Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Прочитайте фрагмент учебного пособия «Русский язык и культура речи» под редакцией Н.А. Ипполитовой и сравните разные определения текста. Выявите в них общее и отличное



Основные признаки текста

Краткое или подробное сообщение о каком-то одном предмете – это текст.

Текст – это такая целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение. Стихотворение, повесть, научная статья, заметка в газете, письмо другу, школьное сочинение, ответ на уроке и обсуждение планов с приятелями – все это разные виды письменных и устных текстов. Но текст – это не обязательно множество связанных друг с другом высказываний. Загадка, пословица, поговорка – тоже тексты, каждый из которых может состоять из одного высказывания.

Общий для всех высказываний предмет (тема) придает им характер самостоятельного сообщения. Если у высказываний, даже каким-то образом связанных между собой, такого общего предмета нет, они не являются самостоятельным текстом. В художественных и научных произведениях предмет, о котором сообщается в тексте (его тема), нередко выделяется в виде заголовка.

Обычно в тексте содержится несколько разных, хотя и связанных между собой сообщений о предмете. Писатель может рассказывать о разных событиях из жизни своего героя, ученый – описывать различные свойства изученного им металла, ученик – делиться впечатлениями о вчерашнем походе. Из всех перечисленных сообщений какое-то представляется автору наиболее важным, а остальные дополняют, уточняют его. Содержание главного сообщения (основной мысли) также может быть выделено в качестве заголовка текста.

Развернутое сообщение о каком-то одном событии, эпизоде, об отдельном свойстве предмета и т. п. составляет часть текста. Ее содержание также можно представить в виде заголовка. Если последовательно записать заголовки частей текста, получится его план.

Так как части текста либо раскрывают содержание главной мысли, либо дополняют, уточняют его, они оказываются связанными друг с другом по смыслу. Эта смысловая связь между частями текста может быть выражена разными способами: с помощью специальных связочных слов, путем особого построения предложений, их порядка и т. п. Точно так же связаны между собой высказывания внутри каждой части. Тем самым текст приобретает характер целостного сообщения.

Не всякий текст состоит из нескольких частей. Но в любом тексте должна быть раскрыта основная мысль автора. Именно в этом случае сообщение оказывается законченным. Если остается непонятным, что именно хотел сказать автор, то сообщение остается незавершенным, т.е. не является самостоятельным текстом.

Текст, по мнению Г.В. Колшанского, это связь по меньшей мере двух высказываний, в которых может завершаться минимальный акт общения – передача информации или обмен мыслями между партнерами.

«Текст – это письменное по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное и правильно оформленное», – такова точка зрения Н.Д. Зарубиной.

Л.М. Лосева выделяет следующие признаки текста: «1) текст – это сообщение (то, что сообщается) в письменной форме; 2) текст характеризуется содержательной и структурной завершенностью; 3) в тексте выражается отношение автора к сообщаемому (авторская установка).

…При всех различиях этих определений в них, совершенно очевидно, есть много общего. Прежде всего текст рассматривается как речетворческое произведение, как продукт речи, как основная единица речи. Следовательно, для всех исследователей является бесспорным положение о том, что продуцирование текстов и их осмысление происходит в процессе коммуникации или для достижения целей общения. Далее все сходятся во мнении, что текст, как правило, реализуется в письменной форме, что текст – это законченное, завершенное произведение и, наконец, что текст имеет собственную внутреннюю структуру, определенное строение, обладает средствами связности его частей, которые не позволяют ему «рассыпаться» на отдельные предложения.

 

Познакомьтесь с темой «Функционально-смысловые типы речи» по учебнику «Русский язык и культура речи» под редакцией В.И. Максимова. Обратите внимание на синонимичность понятий «типы речи» и «типы текста». Охарактеризуйте каждый тип текста, составив схему, определив цель высказывания и способ изложения содержания. Опишите речевую ситуацию, в которой вы будете использовать тот или иной тип текста.

Типы речи

В зависимости от целей монологического высказывания, способа изложения содержания выделяют такие функционально-смысловые типы речи, как описание, повествование, рассуждение. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром «вещей» – предметов, последний – с миром понятий, суждений.

Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними.

Цель описания – создать в представлении читателя целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица. В логическом плане описать предмет или явление – значит перечислить его признаки, поэтому для описания важны слова, обозначающие качества, свойства предметов.

С точки зрения объекта описания, выделяют следующие типы: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описание положения дел.

Глаголы в описании используются обычно в форме несовершенного вида настоящего или прошедшего времени. Характерная особенность описания как типа речи – статичное расположение предметов на одной плоскости, указание на ряд признаков предметов, отнесенных к определенному моменту речи.

Повествованиепредставляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некой цепочки событий в прошлом.

Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, показывают развертывание повествования. Обычно предложения в повествовании не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры. Отдельные предложения в повествовании связаны цепной связью. В повествовании соблюдается определенный порядок слов в предложении (его так и называют – повествовательным), когда сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий. Глаголы-сказуемые обычно обозначают конкретное действие.

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений, а также большим количеством сложных предложений, которые могут передавать различные логические отношения.

Рассмотрим основные правила построения рассуждений. Рассуждение должно содержать: посылку (точно сформулированную основную мысль), основную часть (умозаключения, которые отражают ход мыслей, приводящий к новому суждению) и вывод (который должен соотноситься с посылкой и логически вытекать из всего хода рассуждения).

Таким образом, к функциональным типам речи, обусловливаемым целью монологического высказывания и способом изложения высказывания, относят описание, повествование и рассуждение.

Прочитайте фрагмент учебного пособия Л.А. Введенской, А.М. Пономарева «Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование» о типах связности в тексте. Ответьте на вопрос: какие средства обеспечивают грамматическую, синтаксическую и логическую связи в тексте?

 

Связность текста

Глобальная связность характеризует большие тексты – роман, повесть, пьесу, монографию, диссертацию, свод законов… Глобальная связность обеспечивается единством темы, идеи, образа автора, системы образов, а также стиля произведения.

Локальная связность обеспечивается связями между соседними предложениями, абзацами.

Локальная связность реализуется с помощью следующих средств связи.

Средства, обеспечивающие тематическую связь:

· слова-заместители – местоимения (человек – он), наречия (в саду – здесь), синонимы (медленно – неторопливо), метафоры, различные оценочные обозначения (трус – заяц, растяпа – шляпа), родо-видовые слова (цветы – васильки), имя собственное – имя нарицательное (Иван Петрович – инженер);

· отношения и связи, существующие между словами в системе языка (т.е. зафиксированные словарями и грамматиками), например, тематические (дом – крыша, крыльцо, стены, окна, потолок, пол…), словообразовательные (текст – текстовой, текстологический, текстология, текстуальный), антонимические (вспыхнуть – погаснуть) и т.д.;

· лексические повторы.

Средства, обеспечивающие грамматическую связь:

· соответствие видо-временных форм глаголов в тексте;

· предлоги;

· соответствие между грамматическими формами в предложении.

Средства, обеспечивающие синтаксическую связь:

· анафорическая связь (единоначалие) и эпифора: (Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? Н.Гоголь)

· параллелизм: (Да, что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь.., чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь. М. Цветаева);

· противопоставление (см. тексты произведений «Толстый и тонкий» А. Чехова, «Слон и Моська» И.Крылова, «Моцарт и Сальери» А. Пушкина и т.д.);

· порядок слов в предложениях – прямой, обратный (Ср.: Я приеду сегодня. – Сегодня я приеду);

· вопросительные предложения (Для чего это ему нужно? – требуется ответ);

· союзы, частицы.

Средства, обеспечивающие логическую связь:

· последовательность в изложении мыслей, событий, фактов, действий (Пришел, увидел, победил);

· правильность причинно-следственных связей (Ср.: Листья опадают, потому что наступила осень и Осень наступила, потому что листья опадают);

· оглавление;

· слова-организаторы логических связей: вот почему, поэтому, из этого следует…;

· вводные слова, организующие порядок высказывания: во-первых, во-вторых, наконец, итак

· скрепы – предложения, абзацы, указывающие на порядок изложения;

· резюмирующие слова: подведем итог, в заключение выступления

Практикум

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.