Под компетенцией понимается полномочие арбитражного суда на рассмотрение и разрешение одновременно подведомственного и подсудного ему дела.
Критерии:
1) характер или предмет дела (экономический и связанный с предпринимательской или иной экономической деятельностью);
2) субъектный состав (сторон);
3) наличие соглашения сторон;
4) спорность или бесспорность права;
5) характер нормативного акта (по признаку нормативности и предмета его регулирования).
Первый и основной критерий – спор либо иное дело должны носить экономический характер и быть связаны с предпринимательской либо иной экономической деятельностью.
Второй критерий – субъектный состав сторон. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее – индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, – с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее – организации и граждане).
В-третьих, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, когда они выступают в качестве участников отношений гражданского оборота или публично-правовых отношений, споры из которых отнесены к подведомственности арбитражных судов.
В-четвертых, государственные органы, иные органы, должностные лица, прокуроры, когда им предоставлено право участия в арбитражном процессе с целью защиты имущественных интересов государства и представляемых ими органов.
В-пятых, в случаях, установленных АПК и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. В этом плане новый Кодекс расширил участие в арбитражном процессе граждан, не имеющих статуса предпринимателя, введя правила специальной подведомственности.
В-шестых, иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Дела с участием иностранных лиц одновременно подведомственны как арбитражным судам (ч.5 ст.27 АПК), так и судам общей юрисдикции (ч.2 ст.22 ГПК).
Дополнительные критерии. Помимо указанных критериев – экономического характера (предмета) спора и его связи с предпринимательской и иной экономической деятельностью, а также субъектного состава – в процессуальном законодательстве используются иные дополнительные критерии подведомственности: наличие договора между сторонами спора, спорность либо бесспорность права, а также характер нормативного акта (по признаку нормативности и предмета его регулирования).
Виды подведомственности Ныне в процессуальной науке принято различать следующие виды подведомственности: императивную и альтернативную.
Императивная судебная подведомственность имеет место тогда, когда закон определяет категорично, что данное дело подлежит рассмотрению в суде и только в суде. Так закон устанавливает исключительную подведомственность суду дел о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным.
Альтернативная подведомственность имеет место в тех случаях, если закон допускает для спорящих сторон возможность избрать любой юрисдикционный орган из нескольких возможных. Так, например, совместное имущество супругов можно разделить в суде или по взаимному согласию с последующим удостоверением договора в нотариальном порядке.
В юридической литературе еще выделяют условную судебную подведомственность, которая будет тогда, когда дело подлежит рассмотрению в суде только после выполнения определенного условия, которое может быть в виде обязанности соблюдения претензионного порядка, либо в виде досудебного порядка урегулирования спора.