Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура поведения и этические нормы общения



Своеобразным барометром нашего общения служит понятие культуры общения, которая взаимосвязана с культурой поведения. Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений – служебной, семейной, личной, политической и т. д. Один из основных принципов повседневной жизни – поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избегать конфликтов. Ничто не ценится окружающими нас людьми так высоко, как вежливость и деликатность. Знание норм поведения и следование им, сдержанность и умение контролировать свои поступки, внимание и уважение к людям – одним словом, все, что принято считать в обществе хорошими манерами, относится к культуре поведения человека и регулируется этикетом.

Этикет(от фр. etiquette – ярлык, этикетка) – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (формы обращения, поведение в общественных местах, манеры, одежда и т. д.), установленный порядок поведения, следование моральным, общественным нормам.

Термин «этикет» был введен французским королем Людовиком XIV, и им же процедура церемоний была доведена до совершенства. Позднее этикет «вышел из королевских покоев», став частью жизни всех слоев общества.

Первые попытки сформулировать правила поведения на Руси были сделаны в «Домострое», однако кодекс официального поведения появился в России при Петре I. В 1717 г. по его распоряжению была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», в которой содержались правила поведения дома и в обществе. Другая книга – «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708) знакомила русского человека с жанрами почтовой переписки, в том числе переписки любовной. В этой книге приводились фразы, которыми следует начинать и заканчивать письмо, выражать свои чувства к даме и т. д.

В 1720 и 1722 гг. появились две книги, заложившие основы современного служебного этикета: в 1720 г. – «Генеральный регламент», бывший, по сути, уставом государственной гражданской службы, а в 1722 г. – «Табель о рангах», положившая начало строгой системе чинов, званий, титулов, употребление которых было обязательным (практически без изменений) вплоть до 1917 г.

В 1889 г. в Санкт-Петербурге была опубликована книга «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон», получившая особую популярность, несмотря на наличие уже довольно большого количества литературы, посвященной правилам поведения в обществе, и не утратившая своей актуальности во многом и по сей день[16].

Так, книга содержит рекомендации для мужчин и женщин, как вести себя в обществе; рассуждения о комплиментах, шутках, правилах ведения разговора; советы о воспитании детей и др.:

«Как легкая и приличная шутка есть признак ума, так грубая насмешка и зубоскальство доказывают противоположное и одинаково нарушают как законы вежливости, так и законы великодушия.

Комплименты отнюдь не следует смешивать с тем отвратительным пороком, который называется лестью, и строго осуждается нравственным чувством. Комплименты должны быть просты и естественны, преувеличение и напыщенность отнимают от них все достоинство.

Красота, ум и грация – качества, заставляющие любить женщин; если природа отказала вам в первой, старайтесь дополнить ее двумя последними… Будьте скромны и не любопытны, нескромность отдаляет доверие, а любопытство навлекает несчастье.

Не начинайте разговора в ту минуту, когда кто-нибудь намерен говорить; не перебивайте его – это не вежливо.

Обыкновенно бывает, что люди, мало знающие, говорят много, а люди, много знающие, наоборот, говорят мало. Очень естественно, что невежда придает большое значение всему, что видит, говорит об этом всем и каждому, но человек сведущий, не охотно развертывает свой репертуар, ему пришлось бы говорить слишком много, а так как он знает, что есть еще многое, чего он не может сказать, то он и молчит».

Итак, что же такое культура поведения? Это поведение человека в соответствии с теми нормами и правилами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы обращения и общения с окружающими, умение правильно вести себя в различных ситуациях. Таким образом, поведение бывает реальным (практические действия и поступки) и вербальным (словесным). Эти два вида поведения должны соответствовать друг другу. Нельзя быть вежливым или обязательным человеком только на словах. Культурным считается тот человек, у кого знание этических принципов, моральных норм общества превратилось во внутреннее убеждение. Он поступает так не потому, что так нужно, а потому, что не может поступать иначе. К нормам культуры поведения относятся:

вежливость – доброжелательность в процессе взаимоотношений с окружающими людьми;

корректность – умение вести себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях;

тактичность – чувство меры, которое необходимо соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях; умение «чувствовать границу», за которой слова и действия могут вызвать обиду. Такт – это внутреннее чутье, позволяющее безошибочно чувствовать реакцию другого человека;

деликатность – умение определять и учитывать индивидуальные особенности людей;

скромность – отсутствие позерства, умение во всех ситуациях сохранять свою индивидуальность и не играть несвойственной себе роли;

простота – отнюдь не отказ от общепринятых норм этикета, не фамильярность, а общение, при котором люди не задумываются, кто расположен «выше», а кто «ниже» на социальной лестнице;

обязательность – умение выполнять свои обещания, что свидетельствует не только о честности, но и о надежности человека.

Д. Ягер в книге «Деловой этикет»[17] изложила основные принципы делового этикета, объединяющие вербальное и реальное поведение, которые, думается, актуальны не только в деловой сфере, но и в повседневной жизни:

1. Делать все вовремя.

2. Не болтать лишнего.

3. Быть любезным, доброжелательным и приветливым.

4. Думать о других, а не только о себе.

5. Одеваться как положено.

6. Говорить и писать хорошим языком.

Безусловно, культура речевого поведения формируется у человека в комплексе с перечисленными нормами и положениями. Требования, предъявляемые к хорошей речи и сформулированные в книге «Секреты хорошей речи»[18], неотделимы от общепринятых поведенческих норм – ведь нельзя быть «культурным наполовину».

Не случайно в перечне норм культуры поведения первое место отведено вежливости: вежливость – основной постулат и условие общения в социуме.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.