Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСОБЕННОСТИ ГИМНАСТИКИ



Движения крайне важны для нормального развития и роста ребенка, поскольку в результате систематической тренировки ни одна из систем организма не остается без изменений. Эти изменения касаются, в первую очередь мышц, костей, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что особенно важно в период их формирования и наибольшей пластичное'! и.


Чем раньше начинают гимнастику, тем легче сформировать пра­вильный динамический стереотип и тем устойчивее результаты. Особое внимание в занятиях гимнастикой надо уделять тем двигательным на­выкам, которые чаще используют в жизни. В первом полугодии жизни надо научить ребенка правильно поворачиваться со спины на живот, так как неправильный механизм этих движений приводит к деформа­ции позвоночника.

После 6 мес жизни надо научить ребенка ползать, и при этом пра­вильно, т.е. на четвереньках, а не подтягиваться на руках, в результате чего нижние конечности, не участвуя в движении, отстают в развитии. После 12 мес жизни следует научить ребенка правильно ходить, что способствует хорошей осанке и нормальной форме нижних конечнос­тей.

Необходимо соблюдать следующие условия гимнастики.

• Упражнения должны быть доступны, т.е. соответствовать возраст­
ным и функциональным возможностям ребенка.

• Методика, стимулирующая детей к выполнению упражнения, так­
же должна соответствовать возрасту.

Для детей с нарушениями психомоторного развития или с какими-либо заболеваниями, массаж и гимнастика более важны, чем для здоро­вых. Специальный режим движений часто становится основным эле­ментом комплексного лечения и наиболее эффективным средством ре­абилитации.

Безусловные показания к детскому массажу приведены ниже.

• Беременность, протекавшая у матери с разного рода осложне­
ниями.

• Внутриутробная гипоксия плода.

• Родовая травма.

• Недоношенность.

• Перинатальная энцефалопатия.

• Чрезмерная возбудимость или, наоборот, вялость, слабость, плохой
аппетит.

• Нарушения иммунитета различного генеза.

• Проявления асимметрии во внешнем виде.

• Гипертонус мышц сгибателей и разгибателей.

• Отставание в физическом развитии (плохо держит голову, долго не
встает на четвереньки, не сидит в полгода).

Существуют противопоказания к массажу и гимнастике.

• Все острые заболевания, протекающие с повышением температуры
тела.

• Тяжелые формы гипотрофии (атрофия).


• Гнойные и другие острые воспалительные болезни кожи, подкож­
ной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус,
импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и др.).

• Заболевания, сопровождающиеся ломкостью и болезненностью
костей.

• Рахит в период разгара и острое течение болезни с явлениями ги­
перестезии.

• Гнойные и другие острые артриты, туберкулез костей и суставов.

• Врожденные пороки сердца в стадии субкомненсации и декомпен­
сации.

• Различные формы геморрагического диатеза, особенно при гемо­
филии.

• Судорожный синдром.

• Острый нефрит

• Острый гепатит.

• Активные формы туберкулеза.

• Большие пупочные, бедренные, паховые и мошоночные грыжи, со
значительным выпадением органов брюшной полости или же при выра­
женной наклонности к ущемлению (во всех остальных случаях при на­
личии грыжи гимнастику выполнять желательно, но при обязательной
предварительной фиксации грыжи пластырьой повязкой).

При декомпенсированной гидроцефалии массаж проводят с особой осторожностью

УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ

Массаж выполняют на любой твердой поверхности, лучше всего подходит стол для пеленания. Необходимо застелить его чистой пелен­кой, под которую подкладывают клеенку и сложенное в 2 раза байковое одеяло. Расположить стол желательно так, чтобы была возможность подходить к ребенку с разных сторон. Температура в помещении долж­на быть не ниже 20 °С.

Массаж и гимнастику следует проводить за 0,5-1 ч до кормления или через 40-45 мин после него. Лучше всего массировать чистыми ру­ками, можно использовать тальк, детские масла и кремы.

