К основным теориям возникновения гос-ва принято относить:
1. Теологическая (божественная, религиозная)
2. Патриархальная (отеческая)
3. Договорная (естественно-правовая)
4. Органическая
5. Психологическая
6. Ирригационная (водная, гидравлическая)
7. Насилия (внутреннего и внещнего)
8. экономическая (классовая)
Теологическая теория
Господствовала в средние века (при феодализме). В наст. время наравне с др. теориями распространена в Европе (офиц. доктрина Ватикана) и др. континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сауд. Аравия) носит офиц. характер.
Суть: Гос-во возникло по воле Бога, следовательно, гос-во, его институты, власть:
= вечны, незыблемы и святы;
= их возникновение и упразднение не зависит от человека;
= являются выразителями воли Бога на Земле
Теологическая теория призывает:
· принять гос-во и власть как данность, полученную свыше;
· признать власть монархов святой и происходящей от Бога (Папа Римский-представитель Бога на Земле, монархи-представители Папы и через него Бога в своих гос-вах);
· полностью и во всем подчиняться власти – небесной (божественной), т.е. церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - т.е. монархам и гос-ву,
· не пытаться изменить установленный Богом порядок.
Достоинства:
+ укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;
+ препятствует насилию, революциям и гражд. войнам, переделу власти
Недостатки:
- основана на вере в Бога, а не на проверенном научном знании, т.е. не научна
- теорию нельзя ни доказать, ни опровергнуть
Современный вариант – христианско-демократическая концепция гос-ва, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, заботе каждого гражданина об обществе, а также помощи со стороны гос-ва тем, кто не может самостоятельно себя обеспечить: инвалидам, детям, безработным, пожилым.
Патриархальная теория
Основатель – Аристотель, потом Конфуций. Люди, как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, из нескольких семей складывается селение (род), а из всех селений или родов образуется Гос-во.
Суть: Гос-во возникает по модели семьи (т.е. Гос-во – своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей).
= власть правителя является продолжением отцовской власти в семье, т.е. монарх - отец всего народа;
= благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;
= король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
= власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;
= подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему (как члены семьи отцу)
+ культивирует дух родства, братства, взаимосвязи членов общества (как членов семьи)
Недостатки:
- прямое отождествление гос-ва и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат след. факты:
- в семье существуют действительные родств. связи, в то время как народ вряд ли правильно объявлять родственниками;
- монарх – представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (зачастую монарх призывался из др. гос-ва, и его власть сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами и опирается на аппарат принуждения).
- вряд ли можно считать гос-во прямым продолжением семьи, т.к. оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Договорная теория.
Возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Авторы: Ж.Ж.Руссо, Дж.Лок, Радищев.
Суть: В основе гос-ва лежит так называемый «общественный договор», который состоит в следующем:
· первоначально люди находились в догос-венном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – «золотой век»)
· каждый преследовал только свои интересы, не считаясь с интересами других, что приводило к «войне всех против всех», в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
· чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
· в результате был создан Институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты – Гос-во.
Данная теория имела большое прогрессивное значение:
= были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении гос-ва, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиятиь на власть;
= сделан шаг к созданию гражд. общества;
= фактически выдвинут принцип народного суверенитета – власть производна от народа и принадлежит народу;
= гос. структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
= подготовила почву возникновения республик – как альтернативы монархиям 17-18вв;
= гос-во и народ имеют взаимные обязательства – народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и др. повинности; гос-во регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
= право менять власть, если она перестала выражать интересы народа
Недостатки:
- ее идеалистичность: «общественный договор» скорее идеал, чем реальность, т.к. гос-ва возникали зачастую другими путями – войнами, насилием и при наличии иных условий;
- ни одно гос-во не возникло на основе договора между гражданами и правителями;
- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей гос-ва, физически не способных знать и учитывать интересы друг друга;
- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время, как в реальной действительности оно разделено на разл. группы – классы, сословия, касты, общины, имеющие, как правило, разные интересы и враждебные друг к другу.
Органическая теория
Возникла в 19 в. в связи с успехами в естествознании.
Суть:Гос-во возникает и развивается подобно биологическому организму:
= люди образуют гос-во, как клетки - живой организм;
= гос. институты подобны частям организма: правители - головной мозг, коммуникации (почта, транспорт) и финансы – кровеносная система, рабочие и крестьяне – руки,
= между гос-вами, как в живой среде, идет конкуренция, выживают самые приспособленные, т.е. самые разумно-организованные
Достоинства:
+ восприятие гос-ва, как единого целостного и взаимосвязанного организма;
+ признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;
+ оригинальность теории
Недостатки:
- прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;
- сильное влияние дарвинизма;
- отождествление гос-ва с биологическим организмом, в то время, как оно является организмом социальным.