Согласно ст. 9 ЗоСС независимость судьи обеспечивается:
· Предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
Рассмотрение и разрешение судом различных категорий дел происходят в предусмотренной законом процессуальной форме – судебного заседания с участием сторон и других субъектов процесса. Закон устанавливает такой порядок производства по рассматриваемым судами делам, который не позволяет кому-либо вмешиваться в судебную деятельность.
· Запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по отправлению правосудия;
· Установленным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;
· Правом судьи на отставку;
· Неприкосновенностью судьи;
· Системой органов судейского сообщества;
· Предоставлением судье за счет государства мер правовой защиты, материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Эти гарантии независимости судьи, включая предусмотренные законодательством меры по его правовой защите, материальному и социальному обеспечению, распространяются на всех судей в РФ и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Согласно ст. 3 Закона в отношении судей и их близких предусмотрены следующие виды государственной защиты:
1) применение уполномоченными на то государственными органами (а именно органами МВД) мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;
2) применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;
3) осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию установленного законом права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи со служебной деятельностью.
Видами мер безопасности для обеспечения защиты жизни и здоровья судей, их близких и сохранности их имущества являются:
— личная охрана, охрана жилища и имущества;
— выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
— временное помещение в безопасное место;
— обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
— перевод на другую работу (службу) или изменение места работы (службы);
— переселение на другое место жительства;
— замена документов, изменение внешности (ст. 5-11 Закона).
Закон содержит систему правовых средств, направленных на реальное обеспечение неприкосновенности судьи (ст. 122 Конституции РФ, ст. 16 ЗоСС, ст. 15 Закона о Конституционном Суде РФ, ст. 16 ФКЗоСС, ст. 5 ФКЗоВС).
Неприкосновенность судьи прежде всего распространяется на его личность, а также на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Гарантией неприкосновенности судьи является также правило, запрещающее привлекать судью к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судебное решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
Уголовное дело в отношении судьи вправе возбудить только Председатель Следственного Комитета РФ, при наличии на то заключения судебной коллегии судей в составе трех судей соответствующего суда и согласия соответствующей ККС. Также только при ее согласии допускается привлечение судьи в качестве обвиняемого, его привод и заключение под стражу. Заключение судьи под стражу может быть применено не иначе как по решению судебной коллегии в составе трех судей соответствующего суда в связи с ходатайством Председателя Следственного комитета РФ. При отказе ККС дать согласие на производство в отношении судьи таких действий Председатель Следственного комитета РФ может обратиться по данному вопросу в Высшую квалификационную коллегию судей РФ.
Закон запрещает задержание, а равно принудительное доставление судьи в государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. В случае, если судья был задержан по подозрению в совершении преступления или подвергнут приводу, по установлении его личности он должен быть немедленно освобожден.