МАССАЖ И ГИМНАСТИКА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

ВОЗРАСТ 1-3 МЕС

В первые месяцы жизни ребенка, когда у него сохраняется физиоло­гический гипертонус мышц-сгибателей конечностей, необходимо ис­пользовать только те рефлексы, которые связаны с разгибанием. На


этом принципе основаны все активные (т.е. когда ребенок совершает движения самостоятельно) упражнения. Что касается пассивных (со­вершаемых с помощью взрослого) движений конечностей, то в этом возрасте совершать их не имеет смысла, поскольку при наличии повы­шенного тонуса сгибателей выполнение этих движений связано с рез­ким сопротивлением ребенка и опасностью насилия над ним.

Таким образом, главной целью ежедневных занятий с ребенком слу­жит уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей рук и ног. Для этого необходимо частое общение и ласковый разговор с ребен­ком, которые стимулируют «комплекс оживления», отсутствие стесня­ющего движения тугого пеленания ребенка, частое выкладывание ре­бенка на живот, ежедневные теплые ванны и плавание, легкий поглажи­вающий массаж всего тела, стимулирование активных движений ребен­ка, связанных с работой мышц-разгибателей, для чего используют ос­новной двигательный фонд этого возраста (врожденные рефлексы).

ВОЗРАСТ 3-4 МЕС

Массаж должен быть более интенсивным. Вводят новый прием — растирание, выполняемое подушечками чуть согнутых пальцев, или применяют кольцевое растирание. Массаж всех частей тела должен на­чинаться и заканчиваться поглаживанием, что успокаивает ребенка, и хорошо расслабляет мышцы.

Целью занятий с ребенком в возрасте 3-4 мес считают нормализа­цию тонуса ног, воспитание первых навыков в изменении положения тела и развитие ручной умелости.

Этому способствует частое общение с ребенком, вкладывание в руч­ки удобных для захвата шрушек, теплые ванны и плавание, более энер­гичный массаж, активные движения на базе врожденных рефлексов, пассивные упражнения с вибрацией.

ВОЗРАСТ 4-6 МЕС

Целью занятий с детьми в 4-6 мес служат окончательная нормали­зация тонуса мышц ног, воспитание опорной реакции стоп, учеба ребен­ка удерживать предметы, развитие ритмичности движений. Для этого проводят ласковое общение с ребенком во время занятий, ритмичный счет, активные упражнения, основанные на врожденных рефлексах и стремлении малыша сесть, пассивные упражнения, игрушки, соответ­ствующие возрасту, плавание, массаж всего тела, включающий более интенсивные приемы.

Массаж детей этого возраста становится еще более продолжитель­ным и сложным. Помимо поглаживания и растирания, вводят новый


прием — разминание. В детской практике используют самые нежные ва­рианты разминания: валяние и продольное разминание. Движения должны быть мягкими, ритмичными, совершаться в среднем темпе (на­поминают движения рук при замесе теста). Необходимо избегать рез­ких рывков и защипывания кожи между пальцами. Для укрепления мышц применяют стимулирующие приемы: поколачивание и пощипы­вание, которые следует делать быстро, ритмично и легко.

ВОЗРАСТ 6-12 МЕС

Основной целью занятия с ребенком в возрасте 6-12 мес становятся обучение ребенка ползать на четвереньках, воспитывание координации и ритмичности движений, развитие понимания речи. Для этого необхо­димо часто ласково общаться с ребенком, используя крат кие точные ре­чевые инструкции во время занятий, давать ребенку возможность сво­бодно передвигаться вне манежа или кроватки, вводить новые, более сложные по координации движения.

Массаж спины, живота и груди совершают более энергично и разно­образно, используют все знакомые приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрацию и др.

Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж (точечную вибрацию). Он заключается в следующем: подушечкой од­ного пальца (I, II или III) надавливают на определенную зону (точку) с одновременной вибрацией, не отрываясь от нее в течение 5-15 с. Ко­лебательные движения должны быть очень мелкими (почти незамет-

гис. 3-3. Точечный массаж

ное «дрожание»), быстрыми, причем лучше, если скорость их будет меняться волнооб­разно (вначале медленные, в середине процедуры быст­рые, в конце снова помедлен­нее) Давление на точку также меняют: от поверхно­стного к сильному и к концу снова уменьшают. Точечный массаж делают руками по 2-3 надавливания с паузами между ними по 3-5 с, во вре­мя которых на массируемом участке проводят поглажива­ние (рис. 3-3).



