ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТГП. МЕСТО ТГП В СИСТЕМЕ ЮРИД. НАУКИ И ПРАКТИКИ
Предмет изучения ТГП составляют основные общие закономерности существования и развития гос-но-правовых явлений, т.е. изучение наиболее общих закономерностей функционирования гос-ва и права, формулирует понятия, категории, конструкции и модели отдельных юридических явлений.
Особ-тью предмета ТГП является то, что дисциплина изучает гос-но-правовую основу общества в целом (в их единстве).
ТГП выступает, как общеправовая базовая наука. На нее опираются в своем формировании и развитии все юр.науки:
Чтобы определить Место ТГП в системе юр. наук, подразделим их на группы:
1) историко-правовые науки – ТГП, история гос. и права зарубежная и отечественная, история правовых и полит. учений.
2) отраслевые юр. науки – ГП, УгП, КонстП, АдП, + НалП, БанкП, ЭколП (занимаются исследованием 1 сферы гос-но-правовой жизни).
3) прикладные юр. науки – криминалистика, суд. медицина, суд. психиатрия, суд. статистика и др.
4) организационные науки – судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.
5) международные науки – МПП, МЧП, морское, космическое право и др.
Методология – это совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, при помощи которых изучается право и гос-во в общем. Основные направления (функции) ТГП:
1) Методологическая
2) Познавательная
3) Прикладная
4) Идеологическая
Основные группы методов ТГП:
1) общие служат основанием, на котором развивается наука ТГП.(метафизика, диалектика)
2) специальные–это те, которые используются во всех или многих областях научного знания.
- (исторический - гос-но-правовые явления должны изучаться не просто в развитии, а с учетом специфических условий существования отдельных народов, стран, регионов, истор. традиций, культуры, обычаев и др.;
- логический – основывается на исполнении таких приемов как анализ и синтез, индукция и дедукция.
- системный – лежит исследование гос-но-правовых явлений как систем;
- функциональный – позволяет выявить в гос-но-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия.
3) частные - это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук
- метод конкретно-социологических исследований – это анализ, переработка и отбор необх. информации о важнейших сторонах юр. практики.
- метод моделирования – один из главных методов изучения гос-но-правовой действительности, состоит в изучении гос-но-правовых процессов, институтов в моделях.
- статистический - получение количественных показателей гос-но-правовых явлений и процессов.
- метод социально-правового эксперимента – способ проверки науч. гипотез или проектов какого-либо решения.
- - математический– способ оперирования с количественными характеристиками (применяется в криминалистике, суд. экспертизе при исследовании следов преступлений).
- - кибернетический – это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать гос-но-правовые явления.
- - синергетический – взаимодействие разл. систем, способных к самоорганизации, саморегулированию.
ТГП является наукой фундаментальной, т.к. раскрывает глубинные связи и отношения в гос-но-прав-вой действительности и формулирует положения, используемые иными юр.науками.
ТГП явл. Обобщающей наукой, т.к. синтезирует выводы отраслевого значения, разрабатывает общие модели и понятия, применимые ко всем отраслям права.
ТГП имеет методологич. значение для др. юр.наук, т.к.разрабатывает базовые идеи, концепции и приемы изучения тех или явлений.
ТГП есть исходная по отношению к др. юр. наукам дисциплина, т.к. от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом.
Таким образом, ТГП можно охарактеризовать как науку общественную, политическую, теоретико-историческую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую.
СООТНОШЕНИЕ ГОС-ВА И ПРАВА
Право и гос-во тесно связаны. Если право — определённый порядок в обществе, то оно не может не опираться на гос-во, как на механизм, который его поддерживает.
Если исходить из нормативного понимания права, сводящего право к нормам, то в соотношении ”право – гос-во” главная роль принадлежит гос-ву. Это естественно. Правовые нормы издаются гос-вом, отсюда и подчиненное отношение права, как системы норм, к гос-ву, творцу этих норм. Об обусловленности гос-ва правом говорить не приходится: если что-либо в праве не устраивает гос-во, то правовые нормы просто изменяются.
Если исходить из социологического понимания права, где право понимается как реально сложившиеся отношения (право - это то, что делает судья), то право и гос-во оказываются на равном уровне. При таком понимании право формируется как через гос-во (законы), так и в фактически складывающихся отношениях людей. Как право не предопределяется гос-вом, поскольку право складывается и, минуя гос-во, так и гос-во не связано правом, поскольку право формируется и через посредство гос-ва.
Если исходить из ценностного понимания права, согласно которому содержание права составляют общечеловеческие идейные ценности, то можно говорить о приоритете права перед гос-вом. Гос-во не произвольно в установлении правовых норм, оно связано идейным содержанием права; далеко не все законы, принятые гос-вом, оказываются правовыми. Именно при таком понимании права, когда оно приобретает приоритет перед гос-вом, можно говорить о правовом гос-ве. Определяющий содержательный признак правового гос-ва - связанность гос-ва правом. Во вне этот содержательный признак проявляется, по крайней мере, в двух важнейших ипостасях. Во - первых, основное направление деятельности правового гос-ва состоит в закреплении и обеспечении прав человека (идея приоритета человека перед обществом и гос-вом) и, во - вторых, в последовательном проведении разделения властей (идея предотвращения тирании, демократической организации гос-венной власти).
В современной литературе указываются 3 модели (подхода) взаимоотношений гос-ва и права:
§ тоталитарная (гос-во выше права и им не связано);
§ либеральная (право выше гос-ва);
§ прагматическая (гос-во поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).
Тоталитарный подход
Предполагает, что право — продукт гос. деятельности, следствие гос-ва. Еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к гос-ву. Фактическим условием для данного подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток гос-ва. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых гос-вом. Однако для современной России данный подход уже не подходит.
Либеральный подход
Праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с гос-вом. Такой подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.
Прагматический подход
Связь между правом и гос-вом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (гос-во порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и гос-во друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.
Этот подход позволяет выявить глубинные связи между нравом и гос-вом, избежать односторонности, понять, что дает право гос-ву, выяснить истинную роль гос-ва в обеспечении права. Он в настоящее время преобладает в нашей юридической науке.
Исходя из прагматической (3) модели соотношения гос-ва и права можно остановиться на 3 ее главных аспектах:
1. единство (выражается в их одновременном происхождении в силу одних и тех же причин; сходной типологии; одинаковой в опред. степени обусловленности экон., культурными и иными условиями; общей истор. судьбе)
2. различие (гос-во осуществляет силу, а право — волю. Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни)
3. взаимодействие (первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Воздействие гос-ва на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях. Гос-во способствует распространению права, обязывает участников обществ. отношений действовать в соответствии с правом, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов)
Т.о. гос-во как организация нуждается в праве не меньше, чем право в гос-ве. Зависимость гос-ва от права проявляется, как во внутренней организации гос-ва, так и в его деятельности.