Полит. партия - организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания гос. власти или участия в ее осуществлении.
В политической системе большую роль играют политические партии - важные социальные институты политической жизни общества.(
Партии в политической системе образуют партийную систему. Партийная система-это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за гос.власть.
Появление таких общественных организаций, как партии, является объективным процессом, который позволяет выявлять общие интересы различных групп, формулировать их, преобразовывать в правовые требования, добиваться их осуществления. Гос-во - это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы м. выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому гос-во и выступает важнейшим и очень ценным объектом полит. борьбы, определяет участие партии в завоевании гос. власти.
Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят своей задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.
Организация и Де различных партий в истор. ракурсе оказываются весьма многообразными. Еще более многообразно и их взаимодействие с гос-вом, его институтами.
По участию в делах гос-ва можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет власть, глав. образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие гос.посты.
Правила для сохранения демократии предусматривают, что никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или пребыванию в ней.
Избрание депутатов ведется по партийным спискам
Формы взаимодействия гос-ва и партий закл. в следующем.
1. Участие в формировании выборных представительных органов гос. власти. Это предполагает, что все полит. партии в той или иной степени участвуют в организации избирательных кампаний, в выдвижении своих кандидатов в депутаты, поскольку в демократ. обществе единственным средством овладения гос. властью служат выборы.
В выборах участвуют, выдвигая своих кандидатов, и непартийные организации, а также отдельные граждане путем самовыдвижения, но шансов на победу у них немного, так как выборы всегда связаны с большими материальными и финансовыми расходами, в том числе на рекламу кандидатов, листовки, тиражирование программ и т.д.
2. Участие в формировании полит. курса гос-ва определяется заинтересованностью партии в проведении выгодной для данной партии и ее сторонников политики. Это относится и к правящей, и к оппозиционной партиям. Возможностей у правящей партии всегда больше. Но и оппозиционные партии имеют опред. возможности для такого влияния.
Н-р, путем:
а) участия в предвыборных дискуссиях, дебатах, где выражаются подходы партии к решению тех или иных актуальных проблем;
б) обнародования предвыборных платформ, программ;
в) подготовки и продвижения на гос-венные посты своих лидеров;
г) формирования общественного мнения и при его помощи давления на гос. органы и курс политики гос-ва.
3. Влияние на процесс законотворчества, правотворчества исполнит. органов и правоприменительной деятельности гос. органов. Эта форма выражается во внесении предложений о принятии новых законов, иных нормативных правовых актов, об отмене существующих; в использовании права законодательных инициатив через своих депутатов, другие каналы, а также путем давления через общественное мнение на исполнительные и правоохранительные органы.
4. Контроль за гос. органами и процессом управления страной, здесь также используются разнообразные пути, в т.ч. и общественное мнение.
Гос-во в свою очередь воздействует на полит. партии по след. каналам:
а) регулирует посредством законодат. и иных актов статус полит. партии, их регистрацию, т.е. устанавливает рамки их Де Н-р: ФЗ «О политич. партиях».);
б) регламентирует их участие в избир. кампаниях, например путем определения порядка выдвижения кандидатов в депутаты, участия наблюдателей в работе избирательных комиссий и т.д.;
в) решает вопросы о конституционности партий через Конституционный Суд;
г) контролирует фин. Де партий, налогообложение их п/п; соблюдение запрета использовать полит.партиями средств на предвыборную кампанию от иностр. гос-в, иностранных ЮЛ и иностр. граждан.
Это так называемое внешнее регулирование Де партий. Внутр. регулирование осуществляется самими партиями в своих Уставах, положениях, иных актах партийных органов, в которых определяется структура партии, ее цели и задачи, партийная дисциплина и др.