Оценка предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта позволяет выявить эффективность этой деятельности в условиях конкуренции. Основным инструментом оценки является анализ производственно-сбытовой сферы и финансового состояния хозяйствующего субъекта в производственной и коммерческой сфере.
Задачами анализа производственно сбытовой (коммерческой) деятельности и финансового состояния хозяйствующего субъекта являются:
· определение эффективности использования производственных и коммерческих возможностей, а также финансовых результатов;
· установление положения хозяйствующего субъекта на рынке, количественное измерение конкурентоспособности производимой им продукции (работ, услуг);
· оценка мер, определенных бизнес планом для устранения выявленных недостатков в производственно сбытовой деятельности и увеличения отдачи финансовых результатов.
Анализ предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта проводится с использованием статистических методов: сравнение, сводка, группировка, ценные подстановки и другие. При масштабном анализе могут использоваться методы экономико-математического моделирования.
Правильность принимаемых решений связаны с изучением целого ряда показателей, характеризующих тот или иной объект предпринимательской деятельности. Эти показатели могут быть объединены в три группы: оценочные, издержек производственно - сбытовой (коммерческой) деятельности, относительные.
К группе оценочных показателей относятся такие, как: объем продаж, выручка, валовой сбор, чистый доход и рентабельность.
Объем продаж определяется как общий объем реализации (услуг) по видам в полных измерителях. Анализ объема продаж проводится с использованием системы индексов, отражающих взаимосвязь цены, количества и состава продукции.
, (1)
где q — количество продукции в ответном и базисном периодах;
р — цена единицы продукции в отчетном и базисном периодах.
В абсолютном выражении количественное влияние данных факторов определяется следующим образом:
влияние цен Sp1q1 - Sp0q0
влияние качества Sp0q1 - Sp0q0
влияние состава товарооборота (Sp1q1 - Sp0q0) - (Sp0q1 - Sp0q0 )
Выгрузка определяется объемом продаж конкретного вида продукции (услуг) в сопоставимой оценке. Она определяет собой стоимость реализованной продукции (работ и услуг) за анализируемый период. Лучше всего исчислять на валовую выгрузку, а условно – сопоставимую, в этом случае она будет рассчитана в неизменных ценах.
Если из стоимости валовой продукции вычесть материальные затраты, можно определить валовой доход. Для определения чистого дохода следует всю произведенную продукцию за анализируемый период оценить в сопоставимых ценах и из полученной суммы вычесть стоимость сырья, других материальных затрат, сумму возвратных платежей в виде платы за кредит, рентные платежи, расходы по найму рабочей силы и общие управленческие расходы.
Следует отметить и показатели, используемые для оценки стратегической деятельности: долю рынка сбыта, показатели качества продукции, уровня обслуживания показателей и т. д.
Издержки производства это суммы затрат на производство товаров, продукции (услуг). Она образует внутреннюю стоимость товара и поэтому служит основой для определения исходной, продажной цены. Исчисляют средние издержки (путем деления общей суммы издержек производства на количество произведенной продукции), приростные (дополнительные, связанные с производством дополнительной единицы продукции наиболее дешевым способом), альтернативные издержки (определяющие прибыль, которую можно было бы получить, выбрав наиболее выгодный вариант использования ресурсов).
Важно выделить и издержки сбыта, которые в свою очередь подразделяются на чистые и дополнительные. Чистые издержки сбыта обычно связаны с актом купли продажи, а дополнительные - с продолжением процесса производства в сфере обращения.
Для производителей и потребителей продукции важно выделить издержки обращения. В издержки обращения производителя обычно включают затраты на исследование рынков, рекламу, расходы на связь, выплату вознаграждения посредникам, расходы на предпродажный сервис, представительские расходы и другие. Издержки обращения потребителей составляют: транспортно - экспедиторские расходы, уплата таможенных пошлин, сборов, налогов, представительские и другие расходы.
Относительные показатели представляют собой различные коэффициенты, характеризующие эффективность производственно сбытовой деятельности хозяйствующих субъектов, использование ими задействованных ресурсов. Основное их назначение - служить базой для сопоставления при оценке уровня конкурентоспособности производимой продукции (услуг).
Любое предпринимательское формирование, действующее в условиях постоянно меняющейся рыночной среды, должно вести всесторонний учет и анализ результатов его деятельности, но и окружающей среды (макро-микросреды).
Реальную оценку итогов предпринимательской деятельности, ее эффективности можно получить на основе расчета доходности капитала. Показатель доходности капитала (Кq) определяется по формуле:
, (2)
где Пб – балансовая прибыль (определяется по данным Ф №2 "финансовые результаты и их использование" годового или квартального отчета);
К – среднегодовая сумма капитала, которая определяется делением суммы пассива баланса на начало и конец отчетного года на два.
В процессе анализа состояния предпринимательского формирования АПК выводы о его платежеспособности и финансовой устойчивости могут быть получены с использованием таких показателей как общий коэффициент покрытия, коэффициент соотношения заемных и собственных средств, коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств, коэффициент маневренности собственных средств и другие.
Комплексный анализ деятельности предпринимательского формирования АПК по перечисленным направлениям и показателям позволяет объективно оценить его финансовое состояние, предугадать возможность банкротства и разработать стратегию развития.
Для того чтобы проанализировать финансовое состояние предприятия используют такие показатели как платежеспособность и ликвидность. Предприятие считается платежеспособным, если в конкретный момент времени имеет возможность погасить все свои внешние обязательства. В мировой учетно-аналитической практике для оценки платежеспособности используются следующие показатели:
· чистые активы – уточненная, реальная сумма собственного капитала.
Итог баланса – итог 4 и 5 разделов баланса
· собственные оборотные средства
Текущие активы (2 раздел баланса) – краткосрочные обязательства (5 раздел баланса)
Для оценки ликвидности рассчитывается коэффициент ликвидности:
· коэффициент абсолютной ликвидности – это отношение денежных средств и ценных бумаг к краткосрочным обязательствам (0,2-0,25);
· коэффициент быстрой ликвидности – это отношение денежных средств, ценных бумаг и дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам (0,7-0,8);
· коэффициент покрытия (текущая ликвидность) – это отношение итога 2 раздела баланса к итогу 5 раздела баланса.