Сущность государства – это главное назначение государства, главный стержень в этом явлении. Сущность государства определяет его содержание, цели, функционирование, т.е. власть в государстве и ее принадлежность.
В любом государстве существует две противоречивые сущности – классовая и общесоциальная.
Рассмотрим классовую сущность государства. Государство как публичная власть возникает тогда, когда прежние органы самоуправления в родовом строе перестают исполнять управленческие функции. Общество социально расслаивается, а власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобретает политический характер и осуществляется прежде всего в интересах привелегированных социальных групп, классов. Таким образом классовая сущность государства выражается в том, что оно всегда осуществляет власть в интересах привелегированной части общества.
Однако государство заботиться не только об имущем классе, но и вынуждено заботиться о всем обществе в целом. Поскольку общество это единый организм, соответственно имущие классы не могут существовать без неимущих классов, без эксплуатируемых групп. Значит, любое государство должно осуществлять и всегда осуществляет общесоциальные функции, действует в интересах всего общества. Это, так называемая, общесоциальная сущность государства.
Любое государство является не только орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.
В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества.
Соотношение этих двух сущностных сторон в государстве в различных исторических условиях неодинаково, усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой.
В наибольшой степени классовая сущность государства проявляется в рабовладельческом государстве, где раб являлся не субъектам права, а объектом права , вещью, собственностью рабовладельца.
По мере развития общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму большую роль стала играть общесоциальная сторона государства. Особенно явственно общесоциальная сущность государства проявляется в современном западном обществе в виде высоких налогов на прибыль предпринимателей, государственного регулирования условий труда, широкого развития разнообразных социальных программ и т.д.
Увеличение общесоциальная роль государства приводит в значительной степени к смягчению социальных противоречий, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, повышается стабильность общества.
Современные развитые государства стремятся к увеличению общесоциальной стороны поскольку они заинтересованы прежде всего, в стабильности общества.
Таким образом, в любом государстве существуют две противоречивые сущности – классовая и общесоциальная.
Сущность государства проявляется через его функции.
Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.
Функции государства не являются застывшими и неизменными, они динамичны, подвержены изменениям.
В зависимости от конкретно-исторических условий выделяются в качестве главных те или иные функции. Например, в восточно-азиатских государствах древнего периода главной функцией была функция организации общественных работ - строительство ирригационных сооружений. В кочевых государствах главной функцией была защита государства от внешней угрозы. В современных развитых демократических странах главной функцией является обеспечение прав и свобод граждан.
Отметим, что важнейшей функцией практически всех современных государств является экологическая функция. Это связано с глобальными масштабами деятельности человека, с его отрицательным воздействием на природу. Так, в мире опасный характер приобрела проблема загрязнения атмосферы, воды, земли, накопление огромных запасов смертоносного оружия.
Достаточно вспомнить Чернобыльскую ядерную катастрофу, аварию атомных подводных лодок в океанах и морях, например, российской подводной атомной лодки «Курск» в августе 2000 года в Баренцевом море; загрязнение Каспийского моря, повлекшие за собой массовую гибель каспийского тюленя; экологическую катастрофу Аральского моря и другие.
Эти действия людей угрожают существованию всего живого на земле, в том числе и самого человечества.
В юридической литературе существуют и другие классификации функций государства. Так, в учебнике «Общая теория права и государства» под редакцией В.К.Лазарева (Москва, 1996, С.283) выделяются четыре основные функции, которые осуществляются любым государством - экономическая, политическая, социальная, идеологическая. Другие же ученые выделяют три основные функции - законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная (иногда выделяется четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти - надзорная).
Учитывая, однако, что данные точки зрения не получили большого распространения, предлагаем следующую классификацию функций государства.
1. По причинам возникновения:
Вытекающие из классовых противоречий;
Вытекающие из потребностей общества.
2. По направленности:
1. Внутренние:
а) охрана прав и свобод человека и гражданина;
б) охрана форм собственности;
в) обеспечение правопорядка;
г) экологическая;
д) экономическая;
е) социальная;
ж) развитие научно-технического прогресса;
з) налогообложение.
2. Внешние:
а) ведение захватнических войн;
б) защита страны от нападения извне, оборона страны;
в) поддержание мира;
г) взаимовыгодная торговля;
д) решение совместно с другими государствами мировых проблем.
3. По продолжительности действия:
а) постоянные, осуществляющиеся на всех этапах развития государства;
б) временные, т.е. функции государства, которые прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер.
4. По значению:
а) основные;
б) не основные.
Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции. Выделяют правовые и организационные формы. К правовым формам относятся:
а) правотворческая – это деятельность по подготовке и изданию нормативных актов;
б) правоприменительная – это деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;
в) правоохранительная – это деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.д.
К организационным формам относят:
а) организационно-регламентирующую – это текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.;
б) организационно-хозяйственную – это оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.п.;
в) организационно-идеологическую – это повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и проч.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Охарактеризуйте сущность государства.
2. Какова сущность современных демократических государств?
3. Дайте определение функций государства и выделите их виды.
4. Каковы формы осуществления функций государства?
5. Каковы важнейшие функции современных демократических государств?
Тема 5.
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
В юридической литературе понятия “механизм государства” и “государственный аппарат” обычно употребляются как синонимы.
Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. Содержание аппарата государства, всех его подразделений составляет управленческая, организационная работа, призванная обеспечить надлежащую организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни.
Формы этой деятельности во многом зависят от того, в какой мере используются в управлении законы, правовые механизмы. Исходя из этого, различаются следующие формы деятельности государственного аппарата:
1) непосредственно управленческие – это те, которые не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передаче опыта и т.п.;
2) правовые формы – те, которые имеют правовой юридический характер, т.е. являются обязательными для всех субъектов и вызывают государственно-обязательные последствия.
К основным правовым формам деятельности аппарата государства относятся:
а) правотворческая деятельность – это деятельность по подготовке проектов нормативных актов, их принятию и изданию;
б) правоисполнительная деятельность – это деятельность по реализации юридических норм;
в) правоохранительная деятельность – это деятельность по контролю и надзору за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности и т.п.
Структура механизма государства включает в себя государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих и организационно-финансовые средства, а также принудительную силу, необходимую для обеспечения деятельности государств.
Следует отметить, что государственные органы находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.
Государственные учреждения и предприятия властными полномочиями не обладают (за исключением администраций), а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта и т.д.
Государственные служащие – это особый слой, категория людей, специально занимающихся управлением. Правовое положение государственных служащих регулируется специальным законом, в котором определяются права, обязанности и виды государственных служащих.
Основным структурным звеном механизма государства является государственный орган. Государственный орган – это элемент механизма государства, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями. Орган государства состоит из государственных служащих, особым видом которых являются должностные лица. Содержание госслужащих возлагается на общество.
Орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:
– в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты;
– обеспечении исполнения актов органов государства н различными методами.
Государственные органы классифицируются по различным основаниям:
1. По способу возникновения:
а) первичные (представительные) органы, например, наследственная монархия, парламент, президент. Эти органы
никакими другими органами не создаются;
б) производные (правительство, прокуратура и др.). Создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями.
2. По объему властных полномочий:
а) высшие (правительство);
б) местные (акимат).
3. По широте компетенции:
а) общей компетенции (правительство);
б) специальной компетенции (МВД).
4. По принципу разделения властей:
а) законодательные (парламент);
б) судебные (суды);
в) исполнительные (министерство юстиции и др.).
5. По порядку принятия решений:
а) коллегиальные (парламент, правительство и др.);
б) единоличные (президент, министерство юстиции и др.)
Существуют принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые едины для всех государственных органов.
Принципы – это исходные идеи, требования, основы, которые определяют основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.
К ним относятся:
1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;
2) принцип демократизма, который выражается в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;
3) принцип разделения властей, который создает механизмы, сводящие к минимуму произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
4) принцип законности, который означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;
5) принцип гласности, который обеспечивает информиро-ванность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;
6) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата;
7) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;
8) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
9) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение механизма государства.
2. Каковы формы деятельности государственного аппарата?
3. Что такое государственный орган? Назовите его отличительные признаки.
Тема 6.
ФОРМА ГОСУДАРСТВА
Содержательными характеристиками любого государства являются территория, население, власть. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».
В теории государства и права часто употребляются категории «сущность» и «форма».
Сущность - это главное предназначение, основное свойство любого явления. Форма - это категория, выражающая устройство, структуру данного явления и его внешнее оформление, вид. Через форму проявляется сущность предмета или явления.
Категория «сущность государства» определяет, в чем заключается главное предназначение, цель, закономерное в государстве. Категория «форма государства» определяет кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политическое образования с государством в целом, с помощью каких методов и приемов осуществляется политическая власть, каково правовое положение личности в обществе, каков объем его прав и свобод. От формы государства в значительной степени зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.
На форму государства влияют различные факторы, такие как социально-экономические (главные факторы), природные, климатические, национально-исторические, религиозные, культурные и др.
Таким образом, форма государства – это организация государственной власти, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства и в форме политического (государственного) режима.
Форма правления
Форма правления – это способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и населением, степень участия населения в их формировании.
Существуют две основные формы правления:
1. Монархия. Это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Первые государства на земле были по форме правления абсолютными монархиями.
Монархия бывает трех видов:
а) неограниченная (абсолютная) монархия. Монарх здесь единственный высший орган государства. Он держит в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть.В настоящий момент такую форму правления имеет Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты.
б) при ограниченной монархии власть рассредоточена между монархом и другими органами, например, парламентом и судом. В настоящий момент такую форму правления имеет Великобритания. При этом монарх имеет формальную власть, реальная власть - в руках Парламента. Монарх является символом государства, его устойчивости и незыблемости. Однако он не может реально осуществлять власть на практике.
в) дуалистическая монархия. Здесь государственная власть равно делится между монархом и парламентом. Так, в дуалистических монархиях(Пруссия, Австрия, Италия, Румыния, Россия в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц, ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента.
2. Республика. Эта форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
а) В парламентской республике парламент не только законодательный, но и контролирующий правительство орган. Президент – глава государства, но не глава правительства. Правительство формируется партиями. Руководит правительством премьер-министр или он может называться иначе.
б) Президентская республика – это форма правления, где президент сам при некотором участии парламента формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Такая форма правления существует в настоящий момент в США.
Существуют смешанные парламентско-президентские республики (Португалия), в которых правительство формируют совместно президент и парламент.