Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика расчетов и анализа показателей оценки предпринимательской деятельности



 

Оценка предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта позволяет выявить эффективность этой деятельности в условиях конкуренции. Основным инструментом оценки является анализ производственно-сбытовой сферы и финансового состояния хозяйствующего субъекта в производственной и коммерческой сфере.

Задачами анализа производственно сбытовой (коммерческой) деятельности и финансового состояния хозяйствующего субъекта являются:

· определение эффективности использования производственных и коммерческих возможностей, а также финансовых результатов;

· установление положения хозяйствующего субъекта на рынке, количественное измерение конкурентоспособности производимой им продукции (работ, услуг);

· оценка мер, определенных бизнес планом для устранения выявленных недостатков в производственно сбытовой деятельности и увеличения отдачи финансовых результатов.

Анализ предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта проводится с использованием статистических методов: сравнение, сводка, группировка, ценные подстановки и другие. При масштабном анализе могут использоваться методы экономико-математического моделирования.

Правильность принимаемых решений связаны с изучением целого ряда показателей, характеризующих тот или иной объект предпринимательской деятельности. Эти показатели могут быть объединены в три группы: оценочные, издержек производственно - сбытовой (коммерческой) деятельности, относительные.

К группе оценочных показателей относятся такие, как: объем продаж, выручка, валовой сбор, чистый доход и рентабельность.

Объем продаж определяется как общий объем реализации (услуг) по видам в полных измерителях. Анализ объема продаж проводится с использованием системы индексов, отражающих взаимосвязь цены, количества и состава продукции.

, (1)

где q — количество продукции в ответном и базисном периодах;

р — цена единицы продукции в отчетном и базисном периодах.

В абсолютном выражении количественное влияние данных факторов определяется следующим образом:

влияние цен Sp1q1 - Sp0q0

влияние качества Sp0q1 - Sp0q0

влияние состава товарооборота (Sp1q1 - Sp0q0) - (Sp0q1 - Sp0q0 )

Выгрузка определяется объемом продаж конкретного вида продукции (услуг) в сопоставимой оценке. Она определяет собой стоимость реализованной продукции (работ и услуг) за анализируемый период. Лучше всего исчислять на валовую выгрузку, а условно – сопоставимую, в этом случае она будет рассчитана в неизменных ценах.

Если из стоимости валовой продукции вычесть материальные затраты, можно определить валовой доход. Для определения чистого дохода следует всю произведенную продукцию за анализируемый период оценить в сопоставимых ценах и из полученной суммы вычесть стоимость сырья, других материальных затрат, сумму возвратных платежей в виде платы за кредит, рентные платежи, расходы по найму рабочей силы и общие управленческие расходы.

Следует отметить и показатели, используемые для оценки стратегической деятельности: долю рынка сбыта, показатели качества продукции, уровня обслуживания показателей и т. д.

Издержки производства это суммы затрат на производство товаров, продукции (услуг). Она образует внутреннюю стоимость товара и поэтому служит основой для определения исходной, продажной цены. Исчисляют средние издержки (путем деления общей суммы издержек производства на количество произведенной продукции), приростные (дополнительные, связанные с производством дополнительной единицы продукции наиболее дешевым способом), альтернативные издержки (определяющие прибыль, которую можно было бы получить, выбрав наиболее выгодный вариант использования ресурсов).

Важно выделить и издержки сбыта, которые в свою очередь подразделяются на чистые и дополнительные. Чистые издержки сбыта обычно связаны с актом купли продажи, а дополнительные - с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Для производителей и потребителей продукции важно выделить издержки обращения. В издержки обращения производителя обычно включают затраты на исследование рынков, рекламу, расходы на связь, выплату вознаграждения посредникам, расходы на предпродажный сервис, представительские расходы и другие. Издержки обращения потребителей составляют: транспортно - экспедиторские расходы, уплата таможенных пошлин, сборов, налогов, представительские и другие расходы.

Относительные показатели представляют собой различные коэффициенты, характеризующие эффективность производственно сбытовой деятельности хозяйствующих субъектов, использование ими задействованных ресурсов. Основное их назначение - служить базой для сопоставления при оценке уровня конкурентоспособности производимой продукции (услуг).

Любое предпринимательское формирование, действующее в условиях постоянно меняющейся рыночной среды, должно вести всесторонний учет и анализ результатов его деятельности, но и окружающей среды (макро-микросреды).

Реальную оценку итогов предпринимательской деятельности, ее эффективности можно получить на основе расчета доходности капитала. Показатель доходности капитала (Кq) определяется по формуле:

, (2)

где Пб – балансовая прибыль (определяется по данным Ф №2 "финансовые результаты и их использование" годового или квартального отчета);

К – среднегодовая сумма капитала, которая определяется делением суммы пассива баланса на начало и конец отчетного года на два.

В процессе анализа состояния предпринимательского формирования АПК выводы о его платежеспособности и финансовой устойчивости могут быть получены с использованием таких показателей как общий коэффициент покрытия, коэффициент соотношения заемных и собственных средств, коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, коэффициент маневренности собственных средств и другие.

Комплексный анализ деятельности предпринимательского формирования АПК по перечисленным направлениям и показателям позволяет объективно оценить его финансовое состояние, предугадать возможность банкротства и разработать стратегию развития.

Для того чтобы проанализировать финансовое состояние предприятия используют такие показатели как платежеспособность и ликвидность. Предприятие считается платежеспособным, если в конкретный момент времени имеет возможность погасить все свои внешние обязательства. В мировой учетно-аналитической практике для оценки платежеспособности используются следующие показатели:

· чистые активы – уточненная, реальная сумма собственного капитала.

Итог баланса – итог 4 и 5 разделов баланса

· собственные оборотные средства

Текущие активы (2 раздел баланса) – краткосрочные обязательства (5 раздел баланса)

Для оценки ликвидности рассчитывается коэффициент ликвидности:

· коэффициент абсолютной ликвидности – это отношение денежных средств и ценных бумаг к краткосрочным обязательствам (0,2-0,25);

· коэффициент быстрой ликвидности – это отношение денежных средств, ценных бумаг и дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам (0,7-0,8);

· коэффициент покрытия (текущая ликвидность) – это отношение итога 2 раздела баланса к итогу 5 раздела баланса.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.