Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Речевая недостаточность. Упражнение 65. Найдите в предложениях случаи речевой недостаточности



Упражнение 65. Найдите в предложениях случаи речевой недостаточности. Восполните недостающий компонент в предложении.

1. Возникает ситуация, сходная с романами Бальзака. 2. Сравним последние экономические показатели работников фабрики «Лайма» с предыдущими годами. 3. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках. 4. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 5. Для закупок современного русского искусства у музеев недостаёт средств. 6. Необдуманные действия за рулём могут повлечь серьёзные последствия. 7. В этом году выросли грабежи. 8. Меня до глубины волнует этот вопрос. 9. Эта книга полезна опытным садоводам и огородникам, так и тем, кому впервые предстоит возделывать грядки. 10. Из них вырастают жуткие эгоисты, не представляющие социальных проблем. 11. По-прежнему считаю, что социально не защищенные люди должны напрямую получать от реальной продажи естественных богатств страны.

Паронимы

Упражнение 66. Составьте словосочетания или предложения с приведенными ниже паронимами.

Опасный – опасливый; представить возможность – предоставить возможность; одеть – надеть; техническое исполнение – техничное исполнение; злой – злостный; командированный – командировочный; явный – явственный; факт – фактор; стать – встать; эмигрант – иммигрант; ванна – ванная; одинарный – ординарный; посветить – посвятить.

Упражнение 67. Выберите нужное слово из данных в скобках.

1.Мы не поняли, почему он так поступил, и не считаем его действия (логичный, логический). 2. Он привык работать без надрыва (методически, методично), четко выполняя все (методические, методичные) рекомендации. 3. Прошу (представить, предоставить) мне очередной отпуск. 4. Заключительный этап анализа – определение (оборотливости, оборотности) и эффективности операций. 5. Думаю, что ваши планы не могут считаться (реалистический, реалистичный). 6. Верховенство права и закона – общий и (главный, заглавный) принцип правового государства. 7. Я собираюсь (представить, предоставить) свою работу на конкурс. 8. Я посмотрел ваш (фактический, фактичный) материал и нахожу его не очень (фактичный, фактический).

Упражнение 68. Найдите случаи неправильного выбора члена паронимической пары слов. Произведите замену.

1.Но мы не сломались, не поддались, а главное, оберегли людей. 2. Журналист до сих пор в заключении: его духовное состояние вызывает тревогу. 3. Решимость поступков президента перестала шокировать общественность. 4. Глава Комитета Госдумы по труду и социальной политике встретил с некоторой раздражительностью критику в адрес своего комитета. 5. Мы живем в одном доме, но на различных этажах. 6. На поляне мы увидели высокий земельный холм. 7. Знаток во всем, он все же был невежей в живописи. 8. Исправьте меня, если я ошибусь. 9. Курица высиживает яйца. 10. Сейчас наблюдается буйный рост нашей кинематографии.

Фразеология

Упражнение 69. Определите значение фразеологизмов.

Притча во языцех, ахиллесова пята, альфа и омега, дамоклов меч, Пиррова победа, книга за семью печатями, Содом и Гоморра, воскурять фимиам, финита ля комедия, шерше ля фам, де факто, идея фикс, терра инкогнита, персона грата, танталовы муки, сизифов труд, тришкин кафтан, синий чулок, прокрустово ложе, Сцилла и Харибда (между Сциллой и Харибдой), лебединая песня, попасть как кур в ощип, хорошая мина при плохой игре, власть предержащие, ничтоже сумняшеся, вавилонское столпотворение, валтасаров пир, глас вопиющего в пустыне, египетские казни, поцелуй Иуды, манна небесная, петь а капелла, альма матер, карт бланш, статус кво, сапиенти сат (sapienti sat), аб ово (ab ovo), урби эт орби (urbi et orbi), альтер эго(alter ego), мементо мори (memento mori).

Упражнение 70. Определите, в чем заключается ошибка в употреблении фразеологизма.

1.Мы опоздали на самолет. Но у любой медали есть обратная сторона: мы сели на поезд и за разговорами не заметили, как доехали. 2. Охранное агентство “Легион” надежно охраняет вас. Помните: имя нам легион! 3. В нашем учреждении клиенту всегда рады: ведь к нам ему дорога заказана. 4. Виновник торжества произнес тост, в котором он поблагодарил собравшихся гостей и приказал долго жить. 5. Авторы публикаций пытаются схватить современную жизнь за живое. 6. Он попал в тюрьму, а она отдала Богу душу: приняла постриг и стала монахиней. 7. Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч устрашения в ожидании землетрясения. 8. У этих «заботливых» родителей дети спят на каких-то прокрустовых ложах. 9. Смешит зрителя драматург не один, а в компании с прекрасными актерами, которым палец в рот не клади, а дай только посмешить. 10. Мы должны проводить реформы в области госбезопасности и делать это на голубом глазу!

Упражнение 71. Восстановите фразеологические обороты, переиначенные в этих предложениях.

1.Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 2. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион. 3. Услышав неожиданную весть, мы не знали, как реагировать, у нас буквально глаза полезли на затылок. 4. Скрепя душу мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 5. Меня хотят сделать точкой преткновения. 6. Давайте говорить правде в глаза. 7. Тяжелый труд механизатора раньше времени уводит его в могилу. 8. Она не поверила ему ни на грамм. 9. Иван Сергеевич чувствовал себя к вечеру более-менее. 10. Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня душа отлегла. 11. Во главе угла партия поставила два вопроса. 12. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ. 13. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку. 14. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 15. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по окончании рейда. 16. Все поняли, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки.

Обобщающее упражнение

Упражнение 72. Определите, к какому типу лексических единиц относятся выделенные слова.

А. В эту ночь Настена не выспалась, а утром чуть свет решила сама заглянуть в баню. Она не пошла по телятнику, где в снегу была вытоптана стёжка, а по общему заулку спустилась к Ангаре и повернула вправо, откуда над высоким яром виднелась за городьбой крыша бани. Постояв внизу, Настена осторожно поднялась по обледенелым ступенькам вверх, перелезла, чтобы не скрипнуть калиткой, через заплот, потопталась возле бани, боясь войти сразу, и лишь тогда тихонько потянула на себя низенькую дверку. Но дверка пристыла.

Б. Если человек без видимой причины периодически проявляет злобную раздражительность и вечное недовольство всем и всеми, значит, он болен дисфорией. А если человека преследует тоскливое, апатическое настроение. Беспричинная грусть, пессимизм, значит, есть основания говорить о дистимии.

Упражнение 73. Определите, какой вид лексической ошибки допущен в предложении. Исправьте эти ошибки.

1. Декада узбекской кухни в нашем ресторане будет проходить пять дней – с 1 по 5 сентября. 2. Прошу Вашего разрешения выписать мне полтонны угля. 3. Услышав шум, он выскочил в коридор в чем мать родила, в одних трусах и майке. 4. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам. 5. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 6. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 7. Игорь, демобилизовавшись из армии, пришел к нам на завод и начал постигать слесарное дело с самых начальных азов. 8. Молодежь представлена сама себе, это принижает активность ребят. 9. До открытия чемпионата – рукой подать, и у руководства оргбюро забот хоть отбавляй. 10. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 11. Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры. 12. Мы перед принятием решительных решений. 13. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом семестре. 14. Работая в архиве, знакомишься с правилами архивной работы, испытываешь наслаждение от кропотливой, упорной и усердной работы с архивными материалами. 15. Не за горой тот день, когда остановится спад производства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.