– «Приход на могилу просто способ показать, что об отсутствующем духе помнят и думают: это лишь символ. Я говорил вам, что именно молитва освящает ваши поминовения; место же, где это происходит, не имеет значения, если только молитва идёт от сердца.»
Духи людей, которым возводят статуи и памятники, присутствуют ли они на церемониях их открытия, и доставляет ли им это удовольствие?
– «Многие приходят, если могут притти, но они менее чувствительны к оказываемой им почести, чем к самой памяти о них.»
325. Отчего у некоторых людей появляется желание быть погребёнными предпочтительно в одном месте, а не в другом? Происходит ли это от того, что они возвращаются туда охотнее после смерти? И вся эта важность, которую они усматривают в столь матерьяльном вопросе, не является ли она признаком неполноценности, несовершенства духа?
– "Привязанность духа к какому-то определённому месту, клочку земли – признак нравственной неполноценности. Чем одна пядь земли лучше другой для Высокого Духа? Разве не знает он, что душа его будет соединена с теми, кого он любит, даже если кости их и окажутся разделёнными?"
– Когда заботятся о том, чтобы все члены семьи были погребены в одном месте, должно ли рассматривать это как недостойный пустяк?
– «Нет; это благочестивый обычай и свидетельство симпатии к тем, кого любили; если это соединение захоронений и не имеет значения для духов, то оно полезно для людей: так воспоминания больше сосредотачиваются.»
Душа, возвращающаяся в духовную жизнь, чувствительна ли она к почестям, воздаваемым её безжизненный оболочке?
– «Когда дух уже достиг определённой степени совершенства, у него нет более земного тщеславия и он понимает ничтожество всего этого; но знай всё же, что зачастую бывают такие духи, которые в первые мгновения своей матерьяльной смерти испытывают величайшее удовольствие от оказываемых им почестей, либо же досаду по поводу заброшенности своей оболочки; ибо они сохраняют ещё некоторые из здешних предрассудков.»
Присутствует ли дух на своём погребении?
– «Очень часто он присутствует там, но порою он не вполне сознаёт, что там происходит, если всё ещё пребывает в смятении.»
– Насколько ему приятно видеть тех, кто присутствуют на траурной церемонии?
– «Это зависит от чувства, которое их сюда привело.»
Дух только что умершего, присутствует ли он при прочтении своего завещания на собрании наследников?
– «Почти всегда, да. Бог хочет так ради его собственного просвещения и наказания тех, кто виновен. Именно здесь дух может судить, чего стоили слёзы наследников и их заверения; теперь для него все чувства открыты, и он испытывает разочарование, видя алчность тех, кто оспаривают друг у друга оставшиеся после него вещи; теперь ему стали ведомы их истинные чувства; но придёт и их черёд.»
Инстинктивное уважение, которое человек во все времена и у всех народов питает к мёртвым, есть ли оно наитивное предчувствие грядущей жизни, коим он обладает?
– «Это естественное следствие; не будь жизни грядущей, уважение это было бы беспредметно.»
Глава Седьмая
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ТЕЛЕСНУЮ ЖИЗНЬ
Преддверие возвращения – Соединение души и тела – Нравственные и интеллектуальные качества – Влияние организма – Идиотство, безумие, сумасшествие – О детстве – Земные симпатии и антипатии – Забвение прошлого
Преддверие возвращения
Знают ли духи время своего перевоплощения?
– «Они предчувствуют его, как слепой ощущает огонь, когда к нему приближается. Они так же знают то, что должны вновь обзавестись телом, как вы знаете, что однажды должны умереть, хотя вам и не известно, когда именно это произойдёт.» (См. 166).
– Стало быть, перевоплощение является необходимостью духовной жизни, как смерть есть необходимость жизни телесной?
– «Совершенно верно, так оно и есть.»
Все ли духи озабочены своим предстоящим перевоплощением?
– «Есть среди них такие, которые совсем об этом не думают, которые даже не понимают этого, что определяется степенью их большей или меньшей развитости. Для некоторых же неуверенность, в каковой они пребывают по поводу своего будущего, является их наказанием.»