Рис. 3-4. Точечный массаж рук


Для расслабления мышц-сгибателей рук проводят большее количество поглажи­ваний рук и груди, а также эф­фективен точечный массаж (тормозной метод) (рис. 3-4).

Эти приемы массажа соче­тают и чередуют с пассивны­ми упражнениями, причем упражнения делают только тогда, когда мышцы рук дос­таточно расслаблены.


ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливающие процедуры можно проводить только у здоровых де­тей с достаточной резистентностью организма к средовым факторам. В этой связи закаливающие процедуры у недоношенных детей, у детей часто болеющих, с хронической патологией следует проводить не в пол­ном объеме и осторожно.

В процессе роста и развития ребенку можно проводить различные закаливающие процедуры. Первой закаливающей процедурой являют­ся воздушные ванны. Они начинаются с 2-месячного возраста. Через 1-2 нед после воздушных ванн начинают закаливание водой. Влажные обтирания начинают не раньше чем в 2-3 мес, обливания — с 3-4 мес Гимнастику и массаж целесообразно начинать с 1,5-месячного возраста

ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздействия на организм. Обычно проводят либо в комнате (в холодное время года), либо на свежем воздухе летом (свето-воздушные ванны). Начинают при температуре помещения 20-22 "С, в дальнейшем для детей 1-2 лет — при темпера iype 19 °С. Длительность первых процедур составляет 1 мин Через каждые 5 дней длительность увеличивают на 2 мин Дети в 6 мес могут получать процедуру до 15 мин, после 6 мес — по 30 мин 2 ра­за в день Детям, плохо переносящим низкую температуру, рекоменду­ют постепенно снижать температуру воздуха в помещении и постепен­но обнажать тело.

Противопоказаны воздушные ванны детям с острыми инфекционны­ми заболеваниями, с неясным субфебрилитетом, ОРВИ Возобновление процедур после болезни начинают постепенно, как с первых занятий.


ЗАКАЛИВАНИЕ УФО

УФО активно влияет на иммунологическую резистентность орга­низма, предупреждает развитие рахита, увеличивает титр специфичес­ких антител, агглютининов, преципитинов, стимулирует фагоцитарную активность лейкоцитов, уменьшает аллергические проявления у детей. Образование эритемы служит своеобразной характерной особенностью действия УФО

В профилактических целях используется общее УФО ртутно-квар-цевыми лампами. Средняя биодоза на расстоянии 3 м от лампы обычно составляет 2-3 мин Начальная доза облучения равна У4 биодозы и до­водится до 2,5-3 биодоз. В осенне-зимний период необходимо назна­чать 1-2 курса облучения (20 процедур) с перерывом 2-2,5 мес, особен­но в районах с коротким световым днем.

ЗАКАЛИВАНИЕ СОЛНЕЧНЫМИ ЛУЧАМИ

Световоздушные ванны показаны детям первого года жизни в су­хую, безветренную погоду при температуре воздуха 22 °С и выше. Де­тям более старшего возраста (1—3 года) допускается проведение проце­дуры при температуре 20 °С Световоздушные ванны проводят как в по­ложении ребенка лежа, так и в активном положении — при игре в кро­ватке, коляске и т д. Необходимо постепенно обнажать тело. Продолжи­тельность первой ванны для детей первого года жизни составляет 3 мин, от 1 г до 3 лет — 5 мин, 4-7 лет — 10 мин Ежедневно можно увеличи­вать время световоздушных ванн, доводя его до 30-40 мин и более Важно следить, чтобы ребенку было комфортно. Противопоказанием для проведения процедуры также является ОРВИ, лихорадка, глубокая недоношенность.

Солнечные ванны — важно правильно дозировать время процеду­ры. На голову ребенка надевают панаму, можно использовать темные очки Долгое пребывание детей под прямыми солнечными лучами мо­жет принести вред. Необходимо наблюдать за поведением ребенка — появление слабости, утомляемости, гипотонии свидетельствует о пе­регревании. Продолжительность ванн 15-20 мин, количество 20-30 за лето.

