– «Нет, оне развиваются постепенно, вместе с органами. Для него это новая жизнь, и нужно, чтобы он научился пользоваться своими новыми орудиями; мысли понемногу возвращаются к нему, как это происходит у человека, пробуждающегося ото сна, когда он оказывается в положении, отличном от того, в каком был накануне.»
Поскольку соединение духа и тела в зародыше не полно и окончательно устанавливается лишь после рождения, то можно ли считать, что зародыш имеет душу?
– «Дух, который должен одушевить его, существует некоторым образом вне его; зародыш, стало быть, если говорить строго, не имеет души, поскольку воплощение ещё только на пути осуществления; но он связан с той душой, которою должен обладать.»
Как следует понимать внутриутробную жизнь?
– «Это жизнь прорастающего растения. Ребёнок же живёт жизнью животного. Человек содержит в себе жизнь животную и жизнь растительную, каковые он дополняет с рождения жизнью духовной.»
Есть ли, как на то указывает наука, дети, которые от лона матери не родились жизнеспособными; и с какой целью это имеет место?
– «Это часто случается, Бог позволяет это как испытание либо для родителей, либо же для воплощающегося духа.»
Есть ли мертворождённые дети, которые не были предназначены для воплощения духа?
– «Да, есть такие, которые никогда не имели духа, который должен был воплотиться в них: для них ничто не должно было произойти. И тогда ребёнок этот является лишь для родителей.»42
– Может ли подобное существо достичь конца срока?
– «Да, иногда, но и тогда оно не будет жить.»
– Всякий ребёнок, переживающий своё рождение, стало быть, обладает духом, коий в нём воплощён?
– «Чем бы он был без него? Это не было бы человеческое существо.»
Каковы для духа последствия аборта?
– «Это жизнь, которая не состоялась и которую надо начинать заново.»
Является ли аборт преступлением, независимо от времени зачатия?
– «Всегда есть преступление, как только вы преступаете закон Божий. Мать или кто иной всегда совершает преступление, отнимая у ребёнка жизнь до его рождения, ибо это значит помешать душе вынести испытания, орудием коих должно быть данное тело.»
Если жизнь матери была бы в опасности из-за рождения ребёнка, было бы преступным пожертвовать ребёнком ради спасения матери?
– «Лучше пожертвовать тем существом, которого нет, нежели тем, которое есть.»
Разумно ли ставить знак равенства между зародышем и телом ребёнка, который уже живёт?
– «Во всём этом усматривайте волю Божью и дело Его; не будьте легкомысленны с вещами, коие вам должно уважать. Почему не уважать творения, каковые неполны порой по воле Создателя? Это входит в Его замыслы, о которых никому не дано судить.»
Нравственные и интеллектуальные качества
Откуда приходят к человеку его нравственные качества, хорошие или дурные?
– «Се суть качества духа, воплощённого в нём; чем чище дух этот, тем более склонен человек к добру.»
– Из этого, видимо, следует, что хороший человек – воплощение благого духа, а порочный – духа дурного?
– «Да; но скажи лучше, и так будет вернее, духа несовершенного, иначе можно было бы думать, будто дурные духи навсегда дурны, как те, кого вы называете демонами.»
Каков характер индивидов, в которых воплощаются домовые и духи легкомысленные?
– «Это ветреники, проказники, а порой и зловредные существа.»
З63. Есть ли у духов страсти, не свойственные людям?
– «Нет, иначе бы они сообщили их и вам.»
Один и тот же ли дух сообщает человеку как нравственные качества, так и качества ума?
– «Разумеется, один и тот же, и в зависимости от степени развитости, которой он достиг. Человек не имеет в себе двух духов.»
З65. Почему люди очень умные, что должно бы означать, что в них живёт высший дух, порой оказываются одновременно глубоко порочны?
– «Это оттого, что воплощённый дух недостаточно чист, и человек уступает в таком случае влиянию других, более плохих духов. Дух прогрессирует едва ощутимым восходящим движением, но прогресс его не идёт сразу во всех направлениях; в одно время он может продвинуться более в знании, в другое – в нравственности.»
Что думать о том мнении, будто различные умственные и нравственные способности человека являются результатом проявления множества разных духов, воплощённых в нём и обладающих каждый своим особым свойством?
– «Поразмыслив, нетрудно понять, что это нелепость. Дух должен обладать всеми способностями. Для того чтобы прогрессировать, ему нужна единая воля, и если бы человек был слагаемым разных духов, то этой бы воли не существовало и он бы потерял индивидуальность, поскольку при его смерти все эти духи разлетелись бы, словно стая птиц, вырвавшихся из клетки. Человек часто жалуется, что он не понимает некоторых вещей; курьёзно при этом видеть, как он сам умножает свои трудности, когда под рукой у него имеется объяснение совсем простое и совершенно естественное. Это опять-таки принимать следствие за причину. В данном случае с человеком происходит то, что язычники делали с Богом. Они верили, что богов столько, сколько и явлений в природе, но и среди язычников были люди рассудительные, которые усматривали в этих явлениях лишь следствия одной и той же причины, каковая есть Бог единый.»
Примечание. Мир физический и мир нравственный предлагают нам в этой связи множество сравнений. Раньше верили в существование множества видов материи, поскольку останавливались лишь на видимости явлений; сегодня же мы понимаем, что все эти явления при всём своём разнообразии вполне могут быть лишь видоизменениями единой изначальной материи. Так и различные способности суть проявления одной и той же причины, каковая есть душа, или воплощённый дух, а не множество душ, подобно тому, как разные звуки органа суть различные производные одного и того же воздуха, а не такого же числа родов воздуха, сколько есть звуков. Не то из такой системы взглядов следовало бы, что когда человек утрачивает или приобретает некоторые способности, некоторые склонности, то это происходит-де от того, что в него входит или из него уходит такое же количество духов, что сделало бы из него некое множественное существо, лишённое всякой индивидуальности, а следственно, и всякой ответственности. Помимо того, такой взгляд опровергается бесконечными примерами проявлений, в которых духи удостоверяют нам свою личность и тождественность.