Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОС-ВА. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПОНЯТИЮ ГОС-ВА



Гос-во – это суверенная политико-правовая орг-ция общ-ва, обеспечивающая его единство и территор-ную целостность, осущ-щая власть, управление и регул-ние в общ-ве

Т.о. гос-во есть орг-ция полит. власти общ-ва.

Признаки гос-ва:

1. Неразрывная связь, взаимозав-сть, взаимодействие с правом

2. Наличие публичной полит. власти, т.е.

· сис-ма органов+матер. ср-ва для его функц-ния

· сис-ма суд. и праоохранит. органов

· ВС и органы безопасности, обеспеч-щие оборону

3. гос. суверенитет

· внешний (незав-сть от др. гос-в, невмешательство кого-либо из вне в Де данного гос-ва)

· внутренний (верховенство власти внутри страны).

4. гос-во – это территориал. орг-ция населения.

5. сис-ма налогов, займов, кредитов.

6. исключит. прерогатива правотворч-ва.

2 подхода к типологии гос-в: формационный и цивилизационный.

Формационный подход (Формация - опред. ступень в развитии общ-ва) основывается на объединении гос-в в рамках конкретной общественно-экономической формации (главный критерий - способ производства, формой соб-ти). Присущ марксистскому учению о гос-ве. Типы гос-в по формацион. подходу:

1. рабовладельческий. исторически первая гос-но-классовая орг-ция общ-ва: 1 класс – собств-ки, др. класс - рабы

2.феодальный. Диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян

3. буржуазный (капиталистический). функц-ет на базе производ. отн-й. Пролетариат – лично свободный, но неищий эксплуатируемый класс, буржуазия - эксплуататоры

4. Появление социалистического гос-ва связывалось с осущ-ем соц. революции, возглавляемой рабочим классом с установ-ем диктатуры пролетариата и сломом старой гос. машины.

Достоинства формационной типологии:

1) идея делить гос-ва на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития гос-ва. Источник развития гос-ва заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип гос-ва д.б. исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные), которые существенно влияют на природу того или иного гос-ва.

Цивилизационный подход в основе лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители: А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер и М. Вебер. Цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общ-ва, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков.

Виды цивилизаций:

- локальные – существовали когда-то где-то (шумерская, эгейская)

- особенные цивилизации – российская, западно-европейская, буддийская

- древние, средневековые и современные

- крестьянские, промышленные и научно-технические

- доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные

- мировая (только начинает складываться), формир-ся на принципе глобал. гуманизма

По терр-ному фактору критериями цивилизации явл-ся тер-ное положение и климат.

 

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Англ. историк. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.

2) более заземленная (географически адресная) типология гос-в.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкр.страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов, дали типологию не столько гос-ва, сколько общества. Гос-во - только полит. часть общества, которая харак-ся собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого понятия.

В силу того факта, что типология гос-ва (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов гос-ва с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.


 

ТИПОЛОГИЯ ГОС- ВА

Гос-во – это суверенная политико-правовая орг-ция общ-ва, обеспечивающая его единство и территор-ную целостность, осущ-щая власть, управление и регул-ние в общ-ве

2 подхода к типологии гос-в: формационный и цивилизационный.

Формационный подход (Формация - опред. ступень в развитии общ-ва) основывается на объединении гос-в в рамках конкретной общественно-экономической формации (главный критерий - способ производства, формой соб-ти). Присущ марксистскому учению о гос-ве. Типы гос-в по формацион. подходу:

1. рабовладельческий. исторически первая гос-но-классовая орг-ция общ-ва: 1 класс – собств-ки, др. класс - рабы

2.феодальный. Диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян

3. буржуазный (капиталистический). функц-ет на базе производ. отн-й. Пролетариат – лично свободный, но неищий эксплуатируемый класс, буржуазия - эксплуататоры

4. Появление социалистического гос-ва связывалось с осущ-ем соц. революции, возглавляемой рабочим классом с установ-ем диктатуры пролетариата и сломом старой гос. машины.

Достоинства формационной типологии:

1) идея делить гос-ва на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития гос-ва. Источник развития гос-ва заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип гос-ва д.б. исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные), которые существенно влияют на природу того или иного гос-ва.

Цивилизационный подход в основе лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители: А. Тойнби, П. Сорокин, О. Шпенглер и М. Вебер. Цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общ-ва, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков.

Виды цивилизаций:

- локальные – существовали когда-то где-то (шумерская, эгейская)

- особенные цивилизации – российская, западно-европейская, буддийская

- древние, средневековые и современные

- крестьянские, промышленные и научно-технические

- доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные

- мировая (только начинает складываться), формир-ся на принципе глобал. гуманизма

По терр-ному фактору критериями цивилизации явл-ся тер-ное положение и климат.

 

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Англ. историк. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.

2) более заземленная (географически адресная) типология гос-в.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкр.страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов, дали типологию не столько гос-ва, сколько общества. Гос-во - только полит. часть общества, которая харак-ся собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого понятия.

В силу того факта, что типология гос-ва (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов гос-ва с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.