 июля 2010 г. введены в действие следующие национальные стандарты:

§ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию». Стандарт развивает положения ГОСТ 12.0.230-2007 с учётом требований национального законодательства РФ и нормативных правовых актов по охране труда, служит основанием для разработки корпоративных стандартов крупных промышленных, хозяйственных комплексов, корпораций и организаций.

Целью настоящего стандарта является методическое обеспечение профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний в организации на основе применения современных принципов и методов, а также непрерывного совершенствования деятельности по обеспечению охраны труда в организации.

§ ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)». Документ содержит руководящие указания по управлению программами аудита, проведению внутренних или внешних аудитов системы управления охраной труда, а также по компетентности и оценке аудиторов (экспертов). Стандарт предназначен для потенциальных пользователей, включая аудиторов (экспертов), организаций, внедряющих систему управления охраной труда; организаций, в которых необходимо провести аудит системы управления охраной труда согласно договорам организаций, участвующих в сертификации или в обучении аудиторов (экспертов).

§ ГОСТ Р 12.0.009-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению».

Этот стандарт является руководством по разработке и применению системы управления охраной труда на малом предприятии независимо от его организационно-правовой формы, позволяющий:

- сформулировать концепцию охраны труда;

- разработать и обеспечить эффективное функционирование, осуществить непрерывное совершенствование системы управления охраной труда;

- подтвердить соответствие системы управления охраной труда настоящему стандарту путём:

1) самостоятельного определения соответствия и подтверждения соответствия системы управления охраной труда требованиям настоящего стандарта и информирования об этом в виде объявления;

2) подтверждения соответствия системы управления охраной труда требованиям настоящего стандарта с получением сертификата соответствия у третьей стороны (аудита).

Система управления охраной труда и промышленной безопасностью (СУОТ и ПБ) создаётся с целью регулирования вопросов обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов и охраны труда персонала. СУОТ и ПБ представляет собой комплекс методов, способов и мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов (ОПО).

Система обеспечения безопасности производства определяет цели, задачи, организацию и порядок соблюдения на предприятии требований промышленной безопасности и охраны труда, содержащиеся в Федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также в нормативных технических документах.

Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда и промышленную безопасность ОПО, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в соответствии с установленными требованиями.

Для контроля за работой системы СУОТ и ПБ на предприятии должны проводиться внутренние аудиты по безопасности труда персонала. Разработка планов проведения внутренних аудитов должна основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы СУОТ и ПБ. Внутренние аудиты, по возможности, проводят лица, не несущие прямой ответственности за безопасность труда персонала.

Руководство организации должно определять политику, цели и задачи в области безопасности труда персонала, обеспечивать доведение принятой политики до всех работников организации, её поддержку на всех уровнях управления и реализации, периодически рассматривать и координировать политику с целью обеспечения её постоянного соответствия изменяющимся потребностям организации. Политика должна соответствовать характеру и масштабу рисков и быть увязанной с хозяйственными целями организации.

Внедрение системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, её функционирование в порядке, предусмотренном законодательством, может быть обеспечено только при условии, что в этом будут участвовать все звенья управления организации и её работники.

При решении задач в области охраны труда, благодаря внедрению системы управления охраной труда и промышленной безопасностью, обеспечивается исполнение многих функций. Например, таких как: разработка для конкретных условий и исполнение правовых норм, определение обязанностей и ответственности конкретных работников за нарушение правил и условий техники безопасности и производственной санитарии; планирование и последовательная реализация комплекса мероприятий по охране труда; создание системы обучения, аттестации и повышение квалификации инженерно-технических работников и рабочих в области охраны труда и промышленной безопасности; широкое внедрение стандартов по безопасности труда; создание оперативного и эффективного контроля за состоянием безопасности производственных условий; повышение активности членов трудовых коллективов и общественных организаций в создании здоровых и безопасных методов труда; внедрение единой методики учёта и отчётности по охране труда.

Среди всех принципов формирования системы управления охраной труда следует выделить:

· методологический, позволяющий использовать общие законы теории управления применительно к конкретной обстановке;

· организационный, заключающийся в определении организационной и функциональной структуры управления и чёткости действия её звеньев;

· технический, использующий инженерное обоснование и сочетание в средствах труда единство максимальной безопасности, эффективности и качества труда;

· практический, обеспечивающий выполнение работ методами, предотвращающими опасность в трудовых процессах;

· социологический, реализующийся путем планомерной организации работ по профориентации, обучения рабочих кадров, воспитания творческого отношения к труду и повышения уровня охраны труда на рабочих местах;

· принцип самоконтроля, основанный на внедрении и воспитании управляющих воздействий в процессах производства работ;

· принцип самоуправляемости, позволяющий применять изменяемость, гибкость и адаптируемость системы при возможных переменах условий её функционирования.

Приведённые принципы являются обязательными для формирования системы управления охраной труда и обеспечения её эффективного функционирования в динамических условиях современного производства. Несоблюдение всех указанных принципов при формировании системы или нарушение их при реализации управления в различных аспектах её действия приводят к снижению эффективности конечного результата.

Работа по улучшению условий и охраны труда в организации предусматривает совместные действия работодателя, работников, соответствующих профсоюзных органов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Обязанности, функции и права сторон, участвующих в данном процессе, определены законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.