Гос-во – это суверенная политико-правовая орг-ция общ-ва, обеспечивающая его единство и территор-ную целостность, осущ-щая власть, управление и регул-ние в общ-ве
Т.о. гос-во есть орг-ция полит. власти общ-ва.
Признаки гос-ва:
1. Неразрывная связь, взаимозав-сть, взаимодействие с правом
2. Наличие публичной полит. власти, т.е.
· сис-ма органов+матер. ср-ва для его функц-ния
· сис-ма суд. и праоохранит. органов
· ВС и органы безопасности, обеспеч-щие оборону
3. гос. суверенитет
· внешний (незав-сть от др. гос-в, невмешательство кого-либо из вне в Де данного гос-ва)
· внутренний (верховенство власти внутри страны).
4. гос-во – это территориал. орг-ция населения.
5. сис-ма налогов, займов, кредитов.
6. исключит. прерогатива правотворч-ва.
2 подхода к типологии гос-в: формационный и цивилизационный.
Формационный подход (Формация - опред. ступень в развитии общ-ва) основывается на объединении гос-в в рамках конкретной общественно-экономической формации (главный критерий - способ производства, формой соб-ти). Присущ марксистскому учению о гос-ве. Типы гос-в по формацион. подходу:
1. рабовладельческий. исторически первая гос-но-классовая орг-ция общ-ва: 1 класс – собств-ки, др. класс - рабы
2.феодальный. Диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян
3. буржуазный (капиталистический). функц-ет на базе производ. отн-й. Пролетариат – лично свободный, но неищий эксплуатируемый класс, буржуазия - эксплуататоры
4. Появление социалистического гос-ва связывалось с осущ-ем соц. революции, возглавляемой рабочим классом с установ-ем диктатуры пролетариата и сломом старой гос. машины.
Достоинства формационной типологии:
1) идея делить гос-ва на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития гос-ва. Источник развития гос-ва заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип гос-ва д.б. исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Недостатки:
1) однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные), которые существенно влияют на природу того или иного гос-ва.
Цивилизационный подход в основе лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители: А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер и М. Вебер. Цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общ-ва, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков.
Виды цивилизаций:
- локальные – существовали когда-то где-то (шумерская, эгейская)
- мировая (только начинает складываться), формир-ся на принципе глобал. гуманизма
По терр-ному фактору критериями цивилизации явл-ся тер-ное положение и климат.
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.
Англ. историк. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Достоинства цивилизационной типологии:
1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.
2) более заземленная (географически адресная) типология гос-в.
Недостатки:
1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкр.страны;
2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов, дали типологию не столько гос-ва, сколько общества. Гос-во - только полит. часть общества, которая харак-ся собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого понятия.
В силу того факта, что типология гос-ва (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов гос-ва с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.
ТИПОЛОГИЯ ГОС- ВА
Гос-во – это суверенная политико-правовая орг-ция общ-ва, обеспечивающая его единство и территор-ную целостность, осущ-щая власть, управление и регул-ние в общ-ве
2 подхода к типологии гос-в: формационный и цивилизационный.
Формационный подход (Формация - опред. ступень в развитии общ-ва) основывается на объединении гос-в в рамках конкретной общественно-экономической формации (главный критерий - способ производства, формой соб-ти). Присущ марксистскому учению о гос-ве. Типы гос-в по формацион. подходу:
1. рабовладельческий. исторически первая гос-но-классовая орг-ция общ-ва: 1 класс – собств-ки, др. класс - рабы
2.феодальный. Диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян
3. буржуазный (капиталистический). функц-ет на базе производ. отн-й. Пролетариат – лично свободный, но неищий эксплуатируемый класс, буржуазия - эксплуататоры
4. Появление социалистического гос-ва связывалось с осущ-ем соц. революции, возглавляемой рабочим классом с установ-ем диктатуры пролетариата и сломом старой гос. машины.
Достоинства формационной типологии:
1) идея делить гос-ва на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития гос-ва. Источник развития гос-ва заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип гос-ва д.б. исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Недостатки:
1) однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные), которые существенно влияют на природу того или иного гос-ва.
Цивилизационный подход в основе лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители: А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер и М. Вебер. Цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общ-ва, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков.
Виды цивилизаций:
- локальные – существовали когда-то где-то (шумерская, эгейская)
- мировая (только начинает складываться), формир-ся на принципе глобал. гуманизма
По терр-ному фактору критериями цивилизации явл-ся тер-ное положение и климат.
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.
Англ. историк. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Достоинства цивилизационной типологии:
1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.
2) более заземленная (географически адресная) типология гос-в.
Недостатки:
1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкр.страны;
2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов, дали типологию не столько гос-ва, сколько общества. Гос-во - только полит. часть общества, которая харак-ся собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого понятия.
В силу того факта, что типология гос-ва (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов гос-ва с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.