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Водные процедуры делят на влажные обтирания, обливания, купание и плавание. Обтирания и обливания могут быть местными и общими. Проведению водных процедур предшествует закаливание воздухом — воздушные ванны и обтирание ребенка сухим полотенцем, рукавицей. Об­тирание сухой рукавицей следует проводить до легкой красноты кожи


Влажные обтирания (с 1-месячного возраста) проводят смоченной в воде и отжатой тканью (рукавицей). Сначала обтирают верхние конеч­ности — от пальцев к плечу, затем ноги — от стопы к бедру, далее — грудь, живот, в последнюю очередь — спину. Каждую часть тела необхо­димо вытереть насухо до легкого покраснения. При этом сочетают действия водной процедуры с массажем. Длительность одной процеду­ры — 1-2 мин

Начальная температура воды для обтирания детей 3-4 лет — 32 °С, 5-6 лет — 30 "С, 6-7 лет — 28 °С. Через каждые 2-3 дня ее снижают на 1 °С и доводят до 22 °С летом и 25 °С зимой для детей 3-4 лет, до 20 "С и 24 °С соответственно — для детей 5—6 лет, до 18 °С и 22 °С для детей 6-7 лет. По окончании обтирания ребенок должен быть тепло одет.

После перерыва водных процедур их возобновляют, так как и начи­нали: вначале сухие обтирания, затем влажные. Температура воды при 'влажных обтираниях после возобновления процедуры соответствует начальной, затем снижают ее более быстро.

Спустя 2 нед от начала влажных обтираний можно начать местные ножные ванны. Наиболее благоприятное время проведения — лето. Об­ливание ступней и голеней начинают с температуры воды 28 °С, далее охлаждают ее со скоростью 1 °С в неделю. Нижние пределы температу­ры воды 20 "С. Для детей 3 лет — 18 "С. Продолжительность процедуры для детей раннего возраста — 15-20 с. Обливание ног лучше проводить в ванне, ребенка усаживают на подставку. По окончании процедуры но-еги ребенка насухо вытирают.

Контрастные ножные ванны еще более увеличивают сопротивляе­мость организма к сниженной температуре среды. Методика проведе­ния заключается в следующем: наливают воду с температурой 37-38 "С, в другую — на 3-4 °С ниже. Количество воды необходимо такое, чтобы вода покрывала ноги до середины голеней. В течение 7 дней воду не ме­няют. Далее понижают температуру воды во второй емкости на 1 °С в неделю и доводят ее до 10 °С. Ребенок попеременно на 1—2 мин погру­жает ноги в емкость с горячей водой, а затем на 10—15 с — с холодной. Заканчивают процедуру погружением ног в емкость с холодной водой.

Количество попеременных погружений в первые процедуры состав­ляет 3-4. Продолжительность погружения конечностей в холодную во­ду возрастает постепенно, до 15-20 с. Увеличивают и число поперемен­ных погружений до 6. По окончании процедуры ноги вытирают до по­явления легкой гиперемии. После того как ребенок адаптируется к про­цедуре обливания ног, необходимо перейти к общему обливанию. При обливании ребенок может стоять или сидеть. Ручку гибкого шланга в ванне или в душе необходимо держать близко от тела ребенка (20-30 см).


Струя воды должна быть сильной. В первую очередь обливают спину, далее — грудь и живот, затем — правое и левое плечо. После процедуры ребенка вытирают насухо. Температура воды при первых сеансах обли­вания для детей до 1 года — 36 "С. Каждую неделю снижают температу­ру на 1 °С и доводят до 28 °С. Детям от 1 до 3 лет температуру воды с 34 °С до 28 °С зимой и 25-24 °С летом. Для дошкольников начинают с 33 °С и доводят до 24-22 "С. В холодное время температура воды долж­на быть не ниже 24 °С. Длительность обливаний от 30 с до 1,5 мин Тем­пература помещения должна быть не ниже 20 °С, а в теплое время вне помещения — 18 °С.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.